Обретение жизненного опыта
Когда Гнитецкий говорил, что Амурский ЛДК будет одним из крупнейших предприятий лесной индустрии, он не ошибался. Новое предприятие предполагалось разместить в пяти километрах от города, на берегу озера Падали, на площади более ста гектар.
По проекту в его состав входили: Лесопильный завод, Завод ДВП, Мебельная фабрика, Завод по выпуску столярных изделий, Ремонтно-механический завод, Автотранспортное хозяйство, Теплостанция для утилизации всех древесных отходов, Объекты энергетики и Паросилового хозяйства, собственная Железнодорожная станция с пятью тепловозами и вагонами, Причал с пятью речными судами для проводи плотов в озеро Падали к Лесопильному заводу, в Затон, Пожарная часть, Подсобное хозяйство, Коммунальное хозяйство для содержания и обслуживания ведомственного жилья и Очистные сооружения.
Такого простора для технического творчества мне даже и не снилось. Было где развернуться и я ничуть не жалею, что у меня не было даже времени нормально сходить в отпуск...
Забегая вперед скажу, что уже работая главным инженером комбината, мне удалось увеличить перечень производственных объектов предприятия необходимостью строительства еще и Завода ДСП (древесно-стружечных плит), а также включения в состав комбината двух леспромхозов.
Каждый из выше перечисленных объектов мог самостоятельно работать в любом месте страны, а в составе комбината они дополняли друг друга, увеличивая отдачу, производительность и культуру производства каждого. Сами понимаете, что строить и управлять такой махиной было далеко не просто, но об этом я вам расскажу в следующих историях.
Дорогой Олежек, я понимаю, что у тебя сейчас мозги набекрень или на раскоряку, не знаю, как точно выразиться. Тебе хочется и в медицине себя попробовать и строительстве, а где лучше, ты до сих пор не определился, поэтому и прогуливаешь лекции в университете. Отношение у тебя к ряду предметам, мягко говоря, не профессиональное, поэтому «сжигаешь» родительские деньги почем зря, не думая о последствиях. Поверь на слово, тебя мама за руку после института на производство, как в детский сад не поведет, там нужно собственные мозги включать при разных ситуациях.
Приведу небольшой пример из прошлого, который лично мне давал положительный настрой. До революции в университетах было два основные направления инженерной подготовки кадров: на лесоинженерном и на железнодорожном факультетах. Там учили валить лес, его крыживать, делать шпалы и пиломатериал, прокладывать дороги.
Практически во всех леспромхозах были свои узкоколейки с паровозами и специальным подвижным составом, были свои трелевщики, бульдозера, скрепера, катки, самосвалы, лесовозы и другая техника и механизмы. На биржах сырья стояли краны разной модификации.
В университетах учили разным технологиям переработки лесного сырья, в том числе и лесохимическим: производству целлюлозы, картона, древесноволокнистой плиты мокрым и сухим способами, строительству дорог, мостов, промышленных и жилых объектов. Учили вождению на тракторах и машинах. Готовили специалистов широкого профиля, поэтому сегодня, обучаясь в строительной академии на факультете ЛТД, ты получишь те знания, которые позволят быть востребованным во многих областях народного хозяйства и в частном бизнесе. Требование здесь одно – нужно хорошо учиться, а не балбесничать, прогуливая лекции.
Лично я благодарен институту и судьбе за то, что меня подготовили к широкому размаху мышления и к каторжной мозговой деятельности, научили никогда не пасовать перед трудностями.
Все производственные годы сопровождались высочайшей степенью ответственности, которая подогревала интерес трудиться на результат, как сейчас говорят – «на интерес». Поверьте, внучата, это дорогого стоит.
Вы уже и по себе знаете, когда увлечен интересным делом или игрой, то усталости не замечаешь, а наоборот получаешь удовлетворение от своей деятельности, а когда получаешь удовлетворение, то это сродни хорошему досугу. Вот такая получается картина яркими красками.
Я хорошо помню свои первые инженерные шаги на новом месте работы. Сразу по прибытии директор поручил мне и пока единственному технологу Эдасу Яну Карловичу срочно ознакомиться с документацией, поступившей из «Гипролеспрома», нашего проектного института по Лесопильному заводу и Заводу ДВП. Мы должны были подготовить свои замечания и предложения.
Нужно было видеть лицо нашего технолога, когда мы вышли из кабинета директора, он недоуменно смотрел на меня и говорил: - Как это можно ревизировать решения проектного института? Какие у нас могут быть замечания и предложения? Я тогда улыбаясь сказал: - Ян Карлович, еще как могут быть! Время идет и многое в жизни, в технике, технологии и тем более в проектировании меняется, не говоря уже об элементарных ошибках и недочетах, от которых никто не застрахован.
А если быть точнее, это наше право и обязанность! И я ему продекларировал выдержку из раздела о проектировании цехов и участков, который читал своим студентам. "Мы как заказчики должны все проверить и подтвердить, что все выполнено с высоким качеством и принять документацию в производство, и только после этого институту будет оплачено за выполнение проектных работ".
Просматривая тома с техдокументацией по Лесопильному заводу, я обнаружил, что типовой проект восьмирамного лесопильного цеха по производству 540 тысяч кубометров пиломатериалов в год на местности привязан с нарушением технологических требований, а это реально создавало серьезные проблемы по сбрасыванию и сортировке бревен в бассейне перед цехом.
Все было бы нормально, если бы биржа сырья и сортировочный бассейн были расположены слева от лесопильного цеха, а по проекту сырьевые объекты были размещены справа. Институту нужно было зеркально местами поменять все рамные потоки, чтобы широкопросветный рамный поток РД- 110 первым в бассейн принимал крупные бревна, а дальше бревна сбрасывались с транспортера в воду по мере уменьшения их диаметра, для этого автоматические сбрасыватели бревен устанавливались веерно, на разных удалениях от перемещаемых бревен. Это было обязательным технологическим требованием для устойчивой и безаварийной работы механических сортировочных устройств над бассейном.
Технологи института этого не учли и не сделали, поэтому крупные бревна по бревнотаске пересекали весь бассейн, «круша все на своем пути», исключая установку механических сбрасывателей по техническим условиям производителей?!
Критические замечания мы высказали и по крутой транспортной галерее и бункерам, расположенным с фасадной стороны цеха для приема опилок и щепы от четырех рамных потоков. Жесткая связка бункер – автощеповоз не могла гарантировать бес простойную работу лесопильных потоков и чистоту территории возле бункеров. Это также было отмечено «узким» местом в техдокументации института.
Третье критическое замечание было высказано по установке ручной сортировочной площадки за лесоцехом под навесом на новом высоко механизированном производстве с мощными окорочными станками для снятия с бревен коры, современными лесопильными рамами и рубительными машинами для получения щепы из горбыля. И вдруг технологический процесс лесопильного цеха замыкался на допотопную ручную сортплощадку, открытую всем ветрам, а зимой и морозам до минус сорока пяти градусов.
Четвертое замечание было высказано по сушильному цеху, в корпусе которого планировалось к установке одиннадцать сушильных камер проходного типа и четыре камеры периодического действия и здесь также для разборки пакетов с пиломатериалом после сушки в проекте была ручная сортплощадка.
Пятое замечание было высказано по поводу отсутствия в цехе накопления и погрузки продукции лесопиления (в складе экспортных пиломатериалов), специальной секции с площадкой для накопления и отгрузки щепы потребителям в вагонах.
Вы спрашиваете: - Как на эти замечания отреагировал проектный институт? - да никак. Нервозно, потому что до Друганова директором Строящейся Дирекции был Грахов, который принял документацию института без замечаний и претензий. Но в институте с нами согласились, что типовым проектированием действительно не были решены проблемные вопросы - по замечаниям заводчан, а также в силу отсутствия в стране специализированного оборудования для автоматизированной сортировки и укладки досок в пакеты, поэтому были вынуждены установить ручные сортплощадки, как средства малой механизации.
Нам за помощью пришлось обратиться в Научно–исследовательский институт «ЦНИИМОД» и в другие организации, которые в процессе строительства и эксплуатации помогли разрешить многие проблемные вопросы...
О том, как мы их решали, я расскажу ниже. Это была наша головная боль и наша «битва в пути» за выполнение плановых показателей производства продукции.
Наша стройка действительно была ударной по темпам строительства и ввода объектов в эксплуатацию.
У руководителей треста «Амурскстрой» была одна хитрость, они в «партийном порядке» требовали, чтобы заказчик закреплял ответственных на вводимых объектах, поэтому все годы строительства я фактически был на «казарменном положении», работая вплотную со строителями, начиная от закладки фундаментов до ввода производственных цехов и участков в эксплуатацию.
Так с сентября 1970 года по июнь 1971 все производственные участки «Базы Техоборудования» были построены и приняты в эксплуатацию, а это два корпуса складских помещений с железнодорожным тупиком между ними. В каждом корпусе была два пролета по 18 метров и длиною 150 метров.
На уличной площадке, площадью более пяти гектар, рядами из бетонных паг были выложили места для складирования оборудования и материалов, были построены необходимые подъезды, административно-бытовой корпус и выполнено ограждение всего периметра с осветительными вышками по углам.
Установили два крана грузоподъемностью по 16 тонн каждый. От основной трассы сделали отвод и построили дорогу до ЛДК, которую также замостили бетонными плитами.
Всю промплощадку ЛДК очистили от леса, выполнили вертикальную планировку, проложили подземные коммуникации, вырыли котлованы под главный корпус завода ДВП и склада готовой продукции, забили сваи, заложили фундаменты и произвели монтаж наружного контура цеха ДВП с тремя пролетами по 24 метра каждый и длиною 108 метров. На бирже сырья завода ДВП проложили железнодорожный тупик и произвели монтаж двух козловых кранов грузоподъемностью по 10 тонн.
Форсированными темпами велись работы на площадках строительства РМЗ, Лесопильного завода, объектах энергетического обеспечения цехов и на очистных сооружениях комбината.
Голова пухла от цифр, чертежей, согласований, разъяснений и от бесконечных споров на совещаниях и штабах в Строительном Тресте и от частых командировок в Москву, Ленинград, Красноярск и другие города для оперативного решения неотложных вопросов.
Я был легок на подъем, поэтому этот ритм работы с ненормированным режимом работы, зачастую без субботних и воскресных дней, мне нравился. По мере того, как поднимались корпуса завода ДВП у нас нарастало напряжение. Мы лихорадочно разыскивали и перевозили оборудование завода ДВП с базы ЦКК, где оно пролежало более пяти лет на собственную базу, где производили его расконсервацию и подготовку к передаче в монтаж.
Этим я и занимался 1972-73 годы, параллельно по заданию директора Друганова Ю.А. набрал две группы будущих специалистов ДВП и по вечерам вел занятия в ГПТУ-33, как показало время, костяк трудового коллектива завода ДВП составили именно те, которых мы сами подготовили и те, а также те, которых мы нашли и пригласили из центральных районов России.
Рядом со мною или я с ними, трудились Эдас Ян Карлович – технолог, Вода Николай Петрович – главный энергетик, Вода Мария Тихоновна–инспектор кадров, Трухин Вячеслав Михайлович – главный механик, Байдаков Борис Михайлович – главный инженер дирекции строительства и Смолянинов Анатолий Иванович – бессменный начальник отдела комплектации оборудования.
Почерневшие от загара, мы дневали на площадке, разбираясь с оборудованием, и особенно, с резино-техническими изделиями, которые из-за нарушения условий хранения стали непригодными для эксплуатации.
В 1971 году все валы отливочных машин весом от двухсот до тысячи килограммов каждый были отправлены на Резино-технический завод им. Рошаля в Ленинград для замены покрытия.
Нами было принято решение о создании собственного участка по изготовлению резиновых манжет для замены на всех компрессорах прессов на базе ремонтной мастерской, которую в спешном порядке развернули на одном из складов Базы техоборудования, установив универсальные металлообрабатывающие станки. Начальником мастерских был назначен Сахабутдинов Рафаил Михайлович.
А в другом отделении склада установили деревообрабатывающие станки и получился небольшой ремонтно-строительный участок, который возглавил Малков Николай Федорович.
Для решения проблемы с отоплением складов и производственных участков я в спешном порядке побывал в Красноярском энергетическом институте, где мне помогли с чертежами на электро-котлы, которые мы сами изготовили и запустили в эксплуатацию.
Порою складывалась прямо-таки драматическая ситуация по выполнению графика подготовки оборудования для передачи его в монтаж, поэтому нервного напряжения не выдержали и покинули предприятие Байдаков, Трухин, Вода и Эдас.
Лично для меня, эта Большая стройка была школой жизни. Меня не смущал колоритный говор руководителей строительства, я без труда восстановил свой матерный запас слов, которым для краткости речей пользовался направо и налево, мог и за грудки потрясти любого разгильдяя и добиться выполнения задания в срок...
Как ни странно, но пригодились знания и обретенный опыт полученный в секции бокса "Трудовых резервов", когда учился в Техническом Училище после восьмого класса во Владивостоке и приобрел звание "Золотая перчатка", и где в полной мере проявился кавказский характер далекой чеченской родни - только побеждать при любых обстоятельствах...
Меня ни сколечко не смущала промышленная грязь, пыль, копоть от сварки и брызги бетона, который лился рекой. С моим мнением считались и уважали за обретенную компетентность и ответственность, а это дорогого стоит.
Рядом через дорогу вырастали корпуса Амурского машиностроительного завода. В одном из первых построенных цехов я побывал, и помню, что про себя отметил – серьезный корпус, равный по площади шести футбольным полям, и с регулируемой температурой внутри помещения.
Строительство ЛДК стали «штурмовать», как-то сразу без всякой шумихи и помпы, а здесь все было по-другому. Городские власти организовали общегородской митинг, где под гимн Страны Советов на обозрение всем был открыт большой гранитный камень с надписью: «Здесь будет построен Амурский Машиностроительный Завод». В своей торжественной речи Первый секретарь горкома партии сказал, что с этого дня город Амурск становится городом не только целлюлозников и деревообработчиков, но и городом машиностроителей.
После этой речи ударными темпами прямо через дорогу от промплощадки АМЗ и недалеко от нас, построили корпуса ИТК строгого режима, проще говоря, тюрьму особого назначения, а промплощадку режимного объекта АМЗ, вместе с ИТК, окружили несколькими рядами колючки и высоким забором, за которым ударными темпами и строились цеха Машзавода, где основной строительной силой были зеки.
Моя Людмила, став начальником бюро отдела по подготовке производства, столкнулась с теми же проектными проблемами, что и мы. Менялись изделия, менялись технологии, оснастка и она в новых цехах прорисовывала технологические планировки, переставляла оборудование. Людмила спорила и ругалась, часто выезжала в Москву в проектный институт решать спорные вопросы.
Помню, как ей за ударный труд вместе с Почетной Грамотой, вручили сертификат на приобретение мотоцикла «ИЖ – Планета – 2». Она пришла домой возбужденная и сказала, что на работу будет ездить на мотоцикле, как Иван Бровкин на целине.
На семейном совете подумали, обсудили, «сбросились» и приобрели своего первого «коня». В городе в этот период на руках у людей было мало машин, были в основном «Москвичи», мотоциклы и мотороллеры. Наш главный механик имел мотороллер, к которому подцепил самодельную коляску и гордо разъезжал, добывая запчасти.
Я быстро освоил «Ижака» – прекрасная машина, быстрая и надежная. Бывало, едем в лес, а сзади, обхватив руками, наша мама - Надя с большим рюкзаком за плечами, и по каким только чащам мы не ездили, снабжая семью грибами, дикой малиной, жимолостью, голубицей, а осенью брусникой.
А главное, что я с раннего утра до поздней ночи мотался по всей стройке, и так привык, что без него никуда, готов был в кровать затащить. Из Владивостока дядя Юра прислал заводскую коляску, которую я тут же подцепил, и это уже был «многоместный зверь» для всей семьи...
На личном фронте так же произошли приятные события, в ноябре месяце 1970 года мы получили ордер и заселились в двухкомнатную квартиру на втором этаже пятиэтажного дома. Квартира была уютной и теплой и нас радовала, потому что в мае месяце 1971 года родилась дочь – Оленька. Мы были рады и счастливы. Амурск стал для нас родным, и мы его боготворили, не замечая полчищ комаров и гнуса, которых летом трудно было выгнать из квартиры, дочери приходилось туго, но, к счастью, она росла круглощекой и терпеливой.
С вводом первого жилого дома был создан жилищно–коммунальный отдел (ЖКО), который возглавила наша мама Надя – Надежда Михайловна. Она быстро разобралась и с пропиской и с уходом за жилфондом, создала ремонтную службу, пригласив электрика и сантехника, а паспортные дела вела сама. По проекту в центре города строился целый микрорайон для ЛДК с двумя детскими садиками и школой, поэтому и мама с первых трудовых дней в Амурске снова стала востребованным и высокоуважаемым специалистом.
Города еще не было, но уже было три проспекта и планировался к застройке четвертый проспект, а точнее Центральный бульвар, тоже с выходом к Амуру. С одной стороны бульвара планировалось построить целый микрорайон из домов повышенной этажности для Машзавода, а с другой стороны для ЛДК.
Меня избрали Секретарем комсомольской организации ЛДК, и я стал первым вожаком молодежи на нашей стройке, где с легкой руки Первого секретаря горкома партии приобрел свои новые синонимы, чуть ли не прозвища: «разбитной парень» и «бульдог». Продолжение повествования "Как бульдог вцепится-не оторвать"
Свидетельство о публикации №219040701169