О месте рождения и об одном хорошем человеке

От Матфея, глава 5:

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

          *****

Мир вам, хорошим людям!

Родился я на Урале, на границе Европы и Азии. Поэтому мне близки как европейцы, так и азиаты.

Родился я в г. Челябинск-40 (теперь г. Озёрск), 01.03.1951. Этот город, друзья, был похлеще Янгиабада и Красногорска, Ташкентской обл., где мы также жили. Там охраняло меня государство 6-ю рядами колючей проволоки, это была ядерная цитадель Союза...

И сейчас в этот город трудно зайти и трудно из него выйти. Озёрск - закрытый город (ЗАТО).

Во время второй мировой войны перед СССР встала новая проблема: создание атомной промышленности. Сталину было известно о развёртывании крупномасштабных операций по созданию атомной бомбы в Германии, Англии, Франции и США, поэтому он принял решение немедленно учредить совещательный научный орган для организации и координации работ по созданию атомного оружия.

Атомный проект стали называть «Программой номер один». Город Озёрск (тогда лишь почтовый ящик Челябинск-40) был основан в 1945 году физиком Игорем Курчатовым по заданию Иосифа Сталина и под личным патронажем Лаврентия Берии. Большевистскому режиму как воздух нужна была атомная бомба.

Именно там женились мои родители, появилась на свет моя сестра, в 1947 и я, в 1951. Но прожил я там лишь мои первые 6 месяцев жизни, поэтому "ничего не помню", говорят там красивые озёра.

Этого города не было ни на одной географической карте, а жители имели прописку одного из районов Челябинска. Так я родился в Ленинском районе, мальчик 51 см, 4100 г. Есть у меня такая книжечка - "Памятка молодой матери" с этой информацией, где упоминается Молотов и Сталин (см. фото).

На фото я поставил 3 странички "Памятки..." из 10. Где-то читал, что рождённых в Челябинске-40 (Озёрске) прописывали в Ленинском районе г. Челябинск. Однако сейчас ул. Пролетарская 5 (см. фото) находится теперь, похоже, в Центральном районе г. Челябинск. В Озёрске ул. Пролетарская 5 я не нашёл. Но это не важно...

Мои родители не говорили со мной о том времени...

А вспомнил я о моём месте рождения однажды, прочитав статью в МХГ (Международная Христианская Газета) о церкви (аналогичной моей теперешней поместной церкви), которая примерно с 60-х годов прошлого века там существовала, вопреки бдительности всесильного КГБ.

Тогда это казалось невозможным: Комитет Государственной Безопасности зорко следил за тем, чтобы "религиозная зараза" не проникла туда, в эту ядерную цитадель за шестью рядами колючей проволоки.

Так вот эта церковь теперь на легальном положении и нуждалась в деньгах для приобретения дома молитвы. Я им помог деньгами (передал 1000 евро через мою церковь) и познакомился в этой связи с одним хорошим человеком, христианином.

Он был другом моих родителей, У них было общее прошлое. Их вместе выслали в 1931 году на Урал из южной Украины, отобрав дома и забрав мужчин определённого возраста (отцов и старших братьев), которые больше не вернулись.

Это были немцы-меннониты, их раскулачили. Другу моих родителей было тогда, когда я впервые написал эту заметку (в 2011 году), 90 лет. Живёт он со своей семьёй уже давно в западной Германии.

Когда я ему позвонил, мне ответил молодой, чёткий голос. Мы беседовали более часа. Вернее: он говорил, а я слушал.

Он вспоминал, как моя мама ему рассказывала: "Абрам (мой отец) вызвал меня жениться (они были в разных трудармиях), а ведь у него ничего нет". У папы была тогда лишь одна фуфайка с одним чёрным рукавом и одним синим, пришитым белыми нитками.

И жили они в бараке, в одной комнате с "сотней" других людей. Вспомните земляки-"узбеки" наше жильё на хлопке на нарах, именно так прошёл медовый месяц моих родителей.

А у друга родителей была уже своя землянка, одна комната, он был женат. Мама была беременна и сказала: "А у вас же в землянке один угол свободный. Можно нам там жить?" И он разрешил...

Познакомились они, он и мои родители, в поле, куда согнали женщин и детей, чтобы в скотских вагонах вывезти их из Украины на Урал. Им было тогда 10-12 лет (1931 год).

Перед этим семью моих родителей, как и других, выгнали из дома и они жили некоторое время в своём пчелином доме. Взрослых мужчин забрали и они пропали. Это были немцы-меннониты, которые поселились там где-то в 1800 году, по договору с русскими царями того времени и жили немецкими колониями.

Меннониты отличались от других немцев тем, что у них были большие привилегии. Они пацифисты (это была причина их переселения из Германии на Украину) и у них не было воинской обязанности. У них были большие участки земли.

У моих дедов было по 60 га земли. Они были земледельцами, семьи их были большими. Меннониты вели здоровый образ жизни и жили в достатке. Они не знали русского. Дом, школа и церковь - всё было на немецком...

Друг родителей рассказал и о своей суровой жизни. Он выучился в техникуме и устроился незаменимым руководителем на одном заводе. Но через некоторое время к нему подошёл один в штатском и сказал, что ему здесь нельзя работать.

То же повторилось в другом городе. Пока он не узнал, что особая отметка в паспорте указывала, что он сын врага народа. А работать таким в городах и на заводах запрещалось.

Он пришёл к вере довольно поздно, лет в 45, как и я. Но успел в Союзе отсидеть за веру 3 года. Обвинялся он в том, что учил детей игре на музыкальных инструментах. На что он ответил, что не может играть даже на балалайке. Но дал детям музыкальное образование. В их дом приходили и другие дети христиан, чтобы вместе поупражняться в игре...

Бог прославлял Себя через него и в тюрьме. Вокруг него собирались блатные и он читал им из Нового Завета, который удалось нелегально ему передать. Он обучал заключённых работе по дереву. Был строг...

Когда однажды новый заключённый пошёл на него с ножом, то двое других опередили его и тот должен был уважительно извиниться. При нём старались не материться...

Бог дал ему 5 детей, которые выросли и стали христианами. А старший, став миссионером, также отсидел свой срок за веру.

Жена друга родителей, которую он безмерно любил, имела свою жуткую историю, о чём не буду рассказывать, умерла.

А пришла она к вере именно в Челябинске-40, быть может даже тогда, когда и я был там? Крестилась она ночью, чтобы никто не заметил. Это было опасно. Друг родителей разрешил ей это сделать, хотя и не был тогда верующим...

Он с любовью и теплом рассказывал, как последние 5 лет до смерти жены, он следил и ухаживал за ней.

Рассказал и много другого, больше жуткого, с любовью, теплотой и лёгким чувством юмора...

А на рождество он вспомнил обо мне и позвонил. Прекрасный человек. Дай Бог ему долгих лет жизни. Он звонил опять недавно, хочет со мной встретиться. Видно чувствует, что жить ему осталось недолго...

Я эти воспоминания взял из ранее написанного. Недавно узнал что он умер... Так его я и не посетил, несмотря на то, что он мог бы рассказать мне много интересного... и приглашал меня к себе в гости. Не хотелось обременять их ночёвкой. А в один день проехать более 1000 км для меня было многовато...

Видимо нужна была рабочая сила в Узбекистане на объектах, аналогичных Челябинску-40 и мои родители воспользовались этим в 1951 году - отправились в Узбекистан.

Мне было 6 месяцев и был я довольно слабенький. Есть было нечего, а в детских болезнях недостатка не было. В поезде меня хотела усыновить одна бездетная, но зажиточная семья, однако родители меня не отдали. Слава Богу!

Так родители попали в Янгиабад или Развилку, как тогда назывался этот посёлок, Ташкентской обл.

Думаю, что историю Красногорска, куда мы переехали в 1958 году, можно сравнить с историей Янгиабада и с историей Озёрска (Челябинска-40).

Янгиабад строился в основном силами немецких переселенцев с Волги и других районов СССР, а не военнопленных, как это часто считают (военнопленных, возвращаемых в Германию, даже в Восточную, в урановые шахты не допускали бы).

Возможно, вследствие влияния немецкой культуры город имеет своеобразную архитектуру, напоминающую архитектуру немецкого городка XIX—XX века, неожиданную для взора человека, впервые попавшего в этот средне-азиатский городок. В городе нет зданий выше 3 этажей. Вероятно, это также связано с высокой сейсмической активностью в этом регионе. Дома были рассчитаны на 9-балльные землетрясения.

P.S.: О моём дошкольном детстве в Янгиабаде я уже оставил воспоминания (миниатюры): "Воспоминания дошкольника. Янгиабад, Таш. обл."


Рецензии