Жемч. Ожер. Гл. 19 2019 г. Ч. 1-2 Памяти друга

Николай Александрович с внуками: Андреем, Макаром и Марьяной.

НЕИЗВЕСТНЫЙ  МАКАРОВЕЦ, КОТОРОГО ЗНАЮТ ВСЕ

21.03.2014  Автор:  Наталья ЗЕЛИНЬСКА
mk.tula.ru
Примечание: В этой статье могут наблюдаться отдельные небольшие повторы из биографии Н. А. Макаровца, приведённой в предыдущей части. Но опускать их не будем, так как они иногда показывают жизнь Николая Макаровца в других красках - в зависимости от видения этих моментов автором статьи или - рассказом  об этих событиях самим Н. А. Макаровцем".

Николай Александрович Макаровец -
Герой России, академик, лауреат Ленинской и Государственных премий, обладатель множества наград и званий, он живет в Туле без малого 30 лет. Не просто живет — принимает активное участие в жизни города и региона.

Генерального директора и главного конструктора ОАО «НПО „СПЛАВ“ знают в городе оружейников, за его пределами и даже далеко за пределами России. Думаю, что знают. Николай Александрович охотно и нередко беседует с журналистами. Вот и на этот раз он назначил встречу между двумя важными для него совещаниями. Нас предупредили: будет говорить о „СПЛАВе“, о реактивных системах залпового огня, о гражданской продукции предприятия… Обо всем, только не о себе. А накануне 75-летия нашего героя хотелось бы немного личного.

Революция 2017-го

Ожидания не обманули — разговор начался с новых совместных с учеными МГУ медицинских разработках «СПЛАВа». Серийный выпуск систем, позволяющих комплексно обследовать состояние человека по двум с лишним десяткам показателей, и не просто диагностировать, а передавать данные, контролировать все изменения, совершать ряд медицинских манипуляций в условиях нарастающего дефицита персонала, намечен на 2017 год.
Поговорили о системах охлаждения, выпускаемых «СПЛАВом»,— ими сегодня оснащен чуть не каждый поезд метрополитена, а в перспективе использование разработки в животноводстве и, в частности,— в птицеводстве. И после всех почти сенсационных
перечислений последовал вывод настоящего ученого, постоянно стремящегося вперед: мало у нас еще наукоемкой продукции гражданского назначения, очень мало.

Школу надо помнить

В маленький Кролевец Сумской области Великая Отечественная пришла, когда Макаровцу было четыре года. Он помнит ее косвенно: страхи матери во время ночных облав, которые в маленьком городке, окруженном лесами, оккупанты устраивали часто — искали партизан, обстрелы и бомбежки, родственники, еще детьми угнанные в Германию. Бабушка, окрестившая внука, как только город освободили от немцев. Отец, вернувшийся с фронта живым. Понятнее была послевоенная разруха и бедность. Бедность одна на всех.

— Мы все тогда жили примерно одинаково,— вспоминает Николай Александрович.— Что семья секретаря райкома, что семьи рабочих… Никто особо не выделялся.

Зато учились они в эти скудные послевоенные годы не за страх, а за совесть, понимали, что это — самый верный способ вырваться из бедности и провинциального захолустья. Итог закономерный — школа окончена с золотой медалью. И все дороги открыты — Москва, Киев, Ленинград… Но оказалось, Тула.

Николай Александрович признается: хотел служить в подводном флоте, но в училища был строжайший отбор по здоровью. А Тулу как оружейную столицу тогда знали. И механический институт как кузница кадров для оборонной промышленности всегда котировался по самому высшему разряду.

А на подводную лодку Макаровец все-таки попал. Много лет спустя. В качестве члена госкомиссии участвовал в пуске ракет. За работу по созданию двигателей этих ракет стал лауреатом Ленинской премии.

… Сейчас он обязательно приезжает в Кролевец каждый год. И непременно приходит в родную школу. Не просто приходит, шефствует там над ракетным кружком.

В ТулГУ — так теперь называется Тульский механический институт — он тоже приходит не просто так. Н. А. Макаровец возглавляет кафедру, преподает. И, конечно, примечает таланты…

— Конечно, талант — это редчайший продукт,— рассуждает Николай Александрович.— Его важно разглядеть. Не менее важно увидеть в молодом человеке нормального инженера.

Он вспоминает студента-третьекурсника горного факультета, который пришел в общежитие с самодельным пистолетом собственного «производства» и не нашел ничего лучшего, как там же и выстрелить. К счастью, обошлось без жертв, но скандал был страшный. Просто так оставить случившееся было невозможно. Поэтому скандалисту дали условный срок и… перевели на другой факультет, чтобы способности зря не пропадали.
Способности — способностями, но конструкторов-то выпускали тысячами, а пистолетов у нас — раз, два, три… и обчелся.

Макаровец вспоминает Стечкина. Его знаменитый пистолет — дипломная работа. Комиссия тогда сказала: «Остроумно, но стрелять не будет».— «Пожалуйста, пройдемте в тир»,— ответил Стечкин. Результат этой дискуссии известен всем.

Молодой, да ранний

После института Макаровец уехал на работу в Бийск, там и работал до 1985 года. Потом последовало предложение переехать в Тулу. Николай Александрович до сих пор благодарен коллективу «СПЛАВа» за то, что принял его,— на предприятии было много отличных конструкторов, были известные, были знаменитые. Например, Геннадий Алексеевич Денежкин, который звание героя получил раньше Макаровца.

Сложились отношения и с директорским корпусом Тульской оборонки. Сложились, а потом и укрепились в трудные 90-е, когда многие вопросы надо было решать вместе, а интересы отрасли отстаивать исключительно сообща.

Но до 90-х надо было еще дожить, а трудностей хватало и в восьмидесятые: в Туле положение с жильем было критическим. Например, на «СПЛАВе» очередь на получение квартиры превышала семьсот человек. За пятилетку, пока программу социального строительства не свернули окончательно, в очереди уже оставалась сотня людей. Да и потом, признается Николай Александрович, всегда находились способы помочь людям обзавестись жильем.

Что же касается первых лет реформ в России, ни один оружейник вспоминать этот период не любит. Особенно горько принимать тот факт, что оборонка в эти годы теряла людей тысячами. И далеко не все они были случайными в своей профессии.

— Горько видеть, когда молодым людям не хватает терпения, хочется всего и сразу, даже в ущерб собственному будущему,— размышляет Макаровец.— Я когда-то поехал в Бийск на зарплату в 110 рублей, а повышенная стипендия у меня была 135 рублей…

Терпение и труд

Вопрос: как он в тяжелые для оборонки годы стал доверенным лицом кандидата на пост Президента РФ В. В. Путина?

— В середине 90-х выполнили мы очень сложный заказ Минобороны,— вспоминает Николай Александрович.— Денег в стране не было, пришлось предприятию вкладывать свои. Работа сделана — оплаты нет. Я поехал к Клебанову, он тогда был первым вице-премьером по оборонке. Он позвонил Кудрину и получил категорический отказ. Он-то и посоветовал: Путин будет в Нижнем Новгороде, попробуй там выступить. Я заручился поддержкой всех наших руководителей предприятий. Поехал. Выступил: «Рабочий класс подставил плечо армии в трудное время…» По возвращении мне позвонили из приемной Путина, сказали, что деньги выделены, просили сообщить, дошли ли… Понятно, что долг платежом красен. Так что я был доверенным лицом в 2000-м, в 2004-м, в 2012-м… Я и сейчас — доверенное лицо Путина.

В прошлом году госбюджет в рамках федеральной целевой программы выделил на модернизацию оборонной промышленности три миллиарда рублей. В новом корпусе, где мы беседовали с Николаем Александровичем, средства распределились поровну — 50 процентов строительства финансировал бюджет, еще половину — «СПЛАВ», и работа по перевооружению производства продолжается…

В свободное время…

Свободного времени у него нет. Да и не было, пожалуй, никогда. Николай Александрович вспоминает, как приходилось встречаться с женой в самых разных городах: она летела из командировки, он — с полигона. Или — на полигон. Жена — химик-пороховик — после Бийска поставила, можно сказать, крест на собственной карьере. Хотя первый доллар, шутя вспоминает глава семьи, принесла в семью именно она — за какую-то публикацию…

Первый автомобиль — «Москвич-408» — тоже предмет шутливых воспоминаний:

— Подержанную машину мы купили в Москве и я с женой - Викторией, вместе с друзьями - Дудко Виктором и Ираидой, отправились на ней в… Бийск. С одной свечой в качестве запчастей и с ящиком хорошей «Столичной» водки в качестве валюты. 12 тысяч километров через Кавказ, Среднюю Азию… На перегоне Мары — Чарджоу, например, дорог не было совсем… Ничего, за месяц добрались. Доехали бы и быстрее, но надо же было все достопримечательности, все исторические памятники по дороге осмотреть…
Он и сейчас садится за руль. Обычно для поездок на дачу. Обязательно раз в год отправляется в Кролевец. Когда-то возил дочку в Шушенское… Попросила.

А что младшее поколение семьи Макаровцов? Старший внук избрал своим делом юриспруденцию. А вот младший вполне может стать конструктором. Он уже не только разобрать какой-нибудь механизм может — на это все дети мастера. Но и собрать все без лишних деталей у него тоже получается. Так что шанс продолжить семейную традицию имеется неслабый.

К этой статье мне очень хотелось бы добавить рассказ о таких изделиях НПО "СПЛАВ", как - АНГЕЛ и ПАЛЕЦ ХИРУРГА

В июле 2016 года в Туле проходила выставка -
 «Оборонно-промышленный комплекс России — новые возможности для медицинской промышленности».

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ
















 


Рецензии