Сквозь годы 102
...Всегда ищу то, что мне нравится, ищу в людях и литературных героях приятные мне черты и свойства...
Пушкин писал в статье "О народной драме и драме "Марфа Посадница": "Трагедия преимущественно выводила тяжкие злодеяния, страдания сверхъестественные, даже физические (напр., Филоктет, Эдип, Лир). Но привычка притупляет ощущения - воображение привыкает к убийствам и казням, смотрит на них уже равнодушно; изображение же страстей и излиянии души человеческой для него всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно. Драма стала заведовать страстями и душой человеческою".
Страдания сменяются, переосмысливаются; как бы заново возникают при смене нравственностей, при столкновении форм человеческих взаимоотношений.
Страдания у Шекспира очень часто происходят в верхах общества, в королевских семьях или палате дожей. Анализ психологической драмы, вероятно, с рождения своего понимается как связанный со сценой. Ни лирика, ни эпос не заглянули в противоположность решений того, что мы называем нравственностью. Кроме того, старая драма, в частности драма греческая, аристократична. Шекспир это превозмог. Его женщины умирают, придя к песне. Песни, которые они слышали от служанки. Так умирает Офелия...
Расширение поля, на котором происходит смена нравственных отношений - это подвиг Шекспира. Многие люди говорили, что в самой биографии Толстого как бы воскресают темы старых драм. Сам Лев Николаевич, иронизируя над Шекспиром, иногда покорялся его построениям; но он находил, что построение "Короля Лира" искусственно. И когда король Лир несёт мёртвую Корделию на руках, то это он внёс катастрофу жизни новой Корделии...
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №219040701015