Перегрев тормозов

       Зима. Учебные полеты днем на самолете « Ил-14». На левом сидении – второй пилот, на правом – командир эскадрильи. Полеты были в самом разгаре. В районе «Третьего» разворота пилот доложил руководителю полетов:   
       –  На «Третьем», с посадкой!  – хотя заход должен был быть с проходом.
 Но командир не вмешивался.
       –  Заход разрешаю!  – ответил руководитель.
    На посадочной прямой пилот доложил  руководителю: 
       –  Прохожу «Дальний», подтвердите посадку!
       –  Посадку подтверждаю!
 После приземления командир спросил у пилота: 
       –   У тебя какое было задание?
       –   Заход с проходом.
       –   А ты что сделал?
       –   Заход с посадкой,  –  потупившись, ответил пилот   
       –   Ну и что теперь?
       –   Не знаю,  –  ответил пилот.
Командир эскадрильи решил повторить полет. 
       –   Запрашивайся на полосу,  –  сказал он пилоту.
 И вот, подрулив к полосе, мы в очередной раз выруливаем на старт. Но не успели мы изготовиться и запросить разрешение на взлет как, опережая нас, руководитель полетов скомандовал: 
       –   Разворачивайтесь через левое крыло, освобождайте полосу по «Первой» и – в снег!
      Мы растерялись. Не понятно, с чем была связанна такая команда. Потом руководитель полетов дал указание борту, идущему на посадку, чтобы тот был готов к уходу на второй круг по его команде. А нам он пояснил:
       –   У вас горит левая стойка шасси! На прямой – борт с посадкой! 
       –    Что горит?  –  спросил командир, оглядываясь на экипаж,  –  посмотрите из салона, из кабины! Ничего не видно? Может это не у нас?  –  засомневался командир.
      Чтобы рассеять их сомнения, я продублировал команду руководителя. Тогда пилоты стали действовать решительнее. Развернуть самолет через левое крыло не получилось, так как левый тормоз уже не действовал. Тогда пилоты стали разворачивать самолет через правое. Пока разворачивались – то да се – шедший на посадку самолет «прожужжал» над нами, уходя на второй круг.
      Развернув самолет на 180 градусов, мы, наконец, освободили полосу по «Первой»  и с первой рулежной дорожки съехали в сугроб. Колеса  зарылись в глубоком снегу, и самолет, поднатужившись, остановился.
      Когда двигатели встали, мы все высыпали на улицу. Оказавшись на земле, мы увидели, что левая стойка шасси действительно дымит и извергает чад. Но пламя уже сбило снегом. Мы все сгрудились около дымящей стойки и стали закидывать ее снегом. Стойка шипела, оплавляя снег. На лицо – перегрев тормозов! Пилот, видимо с расстройства, на разворотах пользовался больше тормозами, чем двигателями. Вот и результат!
      Бортмеханик, Саша Безуглов – старый вояка – кидал снег лопатой, а мы, «безлопатные», подгребали снег к стойке ногами.  Пока мы охлаждали дымящуюся стойку снегом, прибежали два солдата, дежурившие на перроне. В руках у них было по огнетушителю. Мы обрадовались. Но как же мы удивились, когда увидели, что в огнетушителях ничего не оказалось. Сконфуженные солдаты отправились обратно. Следом приехала пожарная машина. Ну, уж теперь-то! И вот, раскатав рукава, солдаты из экипажа пожарной машины включили насос, но из брандспойта ничего не шло – в машине тоже было пусто. Собравшись, пожарники уехали, а мы, не дожидаясь помощи от пожарников, продолжили охлаждать стойку снегом.
        Но вот, показалась еще одна «пожарка»! Подкатив к нам и раскатав рукава, она ударила струей по дымящейся  стойке. На радостях бортмеханик бросил лопату и выхватил брандспойт у молодого пожарника – хотелось как можно быстрее залить горящую стойку водой. И показав, как надо тушить горящий самолет, бортмеханик отдал солдату брандспойт и отошел в сторону, наблюдая за его работой.
       И за всей этой неразберихой наблюдало наше Бригадное начальство! Оно приехало, чтобы на месте разобраться в случившемся. Начальство стояло на первой рулежной дорожке около «УАЗика» и наблюдало за действиями членов экипажа, бросая реплики то одному, то другому участнику тушения пожара.
       После того, как очаг возгорания был залит водой, начальство село в «УАЗик» и уехало. А прибывший тягач, подцепив самолет, потащил самолет в ТЭЧ на ремонт. И на этом для нас учебные полеты закончились.
      Спасибо руководителю стартовой службы аэродрома, что не дал нам улететь с возгоранием!


Рецензии
Забавная ситуация,вообще надо сказать, что с пожарными на аэродромах вечная беда....У нас была пожарная машина и даже на ходу, но в один год разморозили мотор. По каким-то причинам заменить его не могли и мастера в ТЭЧи быстренько приладили электромотор к насосу и кабель метров сто. На буксире тащи к месту и стой туши на здоровье..... Единственный аэродром на котором пожарные всегда на стреме и очень профессиональны это Раменское. Так там ЛИИ....

Виктор Баравков   31.10.2019 20:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор! Спасибо за отклик. В вашем случае умельцы с аэродромной службы проявили чудеса находчивости и смекалки. С уважением, Борис.

Миронов Борис Николаевич   07.11.2019 13:52   Заявить о нарушении