В. Агошков. 1903г. Пастырь и пасомые...

В.Агошков. 1903г. Беседа Владыки. Пастырь и пасомые

Из Епархиальной жизни. 1903 год.

2-го сентября Его Преосвященство совершил литургию в Кромском Успенскомъ соборе,
3 сентября в Кромской Женской общине,
4 сентября в Дмитровском Троицком соборе,
6 сентября в Севском женском монастыре,
7 сент. в Севском Успенском соборе.

19-го, в 5 часов вечера, в Епархиальное женское училище, где происходило заседаше Епархиального съезда, прибыль Преосвященный, который начал беседу указанием на то, что Епископу трудно точно узнать религиозно-нравственное состояние своей епархии. Благочиннические отчёты обычно состоят из общих фраз, въ роде того, напр., что „прихожане – народъ добрый, благочестивый и к посещению храмов Божьих усердный"...

А между тем из личных бесед Епископа со священниками и светскими людьми, из периодических изданий и других источников открывается, что за последние годы крестьянская жизнь сильно понизилась в религиозно-нравственном отношении, так что во многих случаях приходится признать полное нравственное „разложение" крестьянского населения, еще сравнительно недавно нравственно здорового и благочестивого...

Обнаруживается также и другое печальное явление – с каждым годом усиливающееся отчуждение пастырей от народа, В прежнее время священники в совершенстве знали всех своих пасомых и близко стояли к ним. Теперь же замечается обратное: пастырь и пасомые стоят друг к другу лишь в официальных отношениях, безъ прежней простоты и искренности. А когда нетъ близости пастыря к пасомым, то не может быть и речи о пастырскомъ влиянии на жизнь народа. Поэтому нужно обсудить сообща такой вопросъ: что нужно и чего не нужно делать пастырямъ для сближения с пасомыми?

На этот вопрос, предложенный Преосвященнымъ для общего обсуждения, один из депутатов отвечал следующее:

«Я почти четверть века служу въ сельскомъ приходе… Прежде батюшка, собирая новину, посидит и братски побеседует почти в каждой хатке, а теперь этотъ обычай заключается в одномъ только сборе хлеба. Многие священники теперь гнушаются и трапезу разделить с крестьяниномъ, на поминах, напр., или празднике, хотя за этой трапезой можно было бы близко и назидательно побеседовать о многихъ жизненных случаяхъ"...

На это Владыка, между прочимъ, заметил, что нельзя строго осуждать нынешних молодыъ батюшек за их уклонения от поминалъных и праздничных обедов в селах. Теперь и в сельской жизни замечается распущенность: поминальные и праздничные обеды часто превращаются в пьяные пиршества, на которыхъ священнику и присутствовать неприлично.

Депутатъ 2 сказалъ, что одна изъ причин разделения пастырей от пасомых – взимание за каждую требу. Нужно быть нестяжательными, и тогда народ перестанет отно-ситься к духовенству с недоверием. Преосвященный ответилъ на это приблизительно такъ:
„Полная нестяжательность требует от священника великого самоотвержения, потому что тяжело переносить бедность и одинокому, а еще тяжелее многосемейному. Священник должен и жить прилично, и детей содержать в учебныхъ заведениях на всё это нужны средства, а где же ихъ взять, если отказаться от платы за требы? Казенное жалованье вряд ли скоро перейдет установленную норму – 400 руб.; значит, и оно не освобождает духовенство от взимания платы за требоисправления...

Депутатъ X. указалъ на перемены… Крестьяне смотрят на жизнь духовенства, какъ на роскошную и стесняются обращаться к священникам за советами...
Другой депутатъ У. высказал мнение, что сближение пастырей с пасомыми, всего скорее, может произойти на почве собеседований священника с народом. Преосвященный сказал приблизительно следующее:
«Собеседования не могут принести надлежащей пользы, пока народ наш будет пребывать в том религиозном невежестве, в каком он находится ныне… Наш простой народ – это нива черноземная, ныне, к сожалению, поросшая бурьяном. На такой ниве, прежде всего, нужно уничтожить бурьян, разрыхлить почву и только после этой подготовки начинать посев...»
 
Далее Валдыка высказалъ свое суждение о проекте восстановления древних приходов, какъ средстве к усилению пастырского влияния на прихожан… Почему везде замечается оскудение духа Христова? Можно ли надеяться на то, что священнику, при настоящих условиях жизни, удастся взять в свои руки и церковную, и земскую школу, стать первым по влиянию лицом в попечительстве и во всем приходе, и объединить в одну малую церковь и простой народъ, и интеллигенцию? Можно ли, говоря короче, надеяться на восстановление в настоящее время древнего прихода с церковным строем и духом?"

Всё собрание ответило на вопрос Владыки отрицательно. Некоторые из депутатов указали при этом на то, что „интеллигенты", живущие в сёлах, помещики, врачи, учителя и т.п., часто неприязненно относятся к духовенству и не расположены помогать ему в благоустройстве приходской жизни. По словам одного депутата, даже в школе, если она земская, священник-законоучитель часто встречает противодействие со стороны учителей своему пастырскому влиянию на учеников... Законоучитель, например, говорит ученикам о благочестивом провождении Великого поста, а учитель на глазах учеников есть скоромное, заставляет их петь веселые песни...

Последнее замечание вызвало следующее суждение Преосвященного:
„Подобные печальные случаи, – так приблизительно говорил Владыка, – не должны ослаблять вашу пастырскую ревность, Вы, какъ законоучителя, должны не разделять, а объединять обе школы – церковную и земскую… По моему мнению, наш непременный долг и главнейшая задача – быть первыми молитвенниками о себе и своей пастве. Если дух молитвы, горячей и искренней, будет жив в насъ, то Господь вразумит нас, что нужно сделать в каждом частном случае... Опыты веры, молитвы, любви – вот единственный путь к этой цели".

В заключение Владыка преподал депутатам еще один совет:
„Будьте тактичны в сношениях и делах со светскими лицами, особенно в тех случаях, когда у вас возникают какие-либо столкновения с ними. Обращайтесь, прежде всего, к своей власти, у ней ищите поддержки и руководства...
Помните, что такт – это разум пастырский".
*

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель, 2019г.


Рецензии