Возрастная периодизация 2

Начало темы http://www.proza.ru/2019/03/30/434

Что касается схемы, имеет смысл обратить внимание так же на двенадцатилетний цикл развития человека. Мы все знаем о периоде отрицания двухлеток.  Примерно в четырнадцать лет (12+2), период отрицания снова проигрывается, но уже на новом витке развития - на социальном уровне.  И чем больше было "задавлено" родителями и недопрожито, неполно прочувствовано в два года, тем больше выходит наружу, на отработку в четырнадцать лет. Родители получают "полный букет". Они могут даже не подозревать где и с кем поводит время их чадо. Тот самый подростковый возраст.
Ребёнок начинает понимать, что можно не бояться.  Чем больше на него давят, чем больше контролируют, тем большее противодействие рождается внутри. С двенадцати опять начинается лабильное, неспокойное шестилетие.
Но ситуация отрицания уже совершенно иная.  До двенадцати ребёнок ориентируется на семью, главные люди для ребёнка, стоящие "на пьедестале" - его родители, а после двенадцати это место занимают неформальные лидеры сверстники. И, чтобы ребёнок не пошёл на самые тяжкие эксперименты в своём отрицании и утверждении свободы, до этого возраста очень важно сохранить доверие и тепло в отношениях. Важно, чтобы в подсознании были верные ориентиры, тогда ребёнку есть с чем сравнить. Что бы он ни рискнул попробовать, он может выбрать позитив и у него есть возможность перейти с родителями на дружеские отношения.

12-летний цикл так же повторяется, делясь на четыре качественно отличающихся трёхлетних периода каждый. Обратите внимание - последовательно сменяются периоды наполнения (накопления, принятия), ассимиляции (присвоения, переработки, использования), развития полученного и затем утончения, детализации, совершенствования. Эти же периоды проживаются ребёнком в новом качестве на социальном уровне после 12 лет.

Вернёмся к рассмотрению в хронологическом порядке.
Возраст 3-6  так же, как и от рождения до трёх, лабильный период, когда всё быстро меняется и не очень стабильно. Продолжается период впитывающего разума, но примерно около трёх уже идёт переход в осознанность. У девочек это может произойти и в два с половиной. Есть дети, которые переходят в осознанность в районе трёх с половиной лет, это нормально.
Но совершенно другая картина у детей, с раннего возраста просиживающих за телевизором или компьютером, даже если это добрые мультфильмы и якобы развивающие компьютерные игры. Психика ребёнка так устроена, что ему нужно всё проживать в действии, в движении, проявлять активность на физическом плане, тогда он развивается. Сидение за экраном - занятие пассивное и совершенно не подходит малышам, не естественно. Вместо того, чтобы хорошенько "заземлиться", такие дети как бы зависают "над землёй", не раскрываются полностью. Они могут уже в 4 года знать много английских слов и разных терминов, но при этом иметь признаки аутизации, неустойчивую психику, истеричность до судорог и по многим другим показателям ещё оставаться неосознанными, иметь задержку в развитии. Они производят такое впечатление, будто находятся не здесь и сейчас, как нормальные дети, активно исследующие всё вокруг и проверяющие границы, а словно они полупрозрачные и где-то на расстоянии.

После трёх потребности ребёнка значительно меняются, многое противоположно тому, что было до трёх. Ребёнок уже успешен в самообслуживании, ходит на горшок.
Его речь развивается, усложняется, пополняется словарный запас. Он активно изучает, как она действует на других людей. После двух с половиной интересны отношения и взаимодействия. Развивается эмоциональность и нормально, если ребёнок уже способен сдерживать некоторые свои порывы, начинает понимать, например, что если бабушка спит, то мы говорим тихо, а покричать идём на улицу. 

Около четырёх ребёнок жадно увлекается буквами, спрашивает как какая называется и, выполняя интересные подводящие игровые упражнения, сам спонтанно начинает писать, а затем читать. Здесь важно, чтобы инициатива шла от ребёнка. Взрослые только создают условия.

Со счётом до трёх лет не спешим, считаем до пяти, а дальше только если ребёнок спрашивает. Он может запомнить цифры механически, но ещё не понимает, что один счётный предмет соответствует только одной цифре, то есть путается в количестве. С переходом в осознаность, ребёнок замечает эту тонкость и готов считать дальше.  Дети четырёх лет обожают большие числа, могут выкладывать цепочку до ста и до тысячи. Детям старше семи это уже не так интересно, а четырёхлеток не оторвать от этого занятия.

Постепенно развивается способность понимать абстрактные вещи и воображение. Важно, чтобы развивалась образность, созидательное творческое позитивное мышление. Степень абстракции в упражнениях меняется медленно, всё подобрано по возрасту.

Дети старше трёх продолжают много двигаться. Им важно бегать и лазать, прыгать, много гулять на улице. Ребёнок по-прежнему сам чередует занятия - он то позанимается чем то мелким, сосредотачивая внимание, тренируя руку, то порисует, то полазает, отдохнёт в движении. Дети регулируют это интуитивно и не устают. Совершенно недопустимо удерживать детей долго за столом. За столом выполняются только некоторые упражнения, подводящие к письму.
Движения утончаются, развивается точность, координация, возрастает сложность движений. У детей в возрасте четырёх лет гениальная телесная, мышечная память (это связано с периодами развития мозжечка). Поэтому всё, что они делают руками и в движении тела, они хорошо запоминают, их психика очень восприимчива. Им так же легко даётся запоминание связок сложных движений. Это закрепляется в подвижных играх со считалочками и с песенками на улице.  И именно поэтому в этом возрасте дети способны начать заниматься "ранними" видами спорта, но насилие и жёсткость, которые при этом часто допускается,  совершенно не приемлемы.

В целом, уже появляются мотивы и целенаправленность деятельности.  "Я сам" периода отрицания двух лет продолжается, принцип "помоги мне это сделать самому" очень актуален и для возраста 3-6.

Свобода в границах позитива, которые обязательно должны быть - только тогда ребёнок чувствует себя в безопасности и внутренне спокоен, а так же постоянство окружающей среды, мЕста, людей и доверие ко взрослым помогают рождаться самодисциплине. Ребёнок прислушивается, делает то, что его просит родитель, потому что любим, любит и доверяет.

Детям важно взаимодействие с другими детьми, вне семьи. Им важно, чтобы взаимодействие проходило в постоянной ограниченной группе, чтобы они знали детей и взрослых, с которыми сталкиваются.
Младшие повторяют за старшими, ходят следом, наблюдают. Старшие показывают младшим как что делать, помогают в том, что знают сами. Дети уже с кем-то дружат, а с кем-то нет. Есть дети, которым нравится заниматься вместе, а есть такие, что любят делать всё одни. У них у всех есть свои предпочтения и резоны. Они способны делать самостоятельный выбор и сами исправляют свои ошибки, которых не боятся.
Они уже знают, что не стоит мешать другим, когда они заняты делом. Они задают много вопросов и проверяют.
В возрасте 3-6 лет ещё нет потребности ходить куда-то на представления и выставки. Это большая нагрузка для психики, это может подождать хотя бы до пяти. Мини спектакли могут приезжать к детям, а не наоборот, чтобы представление проходило в привычной обстановке.

Возраст с 6 до 12 лет Мария Монтессори называла космическим планом. Ребёнок как бы вбирает в себя время, в котором он рождается. Это период конструктивного развития, проработки разума. Именно с шести мышление становится похожим на наше, взрослое.
После шести уже есть способность абстрактно мыслить - "я могу себе что-то представить", развивается способность понимания причинно-следственных связей между действиями и событиями, воображение созрело и начинает использоваться. Счастливый ребёнок, живущий в полной любящей семье (особенно девочки), образами, думая, играя, создаёт свою будущую счастливую жизнь. Родителям важно обращать внимание на то, во что играют дети, это очень показательно.

Дети в большинстве стран входят в пору ученичества. С шести лет они готовы к бОльшим нагрузкам в деятельности, готовы усердно трудиться над тем, что им по возрасту. По-прежнему во время занятий необходима возможность свободно двигаться, за столами только писать, а большую часть времени заниматься в удобном положении, свободно меняя его. Это важно для психики и для опорно-двигательного аппарата растущего ребёнка.

Трёхлетия, из которых состоит период, отличаются.

С 6 до 9 лет дети с жадностью интересуются многим, охват очень широкий - они пробуют себя в разных видах спорта, творчества, дополнительных занятий. Такая "жадность" нормальна для этого возраста. По возможности важно давать ребёнку испытать себя в разной деятельности и не стоит сильно переживать, если многое до девяти лет бросается.  Ребёнку важно самому на опыте убедиться подойдёт ему то или другое занятие. Дети этого периода - исследователи, им важно знать как что устроено, им интересны причины.
Дети активно общаются, группируются, лидируют, совместно что-то исследуют, затевают, рождаются общие проекты. Они, изменившись, в новом качестве изучают взаимодействие, общение. Могут подробно рассказывать родителю ситуации, в которых участвовали сами или наблюдали со стороны. И это не ябедничество, а попытка разобраться что к чему, как вести себя красиво, а как неприемлемо. Они проверяют и перепроверяют себя, ищут уверенности. Если ребёнок явно  знает ответ, возвращаем ему вопрос - а действительно, как бы можно было поступить в этой ситуации, помнишь так же было с Машей во вторник? Поддерживаем, но стараемся не навязывать своё мнение.
Эти моменты, когда ребёнок обращается, нуждается в подробном разборе ситуаций с близким взрослым надо беречь, не отмахиваться. Важно поддерживать доверие, давать опору, тем самым со временем помогая ребёнку справиться с задачей периода 6-12 - обрести ментальную независимость.
В целом, их жизнь уже выходит за рамки узкого постоянного социального круга и обжитого знакомого пространства. Вот теперь им интересны и по силам экскурсии, театры, концерты, музеи, походы, поездки, путешествия...

С 9 до 12 ребёнок - учёный. Как раз к этому периоду, если была возможность попробовать себя в разных занятиях, ребёнок уже может определиться что выбрать и начать совершенствоваться в выбраном, углубляться. Это ему теперь по возрасту. С ребёнком важно обсудить выбранное им занятие, договориться, что он будет продолжать заниматься, не бросит начатое, особенно, если для этого нужны значительные затраты на инвентарь или инструменты. Важно оценить возможности совмещать несколько интересов по времени, расставить приоритеты.

Продолжение следует

Фото автора


Рецензии