Обучая, учусь... Эссе

     «Обучая, учусь» (Сенека Старший)
     Эссе на региональном этапе «Учитель года – 2019»

     Сегодня в Тамбове на каждом углу продают мимозу. Мой воспаленный учительский ум, озабоченный предстоящим написанием эссе, тут же начал выдавать ассоциации.
     Вот эти маленькие пушистые солнышки, конечно же, ученики. Они на веточках тесными группками – это классы. Все веточки объединяются на гибком зеленом стволике – это наша школа. Вода – это знания, которые передаются по стволу к каждой веселой яркой пушинке. Ваза с пышным букетом – вся система образования. Много веток – много школ, разные, несмотря на похожесть. Все прекрасно. Но где же в этой весенне-учебной картине учитель? Что могло бы его символизировать?
     Я размышляла довольно долго, пока не поняла: учитель – та самая заботливая рука, которая поставила цветущую ветку в вазу. Учитель – не внутри системы, а вовне. Он с классом, но не класс. Он в школе, но не школа. Он не знание, но имеет доступ к знаниям. Этот человек пьет ту же воду, что и цветы, вода знаний нужна ему так же, как и детям.
     Вот об этом, мне кажется, и размышлял Сенека Старший: о двухсторонней связи учителя и ученика, о том, что оба влияют друг на друга, о постоянном совершенствовании человека, который взял на себя ответственность обучить другого. Ох, какое длинное предложение! А Сенека-то все выразил в двух словах: «Обучая, учусь». Но на то он и Сенека. А мне предстоит расшифровать его реплику.
     Особенность латинского языка – отсутствие в предложении местоимения первого лица единственного числа. Им незачем, и так ясно, что «я», а переводчик это «я» не вставил, хотя и мог бы. И у меня первая зацепка: у учителя «я» подразумевается, но не выпячивается. Ясно, что учитель – это личность. Но не за тем он пришел в класс, чтобы всем показать, насколько сам по себе хорош и талантлив. Вот его ученики – по ним будут судить о достоинствах наставника. Безусловно, влияет личность учителя на ребенка, порой очень сильно, но это, скорее, вспомогательный элемент в обучении. «Вот, смотри, как я умею, - говорит хороший учитель. – Хочешь тоже так попробовать? Сначала помогу, а теперь давай сам. Ну, герой! Гляди-ка, а ведь у тебя вышло даже лучше». Другими словами, свое «я» желательно подчинить идее обучения. Само по себе, без идеи «я» - это чистейшей воды эгоизм. А эгоизм, как известно, чувство скорее отрицательное.
     Далее. Что значит «обучая»? Передавая информацию из своей головы в чужую? Не думаю. В древней Индии существовал институт гуру – учителей. С самыми достойными учениками они совершали шактипат – «передачу силы». Тот, кто смог воспринять эту силу, сам становился гуру, то есть Учителем с большой буквы. Предания окружают все это завесой таинственности, мистики, сравнивают с божественным откровением. А ведь мистики здесь нет никакой!
     Учитель передавал одаренным ученикам не абстрактную силу – «шакти», а свое стремление к поискам истины, желание постичь законы окружающего мира, а еще – инструментарий для этого: методы и приемы получения знаний, алгоритмы поиска решений, способы обработки информации. Сообщал об открытиях предшественников, учил планировать и ставить эксперименты. И надо признать, что древнеиндийская наука благодаря подобному подходу к обучению продвинулась не только в теологии, но и в физике, математике, астрономии и лингвистике. Итак, вот что значит обучать: учить учиться.
     Наконец, что же значит слово «учусь»? А вот здесь в моей голове зазвучали голоса целого роя внутренних установок. И если использовать олицетворение, то это выглядело так:
     – Учусь – значит, постигаю знания, овладеваю предметной областью, в рамках которой находится моя дисциплина, – раздался бойкий голосок Отличницы.
     – Да? – ухмыльнулся Скептик. – Неужели? Знаниями предметной области ты в институте должна была овладеть. А то ты как та учительница из анекдота, которая жаловалась родителям, что так долго объясняла ученикам новую тему, что даже сама ее поняла…
     – Нет! – воскликнул Энтузиаст. – Учиться – это постоянно перенимать опыт других педагогов!
     – Простите, – робко пробормотал Практик. – Если опыт перенимать все время, когда же уроки-то давать? Да и говорят, что гениальные приемы Амонашвили работают только у Амонашвили…
     – Кстати, я вспоминаю, что Ушинский говорил, что учитель – тот, кто сам постоянно учится, – доложила Память.
     – Учиться, учить-ся, – пропел Лингвист. – Учить себя, начать с себя. Выстроить свою личность. Подчинить ее одной цели – школе. Посвятить ребенку. Представить себя на месте ребенка.
     – Надо сначала понять себя, а потом уже посвящать, – устало вздохнул Психолог. – Осмыслить, осознать, выставить цели, координаты. Рефлексировать…
     – Хватит, – воскликнула Совесть. (В этом театре она всегда была режиссером). – Не спорьте. Вы все правы. Но вы забыли о нравственности! Неужели вы не видите, что в это высказывание Сенека заложил глубокий духовный, нравственный смысл? Обучая, я сам не имею права не учиться – во всех смыслах этого слова: знать свой предмет, знакомиться с опытом коллег и мудростью великих педагогов, постичь себя, любить детей, стремиться к истине. И только если вы осознанно делаете все это, тогда имеете моральное право носить почетное звание учителя!..
     – И работать в школе, добавила я, почувствовав  себя полноценным участником этой дискуссии. Но голоса в голове умолкли. Занавес закрылся (Так и хочется ввернуть здесь про Год Театра в России).
     …Учителя, обучая, учатся. Пересматривают взгляды, создают новые концепции обучения, выдумывают новые приемы. Эта цепочка не прекращается: обучаю – учусь – обучаю – учусь – обучаю…
     К формулировке Сенеки Старшего хотелось бы добавить только одно слово, невидимыми чернилами, между строк: «Люблю».
                Елена Пойманова


Рецензии