Или грудь в крестах, или голова в кустах

Так уж случилось, что 1980 год для меня был самым ударным (или я был в ударе в свои 35 лет жизни) и для всего комбината год так же оказался позитивным, хотя начало было почти трагичным, когда Литвинцев демонстративно оставил пост главного инженера и перешел работать начальником ДВП, оставив меня один на один с новым директором, которому нужно было немалое время во всем разобраться, и  освоить свои обязанности, а в это время все три введенных в эксплуатацию производства продолжало лихорадить, везде не было стабильности.

Поэтому редкая неделя обходилась без «гонцов сверху» из Министерства или объединения, которые больше отвлекали, чем помогали, поэтому мы меж собою  распределили полномочия, Яранцев взял на себя встречи и работу с комиссиями пока осваивался в своей новой должности,  мне отошли вопросы по выполнению производственного плана и выполнению организационно-технических мероприятий по комбинату.

Помню, кошмарный период того времени, когда в течение одного месяца  руководителя ЛДК трижды вызывали в Управления Министерства с отчетами по выполнению плана. Получалось так, что не успеваю прибыть из Москвы – снова вызов и нужно вылетать, а Яранцев с отчетами отправлял меня.

Сначала отчитался в Управлении Лесной Промышленности, затем в Управлении Плитной Промышленности, а еще через неделю в Управлении Мебельной Промышленности. Так получилось, что все заседания в Министерстве проходили под председательством Первого Заместителя Министра - Венцлавского, который, увидев меня - третий раз к ряду, так и сказал: - Тебя что, Александрович,  специально подставляют?

В те времена, редко кто с этих отчетных заседаний возвращался без выговоров и денежных начетов. Хорошо, что в этот период Литвинцев прикрыл собою производство ДВП, отвлекая меня только тогда, когда требовалось ускорить изготовление тех или иных деталей и изделий для завода в РМЗ, и сам проводил штабы и разборы причин простоев,  жестко осуществляя  контроль  за ходом всех ремонтных работ.

Положение с выполнением программных заданий на Заводе ДВП потихоньку стало выправляться, а по лесопилению и мебели из-за отсутствия проектного сырья был полный провал.  Поэтому я тогда окончательно и решил, что  терять мне почти нечего - все равно за срыв выполнения государственного плана или снимут или накажут денежным начетом в размере двух – трех окладов и в авантюрном запале решился на строительство «Сухой подачи сырья через бассейн» и «строительство Затона в акватории Амура для ЛДК» по своим  технологическим схемам, и собственными силами!

Было принято решение одновременно строить два объекта, отмобилизовав все материальные возможности предприятия. Здесь, как говориться, дай Бог, чтобы пупок не развязался, или грудь в крестах, или голова в кустах, потому что дальнейшее промедление для нас было смерти подобно.

Потому что дальше просить Министерство и ждать, когда найдутся у них возможности финансирования и разработки технического задания и выдачи его институту «Гипролеспром», а те когда еще подготовят проектно-сметную документацию на эти объекты, согласно Решений Коллегии, не было ни сил, ни времени.   Исполнение этих решений в Министерстве, мягко говоря  - заволокители.

Дорогие внучата, в этой критической обстановке, кому-то нужно было  «выхватить шашку из ножен» и скомандовать: - «Вперед в атаку для обеспечения  выполнения плана!» - тогда я решил, а почему бы не мне. К счастью все получилось.  Заработала «сухая подача» и «пункт приема плотов из Амура» и это позволило  справиться  с основными показателями государственного плана. Как это удалось осуществить? Сам до сих пор удивляюсь, читайте в материале: "Как невозможное становится возможным"!

При подведении итогов соревнования между предприятиями города к  Дню Октябрьской Революции, мы оказались лучшими и нам в Горкоме КПСС было вручено Переходящее Красное Знамя и право первыми открыть шествие на городской демонстрации. Такой чести мы удостоились впервые с 1970 года.

Упреждая вопрос о наградах за проявленную инициативу и упорный труд на производстве, когда семья часто была далеко не на первом  месте, особенно тогда, когда объявлялись авралы и  «казарменное положение» в связи с пусками и вводами новых производств, сообщаю, что никаких персональных наград и тем более - «боевых крестов» не удостоился.

«Наградами» многих руководителей тех времен в основном были - «выговора» и частый «звериный оскал котов» из Министерства и объединений, требующих выполнения плана любой ценой.

Но я дорожу полученными знаками отличия -  «Золотой медалью ВДНХа» за участие в разработке и внедрении полуавтоматических линий по сортировке досок и знаками  «Ударника девятой и десятой пятилеток»,  видимо   за упертость и волю к победе и записями в трудовой книжке о внедренных рационализаторских предложениях на производстве и  врученных  почетных   грамот, а так же  значком  «Народный депутат» в форме красного знамени со звездой и эмблемой «серп и молот», который мне вручался, когда  я  дважды избирался Депутатом Городского Совета.

Главной наградой было и остается – это любовь и огромное терпение моих родных и близких, уважение трудового коллектива и  многих жителей города Амурска.

Дорогие внучата, в разных сложных и трудных обстоятельствах или ситуациях, не нужно жалеть себя и оглядываться на начальство, нужно не  бояться - «брать огонь  на себя».

К сожалению, после праздника с вручением Амурскому ЛДК Красного знамени, Крысина перевели в Комсомольск-на-Амуре и там избрали его Первым Секретарем ГК КПСС, а в Амурск из Хабаровска перевели Первого Секретаря КК ВЛКСМ Курловича, которого так же избрали Первым Секретарем Горкома партии.

Вынужден отметить, что мои отношения с ним не заладились после его приглашения на разговор, на котором он попросил письменно осудить действия Крысина  за то, что он обязывал руководителей предприятий поочередно оплачивать встречи, посвященные важным государственным датам и разных делегаций,  мотивируя, что это было незаконно.

Не знаю для чего ему, или кому-то другому это было  нужно, видно кто-то  серьезно начал «копать» под Крысина. Тогда я сказал:
- Лично мне Крысин такого не предлагал, но если бы предложил,  счел это за честь поддержать встречу с серьезной правительственной делегацией, после посещения которых  город становился более промышленным и ухоженным,- но горький осадок от этой встречи остался надолго.

После этой встречи, я быстро организовал отчетно-выборную конференцию и предложил избрать Секретарем парткома бывшего Начальника Завода ДВП - Минакова, который изъявил желание перейти на освобожденную партийную работу. Конференция предложенную мною кандидатуру  поддержала и избрала Минакова Секретарем парткома Амурского ЛДК, но к сожалению или к счастью, он быстро понял, что сел не в свои сани и перевелся на  работу  в милицию, откуда его так же быстро «попросили»,  за какую-то некрасивую историю.

Работая в трудовом коллективе каждый, как лакмусовая бумажка, быстро проверяется на профпригодность или, проще говоря, на «вшивость». Крысину я бы никогда не предложил в Горком Минакова, а Курловичу, пожалуйста, два сапога  пара. Хотя возможно я и ошибаюсь.

Помню, в преддверии Нового 1981 года у меня состоялся разговор с Литвинцевым, я ему сказал:
- Хватит добровольной ссылки на Заводе  ДВП,  моральный  отдых пора заканчивать и возвращаться назад на свое место – Главным инженером комбината,  а я продолжу свою деятельность начальником технического отдела и твоим заместителем. Ты же знаешь, что техническим руководителем мне все равно не дадут нормально работать, и руководители объединения «Дальдрев» при первой же возможности меня из Главного  инженера  разжалует  в «рядовые» - за «самоуправство и неуправляемость», как они мне это постоянно напоминают...

Никитин так и не простил меня за то,  что я высветил его на Коллегии Министерства,  как невежественного руководителя и многим  стала известно о его подленьком «сигнале»,  сродни  «доносу»,  в Народный Контроль Союза, что «я разрушил сортировочный бассейн стоимостью 619 тысяч рублей» и меня вызвали в Москву для привлечения к ответственности,  а  в это время была остановлена  подача лиственницы в цех по сухому. Бассейн снова заполнили водой, и были сорваны плановые показатели по распилу пиловочника.

Но с него за это вмешательство в наши производственные дела, как с гуся вода, и все неприятности пришлось «расхлебывать» нам, но, как говориться:
- Бог ему судья,- главное, что сейчас  Яранцев нам  не будет мешать, он уже немного освоился и намерен продолжать исполнять  общее руководство, встречать и провожать делегации - это у него неплохо получалось, главное, чтобы у него хватило здоровья и его не победил алкоголизм. Самое трудное и сложное по модернизации оборудования, совершенствованию технологии и подготовке кадров мы прошли и добились стабильности  по выпуску продукции. И если, как обещают, нам выделят комплект японского многопильного оборудования для замены лесопильных рам второго ряда, мы в рабочем порядке проведем реконструкцию по потокам и сможем перекрыть проектные мощности и по производству пиломатериалов, так же как перекрыли проектные показатели по Заводу ДВП, после реконструкции прессов и увеличению этажности до 25.

На что мне Литвинцев ответил: - Олег Александрович, ты уже давно подготовлен для самостоятельной работы Главным инженером комбината, но твоя чрезмерная самостоятельность и требовательность по пересмотру ошибочных проектных решений в период строительства ЛДК сильно напрягали и раздражали не только проектный институт, но и руководителей объединения «Дальдрев», поэтому они и сняли тебя с резервного списка на выдвижение.  А сейчас,- продолжал говорить Литвинцев, Главным инженером комбината  работает Намаконов, который и будет продолжать исполнять эти обязанности, а меня пригласили в Хабаровск в «Дальдрев» для работы в должности  Главного инженера объединения.

И если поступит из Японии новое оборудование, он поддержит проведение реконструкции в лесопильном цехе Амурского ЛДК. Через два года из Японии  поступило современное лесопильное оборудование,  а  как с ним распорядились, расскажу в отдельной истории.

С приходом в «Дальдрев»  Литвинцева  работать стало намного спокойнее и продуктивнее. Он стал добиваться строительства централизованной котельной для Литовского фанзавода  вместо паровозов, паром которых отапливали цеха и технологию. Следил, чтобы меньше было перебоев с поставками ламината и других материалов для нашей мебельной фабрики. В общем,  объединение начало превращаться в надежного помощника и партнера и это радовало. Продолжение "Вызываю огонь на себя".


Рецензии