Андрей тимофеевич болотов
Существует оправданное временем мнение, что в памяти народа дольше всего живут люди, нанёсшие им самые тяжёлые кровавые травмы, погубившие тысячи людей. Длинён список запомнившихся палачей, кровожадных вождей. В этом списке и Чингисхан, и Пугачёв, и Гитлер…
Но удивительно быстро забываются имена достойных, некогда почитаемых и уважаемых, истинно много сделавших для народа.
К таким , несомненно, относится Андрей Тимофеевич Болотов. Из множества полезного, внесённого им в жизнь нашего народа, остановимся наиболее интересном для любителей истории и старины.
Он за свою долгую жизнь ( прожил 95 лет), оставил в своих мемуарах самое пространное повествование о Тамбовской губернии 18 века. Был писателем – энциклопедистом, просветителем, многое знал, умел наблюдать жизнь, характеры людей, любил природу и понимал её.
В своё время Болотова по праву сравнивали с Ломоносовым, они были похожи характерами и близостью к простому человеку, считали своим главным учителем жизни…
Живший в эпоху царствования восьми русских монархов ( Анны Иоанновны, Ивана – 4, Елизаветы Петровны, Петра – 3, Екатерины – 2, Павла - 1. Александра -1, Николая – 1), много видавший за свою почти вековую жизнь.
Был он человеком разносторонних интересов: естествоиспытатель, Философ, писатель, журналист, переводчик, историк, экономист, изобретатель и врачеватель, музыкант и художник…
Он был первым русским учёным агрономом и селекционером, первый приступил к разработке теории агротехники, впервые в России начал опыты по выращиванию помидоров и картофеля…
Удивительно широк круг его интересов, занимался практическим врачеванием, исследованиями в области медицины, первым применил электролечение. Пользовался микроскопом, электрической машиной, самостоятельно изготавливал астрономические приборы…
Он начал издавать в России первый сельскохозяйственный журнал…
Писал пьесы, философские трактаты, систематизировал лекарственные растения, занимался лесоразведением и всюду добивался практических, полезных результатов, многими пользуемся мы и в наши дни…
Особую ценность представляют его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им для своих потомков» - своеобразная «энциклопедия русской жизни» второй половины 18 века.
Он увлекался живописью, его автопортрет хранится в Эрмитаже, а в Историческом музее Москвы – акварель с изображением казни Е.Пугачёва и его сподвижников, очевидцем которой он был.
Ко всем другим его увлечениям и талантам, он был конструктором и изобретателем, создал изолированный электрический провод, конные грабли, замок с кодовым устройством, приспособление для обрезки садовых деревьев, съёмник плодов…Хорошо знал слесарное дело, токарь великолепный, отличный резчик по дереву, занимался чеканкой…
Творческую, научную и литературную деятельность Болотова высоко ценили его современники – Президент Российской Академии наук А.А.Нартов, писатель и издатель Н.И.Новиков, был близок с М.М. Херасковым, Н.М.Карамзиным, современными ему российскими учёными. Талант А.Болотова чтил В.Короленко, его творчество изучали Л.Толстой, А.Блок…
Этот удивительно талантливый человек, неутомимый труженик, рачительный хозяин периодически, в течении почти трёх десятков лет посещал Тамбовскую губернию, где ему принадлежали в Кирсановском уезде деревни Шадская, или Тамбовская, Болотовка, Каравино и несколько хуторов…
И всегда, в любых условиях, будь то отдых от долгого пути посреди степи или в крестьянской избе, на постоялом дворе или в городской квартире А. Болотов составлял записки о своём пребывании в том или ином населённом пункте, писал об увиденном и услышанном, о людях, знакомых и ранее ему не известных
Впоследствии из этих, по словам Л. Толстого, драгоценных записок сложились мемуары, над которыми он работал около 30 лет.
Тульский помещик, учёный и писатель, изобретатель, что заставило его в течении тридцати лет совершать многонедельные, а часто и многомесячные поездки в наши края?
Причиной тому было Генеральное межевание. Требуется хотя бы небольшое историческое пояснение. Многие века наш край был редко заселён, земля никому не принадлежала, вокруг простирались бескрайние ковыльные степи, полноводные реки и дремучие леса.
Бери тучной, чернозёмной земли сколько желаешь, паши, коси, облагораживай её. И люди, особенно помещики, имевшие крепостных, брали земли сколько хотели. Часто никому было неизвестно, кому принадлежит это поле, этот лес…
Население росло, при большом богатстве землёй её вдруг стало не хватать, начались споры между соседями, судебные тяжбы, подкуп чиновников.
В 1762 году на престол вступила Екатерина - 2 и она решилась навести порядок с учётом земли.
Манифестом от 19 сентября 1765 года объявлялось Генеральное межевание. Фактические владения помещиков на 1765 год объявлялись узаконенными при отсутствии споров. Около 70 миллионов десятин перешло к помещикам бесплатно. Дворяне имели возможность по установленной государством цене покупать землю.
Генеральное межевание шло трудно, часто драматично, вспыхивали дикие споры и стычки, заканчивающиеся драками, убийствами, менялись старые границы, кому то приходилось терять землю, лес, угодья.
Генеральное межевание длилось почти сто лет и нашло своё отражение в русской литературе, вспомним «Дубровского» А.С.Пушкина…
Вот эту тяжко трудную работу в Тамбовской губернии и проводил Болотов, попутно и прикупая землю в наших краях.
Порядок, как и всегда было принято на Руси, наводился строго, даже жестоко.
«В манифесте было записано, что все те, кто имел такие земли, обязаны были объявить о себе в специально созданную комиссию. Указать в объявлении « что и сколько именно где завладел казёнными лесами и землями, и желает ли кто купить себе как оные, так и из прочих впусте лежащих казённых земель и сколько именно».
У тех же, кто « не объявит и после о том узнано будет, то у таковых описаны будут их деревни и половина их взята будет в казну, на государя, а другая отдана будет доносителю об утаившем, и продаже впредь никогда уже не учинится»…
По сообщению А. Болотова,дворян, завладевших государственными землями, было превеликое множество, и все они тем указом « перетревожились…до чрезвычайности».
Для нас теперь любопытна и позновательна картина, описываемая Болотовым о наших краях в те далёкие годы. «…подле самой нашей Тамбовской тамошней деревни находилась какая-то пустая и великого пространства степь, простиравшаяся в длину более нежели на 40. а в ширину около 30 вёрст,то и распахивали степь сию ежегодно, сколько кто был в силах, ибо вся она почиталась государственную и никому не принадлежащею, и как к тому никто из нас не имел права, то и подходили мы все под указ вышеупомянутый»,- сообщал помещик А.Т.Болотов.
К своим запискам Болотов, думается, не случайно эпиграфом взял слова Г.Державина:» Мила нам добра весть о нашей стороне…»
В мемуарах Андрей Тимофеевич рисует удивительно красочные картины. Они теперь давно исчезли, погубила, потеснила их цивилизация, о них только и можно теперь прочитать и мысленно представить.
«…увидел тут( в теперешнем Ржаксинском районе), в первый раз степные наши чёрные и толиким плодородием одарённые земли и те почти необозримые равнины, какими преисполнены наши степные уезды» - удивлялся автор записок….
В мемуарах он ещё будет писать о степных среднерусских просторах, удивляясь и восхищаясь их бесконечностью, спокойствием, плодородием. А иногда называя их преужасными…
В 1764 году Болотов посещает Тамбов и оставляет запись:»Город показался нам нарочито изрядным степным городом, хотя и имел одну только тогда длинную улицу, но церквей было в нём несколько, а лучшее здание составлял дом архирейский, построенный на самом берегу реки Цны, и довольно великолепно и замысловато. Был он со всеми своими церквами, оградою и башнями, хотя деревянный, но мы обманулись и сочли его сперва каменным: так хорошо был сделан и раскрашен»…
Много впечатлений оставил « славный Ценский лес, лежащий при берегах реки Цны и простирающийся на несколько сот вёрст в длину, а в ширину неодинаково, где на 20, где на 30 и более, и менее вёрст. И как он весь состоял из строительного старинного леса, и был тогда хоть и редок, но в состоянии ещё довольно хорошем….
В 1764 году деревня Шадская впервые приняла своего владельца.»Мы нашли её прямо степною деревнишкою, составленную не из дворов, а из хибарок, утопшею в навозе и наполовину раскрытою, с трудом нашли получше крестьянскую избёнку, где нам бы пристать было можно…»
Небольшое современное пояснение: деревня Шадская в разное время входила в разные уезды, в описываемое время в Кирсановский. Теперь это посёлок Тамбовский Ржаксинского района. Он упоминается в ревизской сказке 1811 года как « деревня Тамбовская», было в ней 32 души крепостных.
Так что, это наш край, и деревушка типичная и для многих наших сёл Уваровской волости, теперь бесследно исчезнувших…
Для определения границ своих владений помещик Болотов выезжает за пределы своей деревни.
«Мы сели верхами на лошадей и с наилучшими и разумнейшими из крестьян поехали осматривать нашу степь. Ездили почти целый день, объездили множество мест, утомили свои глаза своим смотрением на необозримую степь, усеянную таким бесчисленным множеством стогов сена, и не нашли, и не узнали ничего, кроме только того, что видели повсюду степь, поросшую ковылью и с начала света никем ещё не паханную и не обрабатываемую. А косили только на ней травы приезжие с разных мест и самых отдалённых селений разные люди без всякого права и дележа, но где кому прежде захватить и округу себе скосить случалось»…
Как бы хотелось, думаю, каждому из нас побывать в подобной необозримой степи! Как душевно о степном просторе пишет А.П.Чехов в своей повести «Степь». О былой степи остались только смутные воспоминания!...
В Тамбове автор воспоминаний снова любовался великолепным зданием архирейского дома, монастырём и одновременно ужасался мерзостям, которыми до краёв было наполнено это святилище. «Я наслышался о том от родственника и от некоторых других людей и не мог сперва тому поверить, покуда не услышал о том подтверждение от других многих.
Боже мой! Какое мздоимство господствовало в сем месте: всему положена была цена и установление. Желающий быть попом должен был неотменно принесть архирею десять голов сахару, кусок какой-нибудь парчи и кой чего другого, например, гданской водки или иного чего….
Всякому, посвящаемуся в попы становилась поставка (по современному – взятка!),не менее 100 рублей, в дьяконы – 80, в дьячки – 40…Без десяти рублей келейник ни о ком архирею не доказывал, а со всем тем от него всё зависело. Одним словом, они совсем стыд потеряли, и бесстыдство их выходило из пределов…если архирею мало давали, то припрашивал…»
Болотов приводит пословицу, пережившие века :что каков поп, таков и приход, то вследствие того не лучше архирея были и гражданские начальники. Даже призрак смерти не мог в некоторых из них страсть к мздоимству, уменьшить алчность…
Вот таковы были порядки на Руси! Читаешь и не веришь, что в наш век удастся победить, поколебать это зло…
Наблюдая жизнь простого люда, Болотов делает горький вывод: « О талалаи, талалаи негодные. Некому вас перепороть, чтобы вы были умнее, и строились, и жили бы порядочнее. Хлеба стоит у вас скирдов целые тысячи, а живёте вы так худо, так бедно, так беспорядочно! Вот следствия и плоды безначалия, мнимого блаженства и драгоценной свободы. Одни только кабаки и карманы откупщиков наполняются вашими деньгами, а отечеству один только стыд вы собою причиняете»… (талалаи – болтуны, пустословы ).
Есть о чём задуматься!
Нет сомнения, Андрей Тимофеевич Болотов бывал в наших краях. В своих мемуарах часто упоминает Грибановку и близ лежащие к ней деревни и деревушки.
Болотов пишет :» Объезжая с Павлом (сыном) место будущего поселения…увидев новое место и угодья близ него, признался, что оно во всём лучше…и потому не только согласился с отцом, но и желал быстрейшего переселения крестьян. Новую деревню решено было в честь сына назвать Павловкой, назначили место под господский двор и под крестьянские дворы, думали, где развести сад, где запрудить пока небольшой пруд, поставить гумна, завести огороды, вырастить дубовую рощу…На другой день целых четыре часа провели в поездке по своим владениям. Никогда ещё не видывали мы такое великое множество земли…
В следующий день избранное для поселения место было обмерено и снято Павлом на план, составлены планы будущего дома, всего господского двора и деревни…»
Читаешь мемуары А.Т.Болотова о далёкой жизни наших пращуров и ярко видишь обширную ковыльную степь от горизонта до горизонта, голубое небо и круги нарезающих коршунов под самыми облаками.
Невольно завидуешь белой завистью : приехали отец с сыном и в море – степи выбрали прекрасное место будущей своей жизни. Природа, тишина, покой и радость созидания…
Мемуары - честная, познавательная картина нашей истории, читаешь их и объёмнее видишь, лучше понимаешь то далёкое время, последующие поколения предостаточно на него нанесли грязи, неправды, не глубокого размышления.
Болотов любил русских крестьян, с которыми жил бок о бок, любовью строгого, справедливого отца. Наш народ не был для него иконой, в нём он видел и доброе и постыдное : пьянство, безделье, отсутствие инициативы, не стареющую в веках «русскую авось…сойдёт…и так хорошо…»
Он предвидел неизбежность освобождения крестьян от крепостного права, предоставления им свободы. Но глубоко и тревожно размышлял : нужна ли им свобода? Сумеют ли они пользоваться ей в своё благо? Не приведёт ли эта будущая свобода к анархии, ничего не деланию, пусто порожнему проведению времени?...
Жизнь Болотова во многих аспектах поучительна, у него работали и голова, и руки, что не часто бывает. Каждый прожитый им час был на пользу и себе, и людям.
Болотов всю свою жизнь при любых обстоятельствах и бытовых условиях вёл свой дневник, с десятилетиями он становился всё ценнее. Вот бы так каждому из нас!
Валентина Дмитриевна Филатова – библиотекарь города Мичуринска в заключение своей книги О А.Т. Болотове пишет:»Сейчас имя Болотова становится более известным, несколько раз переиздавались его мемуары, подготовлена обширная библиография учёного, открыт музей…»
В этом, 2014 году одно из московских издательств выпустило книгу Андрея Тимофеевича без сокращений. Читаем в ней слова дорогие и нам, как будто – бы и не прошло без малого 200 лет.
« Мне всю жизнь мою, пишет он, досадно было, что предки мои были так нерадивы, что не оставили после себя ни малейших письменных о себе известий и чрез то лишили нас, потомков своих, того приятного удовольствия, чтоб иметь о них и о том, как они жили, и что с ними в жизни их случилось и происходило, хотя некоторое небольшое сведение и понятие.Я тысячу раз сожалел о том и дорого бы заплатил за каждый лоскуток бумажки с таковыми известиями, если б только мог отыскать что – нибудь подобное.»
Какое доброе напутствие и пожелание каждому из нас!.
Пусть и мои скромные заметки позовут любителя истории, старины, прошлого родного края обратится к трудам этого великого и мудрого человека.
Август-декабрь 2012 года. Апрель 2014 года. Февраль 2022 года.
Свидетельство о публикации №219040600218