Профессионализм и творчество ключи к осуществлению

Самым ценным богатством района были кадры рабочих, специалистов,  руководителей, педагогов, учёных и медиков. Почти все предприятия и учреждения были укомплектованы грамотными, широко эрудированными руководителями, рабочими, инженернотехническими и другими специалистами. Чем более образованными людьми укомплектованы трудовые коллективы, тем легче и качественнее решаются любые организационно-технические и другие вопросы, встающие перед ними. Это меня, как руководителя района, радовало. Октябрьский район имел мощный научно-технический потенциал. Здесь работало более половины всех научных работников Удмуртии, самый высокий уровень насыщения предприятий инженерно-техническими кадрами. В районе расположены ведущие научно-исследовательские и проектные институты республики. Высокий потенциал, заложенный в каждом инженерно-техническом работнике и квалифицированных рабочих, – это огромная сила. У меня в первые же месяцы работы в районе возникла идея, разбудить, расшевелить самолюбие, творческое начало, новаторство в каждом специалисте (ведь понятие «инженер» тождественно слову творец), используя базовые теоретические, практические знания и трудолюбие. Что породило такую идею?

– Наше отставание, желание догнать и перегнать США, Германию и др. страны, где производительность труда была значительно выше, чем у нас. Надо было понять и найти причины и пути повышения эффекта труда. Не хуже же советский инженер, чем в США, Германии... Я так думал. Увеличение удельного веса специалистов со средним и высшим образованием в структуре работающих на предприятиях – требование времени. Вузы СССР в 1970 году выпускали инженеров в семь раз больше, чем в США. Дипломированных инженеров, занятых в народном хозяйстве СССР, в 1960 г. уже было 2 400 тысяч, а в США – 870 тысяч. Но при этом производительность труда в СССР была ниже более, чем в 2 раза. Меня очень смущала и волновала слабая отдача от такой могучей армии инженерных кадров. Конечно, были на то и объективные причины: ускоренное увеличение числа инженеров, недостаток квалифицированных преподавательских кадров, слабая связь вузов с производством, почти полное отсутствие практических инженерных навыков у молодых специалистов. Инженер – творец, изобретатель. Но как творить, изобретать, если не владеешь хотя бы на уровне 3–4 разряда рабочего навыками труда на оборудовании во вверенном тебе участке и т.д.

Размышления привели к пониманию того, что количественное накопление ИТР без изменения качества их подготовки не приводит к эффективности труда, росту производительности и повышению качества производственных и потребительских товаров.

Вспомнился почин инженера А. Павлова с «Ижмаша», одобренный ЦК ВЛКСМ к распространению по всей стране.

Александр Петрович Павлов не имел ещё и десяти лет стажа работы, но его труд уже был отмечен многими наградами: медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Знаком Почета Ленинского комсомола» и высшим орденом Советского государства – орденом Ленина, а также многими почетными грамотами. Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР присвоили ему звание «Заслуженный рационализатор УАССР». Значит, может наш инженер эффективно работать.

Каким, должно быть, творческим напряжением, большими успехами (а иногда – неудачами) отмечались эти годы  инженера Александра Павлова! Чем больше думаешь об этом, тем большее желание рассказать о судьбе и становлении бывшего крестьянского парня из села Сосновка Карсунского района Ульяновской области.

Глубоко развитое с детских лет чувство коллективизма, большая любознательность и трудолюбие помогли ему отлично закончить среднюю школу и учебу в Саратовском механическом техникуме Министерства путей сообщения, а затем и Ижевский механический институт. Во время учебы Александр Павлов не ограничивался освоением учебной программы. Он много занимался в технических кружках и научном студенческом обществе. В институте он стал одним из активных членов научного студенческого общества, где под руководством кандидата технических наук И.М. Мернина исследовал процессы распределения деформации листа при прокатке на вальцах в прокатных станах. Перед ними стояло много вопросов: как  и почему? Почему деформация идет больше вдоль листа, а не в ширину? Какие силы ограничивают течение металла в поперечном направлении, а какие в продольном? В каких случаях металл дает трещину и почему? Исследование вели в производственных условиях на Ижевском металлургическом заводе. Начали эту работу во время студенческой практики в рабочее время, а затем продолжали во внерабочее время: в выходные дни и после работы. Напряженная и кропотливая работа двух исследователей помогла ускорить внедрение вальцовочных машин на производстве напильников.

Прочно укоренились в характере Павлова уже в студенческие годы чувство вечного поиска и чувство локтя, коллективизма. А теперь имя одного из лучших специалистов-творцов и общественников Ижевского машиностроительного завода, о трудовых делах которого сегодня известно не только в Удмуртии, но и во многих уголках страны. Это побудило у меня узнать историю становления инженера новатора, организатора, воспитателя и зарождения личного и коллективного творческих планов, чтобы довести суть почина до каждого специалиста, ученого, студента и руководителя Октябрьского района для его широкого использования на практике.

Мы с Александром – ровесники. Закончили один институт по технологии машиностроения. После института выбрали оба «Ижмаш». Он – мотопроизводство, я – станкострой. Договорились о сути встречи. И вот я в техническом отделе экипажного цеха мотопроизводства. Вокруг одного из столов группа из трех человек оживленно обсуждала вопрос, связанный с внедрением новой технологии. Перебивая друг друга, двое доказывали третьему, жестикулируя руками и показывая на чертежи и деталь, лежащие тут же на столе. Павлов с особым интересом рассматривал деталь со всех сторон и внимательно слушал своих собеседников.

У него простое, открытое, типично русское лицо. Высокий лоб обрамляют волнистые светло-русые волосы, подбородок раздвоен на симметричные половинки приметной бороздкой книзу, что подчеркивает настойчивый характер его владельца. Несколько оттопыренные в сторону уши подчеркивали его внимание к собеседникам. В ходе беседы он задавал уточняющие вопросы, карандашом ставил на чертеже пометки. Почувствовав посторонних, повернулся; перевёл большие, умные серые глаза с крылатыми светлыми бровями на меня. Быстро встал, вышел из-за стола. Я представился. Он, вопросительно глядя, добавил:

– Мне звонили о вашем приходе. Пожалуйста, садитесь.

И к одному из своих собеседников, идущему к выходу, посоветовал вдогонку:

– Вы, Григорий Васильевич, продумайте еще о переводе четвертой операции с фрезерования на штамповку и через пару дней встретимся снова.

Потом, как бы извиняясь, что отвлекся от разговора со мной, пояснил:

– Это работники нашего цеха, технолог  и старший мастер. Они предлагают внедрить на одной из операций более прогрессивную технологию, а вопрос обеспечения оснасткой ещё не продумали.

Понимая отсутствие у Александра Петровича времени для обстоятельного разговора в рабочее время, я сказал,  что меня интересует идея зарождения личного творческого плана и работа по его выполнению.

Александр Петрович смущенно улыбнулся и ответил:

– Этот вопрос мне уже задавали. Однако я каждый раз затрудняюсь с ответом. По личным планам работает сейчас на нашем заводе не один десяток, а в Ижевске – несколько сотен специалистов.

Тут, улучив паузу, я сказал:

– Ваше начинание одобрено решением ЦК ВЛКСМ и известно всей стране. По личным творческим планам в настоящее время работают сотни и тысячи инженерно-технических работников и было бы отлично, если бы к ним добавились еще тысячи.

Александр Петрович, медленно двигаясь вокруг стола, как бы обдумывая, произнес:

– В принципе с вами согласен. Давайте встретимся в воскресенье в 11 часов дня у меня дома.

Я согласился, и он предложил мне ознакомиться с цехом.

– Кстати, – сказал он, – мы сегодня на участке штамповки испытываем новую оснастку. Если есть время, вы можете познакомиться со старой технологией изготовления деталей и той, которую мы внедряем.

Я с благодарностью принял предложение. «Ижмаш» был мне достаточно знаком по недавней инженерной и комсомольской работе, и потому ещё с большим интересом и удовольствие общался с А. Павловым и его товарищами, чувствуя ритм непрерывного дыхания огромного трудового коллектива.

Воскресенье, 11 часов дня. Медленно поднимаюсь на пятый этаж хрущёвки по ул. Лихвинцева, заранее предвкушая интересный разговор с хозяином. Дверь открывает сам Александр Петрович с доброй приветливой улыбкой и широким жестом руки приглашает войти.

В комнатах сразу бросается в глаза обилие книг. И больше всего – по техническим, политическим и медицинским вопросам.

– Александр Петрович, кто же у вас занимается медицинскими проблемами?

Он улыбнулся:

– Это моя супруга ищет в своих толстых книгах эликсир здоровья против всех болезней пациентов-металлургов. Она работает в поликлинике металлургического завода.

И тут в дверях появилась энергичная женщина, опоясанная маленьким передничком. Её большие глаза, украшенные темно-вороными, красиво изогнутыми бровями, сквозь чуть приметную лукавую улыбку, с любопытством смотря на незнакомого человека, шутливо упрекает мужа:

– Ты что это, Саша, меня перед незнакомым человеком за алхимика выдаешь. Так ведь товарищ может и о тебе подумать как о механике средних веков, ищущем вечный двигатель.

Александр Петрович расхохотался: – Вот тебе на, здорово живешь! Не успел представить ее гостю, а она уже в мои ворота голы начинает забивать...

Закончив этот милый, короткий диалог, он уже серьёзным тоном сказал:

– Это моя жена, Рита, – снова, переходя на легкий воскресный тон, добавил:

– А официально её зовут любимые ею металлурги – доктор Маргарита Михайловна.

Назвался и я. Александр Петрович предложил мне кресло, рядом с небольшим журнальным столиком, на котором лежали свежие номера журналов, и сказал:

– Вы меня простите, я вас оставлю всего на несколько секунд, ополсну руки. Сейчас закончил чистить последнюю картошку. Распределение труда, ничего не поделаешь: на семейном совете мне поручена эта трудоемкая работа.

Он быстро исчез, потом так же скоро возвратился и опустился на раскладной диван.

Эта веселая минисценка в первые же минуты сняла некоторую скованность, когда попадаешь в незнакомую обстановку. Я почувствовал себя так, как будто давным-давно с ними знаком. При этом подумал: вот такая простая откровенность, широта души, умение легко находить общий язык с людьми привлекают к нему товарищей по работе, облегчают быстрое решение вопросов, встречающихся в жизни; помогают многое успевать в производственной, общественной работе и в семейной жизни.

– Так, с чего же мы начнём? – просто спросил он, наклонив корпус вперед, и обколотился на колени, подперев обеими руками подбородок.

Так уж бывает: что сделано вчера, сегодня превращается в обыденное, кажется, иначе и быть не могло. Однако, если подумать, то станет ясно; что достигнутое вчера, сегодня уже как бы ступенька, основа для новых поисков и новых дерзаний. Мир находится в вечном и непрерывном движении, развитии. Человечество познает мир и сознательно использует законы его развития, приспосабливая их в своих интересах. Необходимость широкого внедрения данных науки в производство и эффективное использование новой техники и прогрессивных материалов объективно требует увеличения удельного веса инженерно-технических работников со средним и высшим образованием в структуре работающих на предприятиях. Например, в промышленности Удмуртии на 1000 рабочих в 1965 году приходилось инженерно-технических работников 156 человек, в 1967 – 176; в 1969 – 185; 1970 – около 200 (УАССР за 50 лет. Статистический сборник.1970. стр. 35).

Трудовая биография  Александра Петровича Павлова, его почин работать по личным творческим планам имеют неоценимое значение для формирования настоящих специалистов, ИТР: для развития их творческой активности, повышения производительности и эффективности общественного труда. Для Октябрьского района в почине Павлова я увидел ключ к кардинальному изменению: повышению роли огромного числа инженерно-технических работников в повышении производительности труда и качества продукции, в воспитании коллектива. В первые же месяцы работы в райкоме решил изучить суть ярких успехов А. Павлова и сделать их достоянием всех ИТР наших предприятий, уже работали по личным социалистическим обязательствам и ИТР, и, особенно, передовые рабочие, но не было того системного инженерного творческого духа. Изучения опыта А. Павлова и его последователей составило содержание моей книжечки под названием «Специалист, творчество, экономика». Она стала как бы методическим руководством для организации работы по личным и коллективным творческим планам среди ИТР, воспитания инженеров-творцов, организаторов и воспитателей.

Через несколько секунд Александр удобнее устроился в кресле и начал:

– 1962 год. Наконец осуществилась мечта. Я окончил институт. Незаметно пролетели годы учебы в Ижевском механическом институте, годы активного приобретения теоретических инженерных знаний, знаний о тайнах конструирования, производства и работы машин и механизмов.

На государственной комиссии по распределению выпускников Александр Павлов изъявил желание работать на Ижмаше. Прошли последние студенческие каникулы в ожидании встречи с заводом, с новыми товарищами. И вот он – в отделе кадров завода. Заместитель директора по кадрам Курсанов сказал:

– У нас на предприятии есть всякие работы: менее трудные и более трудные. Мы вас направляем на один из самых трудных участков – технологом в экипажный цех мотопроизводства. Если  не спасуете, будете стараться, то из вас получится толковый специалист! Согласны?

– Согласен!

– Вот и молодцом!

– Мой вам совет на сегодня: никогда, ни в первые дни, ни в последние годы своей работы, не считайте ниже своего достоинства советоваться с теми, с кем будете работать; с теми, кто связан с вашим участком работы. Не имейте ложную, никому не нужную скоромность. Советуйтесь с каждым, кто может дать пользу работе, независимо от того, рядовой ли он рабочий или такой же, как вы, инженер, директор завода или доктор наук. Это один из важных залогов больших успехов в любой работе. Всегда помните старую русскую пословицу: «Один ум хорошо, а два лучше».

– Ну, в добрый путь!

Александр Петрович рассказывал о своей работе не торопясь. Иногда вставал и, скрестив руки на груди, расхаживая медленно по комнате, словно вымеривая шагами интересные прошлые годы.

В первый же день, как пришел на работу, начальник цеха Павел Михайлович Титов сказал:

– Товарищ Павлов, ваша задача на месяц следующая: во-первых, ознакомьтесь с чертежами деталей и узлов, обрабатываемых на участке; во-вторых, изучите существующие технологии изготовления изделий по технологическим картам и непосредственно в цехе; в-третьих, проследите планировку технологического оборудования. Через месяц мы с вами встретимся – вы выскажете ваши первые рекомендации инженера-технолога. Я не думаю, что вы сразу перевернете у нас существующий производственный процесс, но исследование поставленных вопросов, основанное на теоретических знаниях, полученных в институте, помогут вам быстрее войти в работу.

А войти в работу оказалось не так уж легко, как думалось. Много и напряженно пришлось поработать. Не обошлось с первых же дней без помощи технической библиотеки. Институтских знаний оказалось недостаточно, но в работе с литературой помогали вузовские навыки. Пожалуй, самым трудным и неожиданным для меня оказалось то, что почувствовал отсутствие достаточных навыков обращения с существующим на обслуживаемом мной участке технологическим оборудованием. А без этого немыслимо стать хорошим технологом и советчиком для мастеров и рабочих в улучшении выполнения той или иной операции. Я вынужден был поставить перед собой дополнительную задачу: освоить в ближайшие месяцы работу на всех типах технологического оборудования, имеющегося на участке, хотя бы до уровня рабочего средней квалификации. Ох, как это было нелегко. Молодые рабочие отрыто смеялись, когда у меня получалось неудачно. И между собой говорили:

– Инженер, институт окончил, а на станке работать не умеет. Чему их там только учат...

Но работники постарше отзывались с одобрением и советовали:

– Старайся, Саша. Не боги горшки обжигают, а те же люди. Обязательно получится.

Терпеливо подсказывали и помогали мне, как лучше выполнить ту или иную операцию, прием. Это меня приятно подбадривало в прохождении «производственных университетов».

Я в первые же дни работы на заводе прочувствовал и хорошо понял, что институт даёт лишь основы для начала инженерного труда и главным образом – теоретические. Конкретное познание тонкостей инженерной деятельности во всем ее многообразии начинается на заводе, в производственном коллективе. Здесь проверяются умение приложить свои институтские знания к практическим делам, навыки обращения с оборудованием; и, кроме того, инженер на производстве – не только технический специалист, но и руководитель, воспитатель, ему доверяется определенный участок и люди, работающие на этом участке. Поэтому тут проходишь ещё один экзамен – экзамен на готовность и умение работать с людьми, с коллективом. В моих «производственных университетах» самыми внимательными и близкими помощниками были партийная организация цеха и те товарищи, с которыми рядом начинал свой путь. Конечно, в первые дни работы технологом еще не мог что-то рекомендовать, да и не ставил перед собой такой цели. Надо было освоить вверенный участок работы, только после близкого, более глубокого знакомства с производственным процессом, с оборудованием и новинками технической литературы, через многие месяцы я почувствовал внутреннюю потребность вносить корректировку в технологию изготовления ряда деталей.

Как рационализатор формировался при активной помощи и поддержке старших товарищей: начальника цеха Павла Михайловича Титова, опытных слесарей Ивана Ивановича Угольникова, Александра Игнатьевича Кузнецова, старшего мастера Егора Ивановича Камашева и многих других знатоков своего дела.

Александр Петрович спросил:

– Вы знаете профессора Федорова Бориса Федоровича, заведующего кафедрой технологии машиностроения Ижевского механического института?

И сам же ответил:

– Да, конечно же, вы его помните, он с первых лет основания института у нас работает.

Я часто вспоминаю его фразу, которую он вдалбливал в наши ветреные студенческие головы: «Технолог должен воспитывать в себе чувство нового, стремление внедрять в производство прогрессивную технологию, в противном случае грош ему цена в базарный день».

У истоков всякого нового для человека дела бывает кто-то первый, кто выступает наставником, помощником для него. Такого человека он на всю жизнь запоминает. Мы помним первых наших учителей, указавших нам первые тропинки в обширный и бесконечный мир знаний, как в спорте – первого своего тренера, привившего настойчивость, смелость и волю к победе...

– Работал у нас тогда старшим мастером инженер, выпускник Ижевского механического института И.В. Богданов. Он, как это свойственно старшим товарищам по работе, не один раз оставался после завершения рабочей смены и «натаскивал» меня на тропу рационализаторов. Помню, как мы с ним до позднего вечера просидели над «темником узких мест» нашего цеха. Старались вникнуть в суть каждого из них, предугадать вероятное направление разрешения узкого места.

Игорь Васильевич спрашивал моё мнение, а потом высказывал своё. И в конце разговора предложил:

– Александр, попробуй для начала разрешить проблему с деталью ИЖ=Ю 2=9=I.

Не один день я ходил вокруг этой детали, думал, советовался с рабочими и мастерами. И, наконец, пошел к Игорю Васильевичу показать свое творение.

– Слушай, Александр Петрович, ты же молодчина! Идея очень проста и, по-моему, она стоящая. Давай, оформляй предложение, продумай схему оснастки и пойдем к начальнику за «добром». Добро было получено. Вскоре предложение внедрилось.

Знаешь, как я был счастлив в тот день. Едва дождавшись конца смены, выскочил из заводской проходной быстро, почти бегом, пошел домой. Перед глазами по обеим сторонам Плотинной улицы мелькали толстые вековые тополя; справа, за тополями, чугунный, с ажурной вязью, заводской забор; слева – серебристыми бликами отражался, покрытый мелкой рябью, широко раскинувшийся Ижевский пруд. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь густые кроны тополей, рассыпались на мостовой, словно живые звёзды Наконец прибежал домой, ворвался в комнату с криком:

– Свершилось!

Жена удивлённо, с вопросительными глазами пыталась понять:

– Что свершилось?

Но он нагнулся и взял ее быстро в охапку длинными и сильными руками, выпрямился во весь свой высокий рост и закружил посреди комнаты, приговаривая:

– Свершилось! Свершилась моя мечта! Внедрили мое первое рацпредложение. Я стал инженером-творцом.

У жены сразу отлегло от сердца. Она нежно улыбнулась, с влажными от радости за мужа глазами, сказала:

– Я рада, Сашенька, за тебя и за нас.

В творческой работе не всё и не всегда бывает гладко. Иногда это выбивает из колеи, особенно начинающих рационализаторов. Понятно, что не могут быть все сто процентов предложений приняты и внедрены. Статистика показывает, что около половины предложений от поданных не внедряется. Безусловно, большая часть отклоненных оказывается таковыми по объективным причинам: отдельный человек в своей творческой работе может ошибаться, т.е. внести предложение без учета всех необходимых факторов... Встречаются и субъективные причины, преодоление которых требует большого упорства и настойчивости. Рационализатор не может и не должен быть равнодушным к судьбе своего предложения. Мало его изобрести, надо внедрить, чтобы оно дало экономический эффект. Новатора можно сравнить с родничком, питающим широкий и бурный поток научно-технического прогресса. Внедрённые предложения – это роднички, рожденные мыслью новаторов и питающие реки. Чем больше родничков, тем полнее речки. Чем живее и полнее реки творчества, тем глубже и быстрее процесс совершенствования общественного производства. У всякого общественного движения есть свое начало, первоначальный источник точно так же, как у полноводной Камы – есть прозрачный начальный маленький Кулигинский родничок.

Меня еще до встречи с инженером Павловым заинтересовало, что же послужило для него первопричиной, конкретным толчком для составления личного творческого плана, а затем и призыва всех инженерно-технических работников сделать то же самое. Александр Петрович сказал:

– Мне кажется, основа к этому была заложена всей той системой воспитания, которую я прошел в институте, в школе и на работе, да и всей нашей общественной средой. 

А непосредственную мысль об этом, скорее всего, вселил в меня своим выступлением на выпускном вечере наш профессор, доктор технических наук, замечательный человек, ученый и воспитатель, коммунист Николай Васильевич Воробьев. Он говорил:

– Дорогие товарищи выпускники! Наши питомцы! Коммунистическая партия, советский народ, педагоги института дали вам определенный объем теоретических и практических инженерных знаний, подготовили вас к самостоятельной, активной, творческой работе.

И наряду с другими пожеланиями он высказал следующее, которое мне, почему-то крепко запомнилось, и я долго о нем думал:

– Партийная организация и профессорско-преподавательский коллектив института уверены в том, что вы в ближайшее время своей практической работой вернете государству средства, затраченные на ваше обучение.

Производство открывает перед молодыми специалистами огромные возможности для применения полученных в вузе знаний. Но как быстрее возвратить долг свой обществу? Если ограничивать свою деятельность узкими рамками производственных функций которые тебе поручены, то это будет длинная история. Выход подсказали знакомство с «темником узких мест» и некоторый накопленный к тому времени личный опыт рационализаторской и общественной работы. Короче говоря, каждый специалист, тем более, инженер, должен целенаправленно, систематически участвовать в совершенствовании производства и воспитании коллектива, организовать себя на эту работу – отсюда и рождается личный творческий план. В нём ставишь цель. А цель обязывает и мобилизует.

Таким образом, личный творческий план инженера Павлова рождён потребностями производства и желанием в минимальные сроки вернуть государству затраты на его обучение.

На восьмую пятилетку инженер-новатор предусмотрел:

– за счет внедрения прогрессивной технологии сэкономить 120–150 тонн металла;
– обучить передовым методам труда 70–80 рабочих, помочь им повысить техническую квалификацию;
– за счет рационализации и изобретательства сэкономить 12–15 тысяч рублей;
– участвовать в разработке и внедрении деталей новых конструкций, сокращать количество технологических операций при непременном улучшении качества;
– активно пропагандировать решения ХХIII съезда КПСС и постановления партии и правительства.

Даже беглый взгляд на личный план инженера Павлова дает понять, что всей сутью он направлен  на экономию материальных, денежных  и трудовых ресурсов, в более широком обобщении – на экономию времени. Это очень важно. В самом деле, экономия металла ведет к экономии времени горнодобытчиков, траспортников и металлургов. Экономия денежных ресурсов дает возможность развивать другие, нужные народному хозяйству участки производства, то есть ускоряет прогресс, а следовательно, экономит общественное время. Задача технического и политического обучения рабочих тоже направлена на экономию времени, ибо более высокое политическое сознание и техническая грамотность – это непременные условия высокопроизводительного труда на каждом рабочем месте.

Внедрение в производство достижений науки и практики с объективной необходимостью требует высокой квалификации работников, что подразумевает способность человека самостоятельно, творчески выполнять работу на определенном участке производства, быть подлинным новатором. Именно поэтому особенно ценный момент в личном творческом плане А.П. Павлова – то, что он взял на себя обязательство самому учиться и повышать квалификацию десятков рабочих.

Ценная инициатива молодого инженера была активно поддержана Удмуртским обкомом ВЛКСМ и областным советом ВОИР, 10 июля 1967 года одобрена ЦК ВЛКСМ и поддержана по всей стране. Так личная инициатива превратилась в общественное движение. Всего лишь через пять лет после института Александр стал известным зрелым новатором производства. Одним из первых в Удмуртии он возглавил комплексную творческую бригаду по изучению и разработке «темников узких мест» на производстве, по внедрению новых технологий на каждом рабочем месте. В её состав вошли слесарь И. Зяблицин, старший мастер группы приспособлений Е. Камашев, старшие мастера Н. Киселев, П. Митрошин. Члены бригады в один голос утверждают, что коллективно легче работать и можно обдумывать и решать наиболее сложные технические и организационные вопросы. Александр Петрович с большой убежденностью говорит:

– В вопросах рационализации, усовершенствования производства, внедрения прогрессивных технических новинок без коллективной работы, без взаимной помощи мало что можно сделать. Вот, к примеру, редкий рационализатор может обойтись без работников группы приспособлений цеха. Почти любая оснастка выполняется с их помощью. Они немало знаний, умения и природной смекалки вкладывают в любимое и нужное дело – в изготовление опытной оснастки. Каждый из них знает, что от качества изготовленного ими приспособления, инструмента зависит в значительной степени судьба предложения, судьба новинки. Работники группы приспособлений – это самые первые советчики и помощники рационализаторов. Благодаря их творческому труду и внимательному отношению к авторам, новые деловые предложения без долгих задержек воплощаются в жизнь.

– Любое внедренное мое предложение нельзя считать только моим. Ведь у меня существует такой неписанный закон: творить сообща, а не в одиночку, больше привлекать к творческому поиску, наряду с опытными умельцами, энергичную любознательную молодежь, будить в ней желание творить, так же, как мне первые годы помогали старшие товарищи. Поэтому можно и нужно считать, что все предложения, идеи одного или коллектива творческой бригады разрабатывались и внедрялись группой людей, в которую входили рабочие, техники и инженеры, опытные и начинающие умельцы.

Александр Петрович при активной помощи и поддержке товарищей еще задолго до конца пятилетки, к 4 ноября 1970 года, успешно выполнил довольно трудоёмкий творческий план  к 50-летию автономии Удмуртии. Им подано 131 рацпредложение, разрешено три темы из «темника» узких мест, внедрено несколько изобретений. В результате сэкономлены 152 тонны металла, более 28 тысяч рублей и обучены в школе передового опыта 110 рабочих. Инженер Павлов на 9-ю пятилетку разработал новый личный творческий план, суть его выражается в следующих пунктах:

– за счет совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления сэкономить не менее 15 тысяч рублей;
– подготовить рабочих высокой квалификации (пятых-шестых разрядов) не менее 15 человек;
– подать и внедрить 20 рационализаторских предложений;
– разработать три темы из «темника» узких мест;
– внедрить 160-тонный пресс-автомат, что высвободит до 20 работников для других участков;
– составить три технологических описания экспресс-бюллетеня;
– внести в фонд мира часть средств из авторского вознаграждения, полученного за внедренные рационализаторские предложения;
– продолжать работу пропагандиста.

Новый творческий план инженера-новатора характеризуется как и прежний, разносторонностью и большой емкостью. Он, как бы вытекает из предыдущего, однако в то же время имеет свои отличительные особенности. Если раньше А.П. Павлов ставил перед собой задачу готовить из новичков рабочих средней квалификации, то теперь – группу рабочих высокой квалификации. Включен новый пункт, отражающий проявление высокого чувства интернациональной солидарности с борцами за мир, как выделение части средств, полученных за рационализацию, в фонд мира. Труд специалиста должен быть насыщен критическим отношением к существующим процессам, видеть всякий процесс в развитии, в переходе от старого к новому. Личный творческий план придает труду специалиста характер целенаправленного претворения в практику передового, прогрессивного, побуждает его систематически овладевать новыми знаниями. В основе творческого труда любого специалиста лежит глубокое знание своей области деятельности, непрерывная работа над углублением его. Глубокие знания – это корневая система творческого труда. Открытия, внедрение нового, прогрессивного – ростки этой системы. Чем мощнее развиты корни, тем плодовитее дерево. Это объективная истина, не требующая доказательства. Количество научно-технической информации возрастает в последние десятилетия семимильными шагами. Ни один создатель той или иной машины и даже целый творческий, научно-исследовательский, проектноконструкторский коллектив не осмелится утверждать, что иного, лучшего варианта конструкции и технологии её изготовления быть не может. Ибо вариантов технического, конструкторского исполнения машины, предназначенной для выполнения той или иной функции, бесконечное множество. К необходимости изменения конструкции или технологии изготовления ведет открытие новых материалов, создание принципиально иных, более прогрессивных схем взаимодействия механизмов, конструирование и внедрение нового технологического оборудования, инструментов, создание новых способов производства изделий, компьютеризация, роботизация...

Таким образом, сама объективная действительность рождает непрерывное поле для творческой деятельности новаторов. На производстве нас окружает множество проблем и технического, и организационного характера, которые ждут своего решения, и я считаю, что очень важно при составлении личного плана делать упор на наиболее злободневных, необходимых производству темах, пусть даже решение их потребует затраты больших усилий и времени; ведь речь идет о напряженном творческом труде ради совершенствования производства, экономии времени и улучшении жизни самого человека труда.

В перспективной работе очень важную роль играют грамотно составленные, учитывающие потребности производства, «темники» узких мест. Выпущенные сборником, они оказывают неоценимую помощь при составлении личных планов. Но такие сборники составлены на один-два года и естественно не включают в себя крупных перспективных вопросов. Видимо, БРИЗУ под эгидой главного инженера, главных специалистов производств и завода следует составлять отдельные сборники перспективных тем, рассчитанные на пятилетку. А по наиболее трудным темам обращаться к руководству завода с предложением привлекать к их решению ведущих научных институтов.

При составлении личных творческих планов, а затем и при работе по их реализации, существенную помощь оказывает умение работать с патентно-технической литературой. Отсюда вытекает необходимость для изобретателей-рационализаторов знания методики работы с этой литературой.

Оценив успехи и значимость работы по личным творческим планам на Машзаводе, наконец-то, через три года после одобрения почина ЦК ВЛКСМ провели в октябре 1970 года общезаводское совместное совещание БРИЗА, Совета ВОИР и работников технических служб, представителей цехов и большого круга активных рационализаторов. На совещании рассмотрели вопрос «О распространении почина инженера А.П. Павлова» и после обсуждения итогов работы новаторов в годы VIII пятилетки, приняли обращение ко всем инженерно-техническим работникам завода с призывом поддержать ценное начинание А. Павлова об усилении творческой активности на основе разработки личных творческих планов на пятилетку. В обращении подчёркивается, что от внедрения предложений новаторов за четыре года на заводе сэкономлено более 800 тонн металла, большое количество топлива и электроэнергии, на общую сумму 388,5 тыс. рублей. Эти итоги говорят о личных творческих планах как важном факторе в решении «узких» мест производства, в экономии материальных, трудовых и энергетических ресурсов. Обращение сыграло положительную роль. Если в течение VIII пятилетки по личным творческим планам работало немногим более 100 ИТР завода, в Ижевске – всего около 800 человек, то в 1971 году (первый год IX пятилетки) на Ижмаше их стало уже более 600.

Изучение почина вдохновило на широкое внедрение его  в районе. С самого начала IX девятой пятилетки бюро и пленум Октябрьского райкома ориентировали парторганизации всех отраслей на творческое содержание личных и коллективных соцобязательств, на их конкретную направленность на экономию труда, повышение профессионального мастерства и нравственное воспитание. Основной формой соревнования среди ИТР района принят почин инженера А. Павлова. Он стал у нас традиционным, развивался в 70–80 годы очень динамично и с хорошим эффектом. Уже в 1971 году по личным творческим планам в районе работало 1500 ИТР, в 1973-ем – 2740, в 1976-ом – 5142, в 1978 – 7098 специалистов. К нашему удовольствию даже в торгах района 357 специалистов приняли обязательства работать по личным творческим планам. Кроме того, в коллективах района широко велось соревнование среди рабочих за звание «Лучший по профессии», по которым разрабатывались обязательства, проводились конкурсы.

Специалисты заводов соревновались по трем группам: за звания «Лучший специалист завода», «Лучший мастер завода», «Лучший экономист завода». На Мотозаводе ИТР вручали «Свидетельство творческой деятельности», в котором отражались ход выполнения личных творческих планов и творческая активность владельца. В районе в 1977 году работало 110 комплексных творческих бригад, 48 общественных бюро экономического анализа, 44 общественных бюро технического нормирования, 23 общественных конструкторских и технологических бюро. За звание «Лучший по профессии» в районе боролись более 18,5 тыс. рабочих. 30-тысячная комсомольская организация района была надежной опорой партийных организаций во всех делах: в выполнении народно-хозяйственных планов, в идейно-политическом, культурном и нравственном воспитании молодёжи, в привлечении её в общественно полезные дела. Среди молодёжи под руководством райкома комсомола и первичных комсомольских организаций развернулось соревнование «10-ой пятилетке эффективности и качества – энтузиазм и творчество молодых», в котором участвовало 10,8 тысячи человек. Широко применялись соревнования за звания «Лучшая комсомольская группа», «Лучший молодой рабочий по профессии», «Лучшая бригада коммунистического труда»... Интересно и эффективно действовали «Комсомольские прожекторы»: они выпускали «Молнии», «Крокодилы», проводили смотры-конкурсы профессионального мастерства.

В районе широко использовали наставничество. В 1977 году 1200 квалифицированных наставников шефствовали над молодыми. При открытии новых производств число наставников возрастало. Превращение соревнования в творческое дело вызывает рост числа рационализаторов и изобретателей внедрения основ научной организации труда на каждое рабочее место, укрепление и развитие тесной связи рабочих и инженерно-технических работников, а это ведёт к повышению эффективности и качества труда, и изделий через совершенствование технологии, повышение радости от творческого труда самих участников соревнования.

Мы гордились своими маяками – лучшими передовиками производства, поддерживали прогрессивные начинания, призывы передовиков лучше, качественнее, экономичнее трудиться. Многие опробованные в предыдущие пятилетки положительные формы соревнования и методы работы брали на вооружение. Например, «Восьмую Пятилетку – в четыре года», инициатором которой была отличный токарь цеха номер №1 электромеханического завода Тамара Кудрина. Её личный творческий план поддержан всеми предприятиями района и многими рабочими в других районах города. Это был план высококвалифицированного токаря, предусматривающий с помощью ИТР и экономистов научную организацию труда на её рабочем месте благодаря совершенствованию оснастки, инструмента, эффективного использования рабочего времени на всех стадиях трудового процесса добиться: экономии электроэнергии, основных и вспомогательных материалов; сдачи продукции отличного качества; помочь повысить квалификационный разряд пяти молодым токарям; активно участвовать во всех общественных  мероприятиях цеха, завода (в агитмассовой работе, на субботниках...). Она смело вызвала на соревнование ткачиху из Костромы, новатора текстильной промышленности страны, Героя Социалистического Труда В.Н. Плетнёву. Т. Кудрина триумфально перевыполнила свой личный план, закончила институт. В итоге в 1971 году награждена орденом Ленина.

Мы гордились передовиками, творящими чудеса на своих рабочих местах, умеющими эффективно и качественно работать. Бюро райкома партии одобряло и поддерживало систематически лучшие инициативы. Так был поддержан и рекомендован всем парторганизациям производственных коллективов почин рабочих с электромеханического завода гравёра цеха 25 К.П. Поздеевой, слесарей цеха 3 В.С. Сакерина и В.П. Марченко под девизом «Выполним девятую пятилетку досрочно». Этот призыв в районе поддержало более 4 000 рабочих. Инициаторы отлично справились с обязательствами и, наряду со многими передовиками, награждены К. Поздеева и В. Сакерин орденами Трудового Красного Знамени, В. Марченко – орденом «Знак Почёта».

В нач. Х пятилетки одобрен почин мотозаводца, участника Великой Отечественной войны, Героя Социалистического Труда, слесаря Б.Н. Бажутина и слесаря с электромеханического завода Е.А. Шалаева, призвавших «досрочно выполнить десятую пятилетку при высоком качестве работ». Они оба работали с личным клеймом. Борис Николаевич – мотозаводец во втором поколении. Его отец работал слесарем-лекальщиком. Брат, сын и два внука его – тоже мотозаводцы. Б.Н. Бажутин, слесарь-инструментальщик высшей квалификации, рационализатор, воспитатель молодых, всегда вёл общественную работу на предприятии, в районе, в высоких партийных и советских органах.

Новаторы с ЭМЗ токарь Г.Ф. Федосеев и слесарь Е.А. Шалаев дополнили, углубили суть предыдущего почина, призвав «Работать в десятой пятилетке без отстающих, эффективно и качественно». Этот призыв стал лозунгом и главным содержанием труда коллективов района в Х пятилетке.

Несколько слов о Геннадии Федоровиче Федосееве. Он токарь от бога, у него высочайшая квалификация, инженерная смекалка. IX и Х пятилетки Г. Федосеев выполнил за 2,5 года, удостоен званий «Лауреата заводской премии», «Лучшего токаря отрасли», «Лучшего рационализатора отрасли». Он награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, его имя занесено в Книгу Трудовой Славы и героизма УАССР. Он много лет был членом бюро райкома партии.

Евгений Андреевич Шалаев, слесарь-виртуоз, самородок, сочетающий в себе  качества инженера-технолога и конструктора; он сам создавал множество технологий и оснастку по обработке сложнейших деталей для достижения качественного и экономного выполнения трудных операций. Ему присвоены звания: «Лучший слесарь отрасли», «Лауреат заводской премии». За выдающиеся успехи в труде он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, а в 1980 году ему было присуждено звание «Лауреат Государственной премии СССР». Г.Ф. Федосеев и Е.А. Шалаев имели свободный график работы, трудились по 10–15 часов, иной раз и по выходным, творили с любовью, как художники, и добивались желаемого качества изделия.

Примером для подражания служили наши Герои Социалистического Труда И.С Стыценко, А.В. Воскресенский, слесарьсборщик В.И. Муравьев,  расточник Г.И. Хлыбов, слесарь Б.Н. Бажутин и сотни тысяч награжденных правительственными наградами и почетными званиями, медалями и грамотами ВДНХ СССР и почетными званиями заслуженных работников Республики, отрасли. Они были прекрасными, реальными маяками. По пути, освещённому ими, шли тысячи, десятки тысяч тружеников всех отраслей, предприятий и учебных заведений района, города. Они не только успешно работали, но и были отличными пропагандистами, учителями по организации передовых методов труда, примерными семьянинами. Большинство из них были партийными и комсомольскими активистами, депутатами районного, городского и республиканского советов. Практически все передовики орденоносцы стали наставниками молодежи, что сказывалось на неуклонном повышении качества работы предприятий. Отметим, что вопросы повышения эффективности труда, организации форм соревнования, починов передовиков рассматривались на бюро и пленумах райкомов партии и комсомола, изучались на районном Совете мастеров (которым руководил секретарь райкома Н.Г. Курганов), большой вклад в это вносили и сами передовики.


Рецензии