Отказ двигателя
за бортом ночь. В салоне тишина, зато в пилотской шумно и весело! Старые вояки: командир эскадрильи, подполковник Войтольянов, и борттехник, капитан Дибцев делились своими воспоминаниями. А вспомнить было что…
Комэск – участник Великой Отечественной. Летал на боевых самолетах. После войны остался служить в Польше, возить Польского Президента. За что за ним закрепилась кличка «Пан». Так звали его заглаза. А Саша Дибцев, в свое время, летал борттехником у Василия Сталина! Не раз Василий выводил его за хвост самолета на расстрел.
За разговорами прошли Границу, столицу Западной Украины, город Львов. Вот, и Киев позади. Полет близился к концу. Но при подлете к Брянску наш самолет как-то слегка колыхнуло, будто бы мы налетели на какую-то невидимую кочку в воздухе. Бросок был мало малоощутимым, но разговоры в кабине стихли сразу. Взоры пилотов приковала доска приборов. В чем дело?
– Задир поршня правого двигателя! – определил командир по стрелке прибора , показывающего температуру масла, и взглянул на борттехника. Саша Дибцев кивнул.
– Будем флюгировать! – сказал командир и приказал борттехнику, – Увеличить обороты левому двигателю!
За бортом сразу же взревел левый двигатель, недовольный таким решением. Командир приказал:
– Выключить правый двигатель! Винт правого во флюгер!
Капитан Дибцев доложил:
– Правый выключен. Винт во флюгере!
Командир:
– Открыть пожарные краны правого двигателя!
Капитан Дибцев доложил:
– Пожарные краны правого открыты!
Командир взглянул на меня:
– Доложи Москве!
Я связался с Москвой. Докладываю:
– Прохожу Брянск. Следую на одном двигателе – правый во флюгере!
Москва ответила женским голосом:
– Вас поняла! Вход в Московскую Воздушную Зону вам запрещаю! Вам предлагается произвести посадку на запасном аэродроме в районе Брянска. И, дав координаты, Москва добавила:
– Связь доложите!
Запасной аэродром молчал, и я доложил Москве:
– Запасной не отвечает.
– Тогда разворачивайтесь и следуйте на Тулу, – сказала Москва, – разрешаю следовать на Тулу напрямую! – Потом добавила, – И все время вызывайте Тулу на связь, а я буду теребить ее по «наземному каналу»!
Получив от Москвы команду, мы стали разворачивать самолет на заданный курс. Выходной день, да еще в ночное время – все полетные зоны были свободны. Взяв курс на Тулу, командир радостно заговорил:
– Как мы его? А! Раз, два – и готово! Двадцать секунд и двигатель остановлен! – командир говорил, обращаясь не только к Саше Дибцеву, но и ко всему экипажу. Он был доволен, что так оперативно удалось определить причину неисправности и остановить двигатель. Просто , «Мастер-класс!». Тут даже небольшой зевок мог привести к пожару!
Летим в облаках. Ночь – не видно ни зги! Я зову Тулу – Тула, как воды в рот набрала!
Тишина! Лишь, гул надрывно работающего левого двигателя нарушал тишину. В ночном небе, глухом и безразличном к нашим чаяниям, мы почувствовали себя брошенными путниками в пустыне. Ни звука, ни шороха, ни слова в эфире. Как будто вокруг все вымерло.
И лишь, Москва невидимой ниточкой связывала нас с землей. В процессе полета мы докладывали ей о своем местонахождении и высоте полета. И каждый раз к докладу прибавляли: «Тула нам не отвечает!» В ответ мы получали от Москвы заверения в благополучном исходе полета и наказ: продолжать вызывать Тулу.
И я ее зову, но все безрезультатно, как будто мои вызовы уходят в пустоту. И чем ближе мы подходили к ее аэродрому, тем неестественнее казалось нам ее молчание. Но вот и аэродром. Ура! Осталось нам не много! Вызываю Тулу на связь – и опять в ответ тишина. Докладываю Москве:
– Прохожу Тулу. Тула не отвечает. Приступаю к снижению!
– Разрешаю снижение. Облачность – по схеме. Снижайтесь до высоты круга. Связь доложите!
– Понял. Приступаю к снижению!
Мы снизились до высоты круга, а Тула все молчит. И лишь после того, как мы с ревом прошли над ее аэродромом на малой высоте, Тула, наконец, ответила, вышла на связь, и сразу же, как по команде, включились все аэродромные средства. Мы даже удивились – вот это, да! Москва, видимо, все-таки «достучалась» до нее по «наземному каналу»! Получив от Тулы условия захода, мы благополучно приземлились на одном двигателе на чужом аэродроме – да еще ночью! И это была наша, хоть и маленькая, но – Победа!
Послесловие.
А все-таки не так уж и одиноки оказались мы в этот трудный для нас час! Получив от нас тревожное сообщение, Москва подняла на ноги все службы управления, чтобы обеспечить нам безопасный полет и посадку.
В подтверждении этого, вслед за нами, в Тулу прилетел самолет «Ил-14» капитана Фролова В. А. На своем «грузовичке» он привез нам двигатель и бригаду ремонтников. Разгрузив самолет и оставив в Туле ремонтников, Фролов взял нас на борт своего самолета, и мы вылетели домой, на аэродром Чкаловский.
Отдохнув несколько дней, мы получили звонок из Тулы, где нас ждал наш боевой самолет. С капитаном Фроловым вылетели в Тулу. Пока мы готовили самолет к облету, капитан Фролов грузил свой самолет. Загрузив неисправный двигатель и ремонтную бригаду в свой «грузовичок», он стал ждать команду на взлет.
После проверки двигателя на земле, взлетаем. Убедившись в полете, что двигатель работает нормально, доложили Туле:
– Двигатель работает нормально. Борт – порядок! Разрешите отход?
– Отход разрешаю! Счастливого пути! Работайте с Москвой! Конец связи.
Мы попрощались и помчались домой, взяв курс на Москву.
В воздухе к нам присоединился капитан Фролов, и мы в паре с ним вернулись на базу.
Свидетельство о публикации №219040601857