9. Экзистенциальное путешествие в сознание

Власть как экзистенция.

Введение.

Экзистенциальные черты Власти.

3. Христианская социология и экзистенциальность.

3.2. Экзистенциальное путешествие в сознание.

Основные идеи, понятия и принципы экзистенциальной философии развивались как бы в процессе погружения сознания внутрь себя самого. В этом философском путешествии сознание пыталось понять свои отношения со своим «Я», свои отношения и отношения своего «Я» к тому, что окружает и «Я», и сознание, в котором это «Я» присутствует.
Существование этого бытийного, онтологического, «зазора» между сознанием человека и человеческим «Я», позволяет человеку самосознавать самого себя, общаться с самим собой. И, одновременно, существование этого «зазора» является главной тайной и препятствием на пути познания человеком самого себя и той общественной среды, в которой он живёт. Эта тайна заключена в том, что каждый человек, являясь, с одной стороны, составной частью и членом этого общества, с другой стороны, видит себя равновеликим всему этому обществу; он видит в себе возможность быть независимым от этого общества и не имеет реальной возможности реализовать эту свою потенциальную независимость от общества.
Конфликтность этой ситуации - само существование «зазора», становится «движителем этого философского путешествия вглубь себя». Попытки освобождения - обретения Свободы и Власти, приводят человека, в конце концов, к осознанию роли Совести в его жизни. К пониманию того, что нравственность является онтологическим основанием сознания. - Того, что сама бытийная «ткань» существования человеческого «Я» - «соткана» из нравственных сил человеческой души, объединённых под понятием о Совести.
***
Философское путешествие сознания в свои глубины, о котором идёт наше рассуждение, мы начнём с философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Не потому, конечно же, что эта философия действительно является началом философского пути человека к самому себе. Этот путь начался со времён ранней античности и даже прежде, - тогда, когда среди мифов о творении мира, ещё только стали появляться мифы о героях.
Просто философия жизни, как начало наших исследований, нам практически удобна. - Тем, что ко времени её появления в недрах философии, как науки о бытии и мировоззрениях сознания, уже появились те понятия, которые стали формировать психологическую и социологическую мысль, постепенно выделяя психологию и социологию в самостоятельные научные системы.
Искомой нами начальной новизной философии жизни является её обращение к восточному иррационализму, в отличие о всей предыдущей философии, которая твёрдо основывала себя на фундаменте из западного рационализма.
Неожиданность появления иррационалистической трактовки основных проблем существования человека заключалась в том, что всё развитие европейской цивилизации в это время - первая половина XIXв., шло весьма успешно. И главными успехами цивилизации были, как раз-таки, морально-этические достижения общественного сознания: победа над рабством и гуманизация общественных отношений, научный прогресс и первая технологическая революция; это позволило общественному сознанию покорять природу в невиданных ранее масштабах, и рождало в обществе веру в возможность рациональное устроение человеческой жизни, как отражения рационального бытия самого мира, и подтверждало правоту рационализма в познании мира и человека.
Но, как выяснилось, свет рационализма способен отбрасывать тени. И то общественное сознание, которое, казалось бы, было полностью охвачено и освещено прогрессом рационализма, оказалось полным «теней» индивидуального сознания, явлений регрессии рационализма, и общество, которое всем мнилось здоровым или выздоравливающим, во всяком случае, предстало перед сознанием насквозь больным, нравственно больным; и даже более чем больным, - смертным, обречённым на смерть и лишённым тех радужных перспектив, которые ему планировал рационализм.


Рецензии