Самый небёртоновский фильм от Тима Бёртона

«Дисней» уже давно бередит душу олдам и просвещает молодое поколение, перезапуская свои анимационные шедевры. Воскресить классический мультик «Дамбо», созданный в далёком 1941, поручили ходячей фантасмагории кинематографа – маэстро Тиму Бёртону, отвалив на реализацию проекта царские 170 000 000$. Результат одновременно удивляет и в то же время – не вызывает ожидаемого шквала эмоций.
 
Сюжет выполнен в старых добрых диснеевских традициях с добавлением злободневных акцентов. В 1919 году с Первой мировой войны возвращается звезда цирка, наездник Холт Фарриер (Колин Фаррелл). Его осиротевшие дети Милли и Джо продолжают вести кочевой образ жизни, хотя цирк Медичи, в котором выступали Холт и его умершая супруга, переживает трудные времена. Управляющий, Макс Медичи (Денни Девито) продал лошадей Холта, чтобы спасти положение, а его самого назначает присматривать за беременной слонихой. На свет появляется няшный слоник с угарно-длинными ушами. Дети Холта в восторге, Медичи – в ужасе, ибо над таким созданием по его разумению можно только ржать, а больше ничего из него не выжмешь. Однако, как это часто бывает и у «Диснея», и у всего американского кино в целом, наши слабости можно сделать нашей фишкой – так произошло с малышом Дамбо, который при помощи своих ушей научился летать. Поняв, что парящий слон – это прибыльная тема, в цирк приезжает владелец парка развлечений «Страна грёз» В.А. Вандемер (Майкл Китон) со своей спутницей – воздушной гимнасткой Колетт (Ева Грин). Вандемер проводит с Медичи душещипательную беседу, толкуя о мечтах, прибыли, прогрессе, и в конце концов заманивает весь цирк в свою «Страну грёз», где обстановка превращается не в такую радужную, как сперва ожидалось…

    Плюсы.

Колин Фаррелл. Колин Фаррелл. И ещё раз – Колин Фаррелл. Не знаю, как он умудряется душещипательно играть роль отца-одиночки и вместе с тем бередить моё сердечко неукротимой мужской харизмой. Грим + талант + немного магии. У Фаррелла отменно вышло оживить достаточно плоский образ, созданный сценаристом. Можно даже сказать, лучше, чем у всех остальных актёров. При просмотре щенячьи глазки, обалденная фигура и лихой проезд на белом коне прилагаются.

Дэнни Де Вито остался всё тем же юморным чертякой, за что ему честь и хвала. Каждое появление Медичи в кадре сопровождалось вполне годными хохотульками, бесценными гримасами самого Де Вито, что навевало приятную ностальгию буквально по всем комедийным шедеврам маэстро.

Ева Грин добавила в фильм загадочной сексуальности. Я приметила, что заскучавшая на одно время часть зрителей мужского пола заметно оживилась, когда Грин появилась на экране, и - окончательно взбодрилась, когда её Колетт начала порхать на трапеции в бомбезном корсете, расшитом стразами.

Милли, дочь Фарриера, не простая девочка, а юная особа, мечтающая стать такой же первооткрывательницей в науке, как и её кумир – Мария Кюри. Здесь всё понятно – создатели лишний раз (на самом деле лишнего не бывает!) отсалютовали зарождавшемуся на тот момент феминизму и расширению прав женщин. Очень неплохо, учитывая, что эта линия грамотно вплетена в канву сюжета и нашла достойное завершение в развязке повествования.

Посыл фильма предельно доходчив и актуален – нет использованию животных в цирках, зоопарках и прочих подобных пространствах. Зрителю прямо-таки на пальцах разъясняют, что: во-первых, звери страдают в неволе; во-вторых – их систематически разлучают с родными, а для них это такая же трагедия, как и для людей; в-третьих – прыгать на освещённой арене перед орущими толпами ни разу зверюшек не радует; в-четвёртых – можно замутить годное представление и без диких животных, с участием талантливых людей-артистов. Этот список можно продолжать ещё долго, однако суть ясна. И сам посыл понравился мне едва ли не больше целого фильма…

Минусы.

…потому что кинцо плосковато, а это значит, что погрозить пальцем надо сценаристу Эрену Крюгеру. Крюгер, вообще-то шарит в сценарном искусстве, ведь на его счету «Звонок», «Дом грёз», трое «Трансформеров», а также он приложил руку к «Призраку в доспехах». Может быть, он просто не в ладах с добрым семейным кино, но персонажей «Дамбо» можно охарактеризовать одним или двумя словами, логика в их поведении порой начисто отсутствует. Злодей слеплен по злодейскому ГОСТу, вобрав в себя основные черты главгадов подобных фильмов. Никаких тебе неожиданностей, сложных (или мало-мальски интригующих) характеров, сочных подробностей из прошлого героев. Вот и получилось, что компьютерный слоник своей мимимишностью привлёк больше внимания, чем живые люди.

Многовато диалогов о любви, дружбе и вечных ценностях, которые нарочито душещипательны. Один вид милашного слонёнка располагает к пробуждению лучших чувств, поэтому такое число изречений, призванных лишний раз надавить зрителю на болевую точку альтруизма и сострадания к ближнему становятся заметными. А это, как говорит дедушка Роберт Макки, нехорошо, потому что в фильме диалоги (да вообще-то – абсолютно всё) должно выглядеть естественно, а не притянутым за уши. Даже за такие очаровательные, как у Дамбо.

Ну да, мне честно не хватало Джонни Деппа и Хелены Бонем Картер, ведь, как только узнаёшь, что в режиссёрском кресле сидит Бёртон, невольно прикидываешь, какие партии он мог бы дать крёстному своих детей или – бывшей супруге. Увы, увы, увы. Однако толкуют, будто бы тут все претензии следует предъявлять боссам студии, которые тупо наняли Бёртона и не давали ему той творческой свободы, подарившей нам «Сонную лощину», «Суинни Тодда» и прочую нямку. 

Сам Дамбо скорее мил, нежели уродлив, как первоначально считает хозяин цирка и большинство зрителей. То ли компьютерные графики недопоняли замысел сценариста и режиссёра, то ли…Не знаю, что произошло, но слоник, наделённый живой мимикой, обалденными голубыми глазами и (вдовесок) необычными ушками – это забавно, а не отвратительно.

Итого.

С чем боссы не ошиблись, так это с казной, выделенной на создание фильма. На эти бабки смогли свистать звездный каст, который по максимуму отыграл свой материал, толковых гуру по спецэфектам, создавших зрелищную картинку цирковых представлений, масштабный парк развлечений и чертовски милого слоника, туда же – внушительную массовку и костюмы. Всё это сработало бонусом и вытянуло слабоватый с точки зрения драматургии проект.

Ну и конечно – сама мораль. Тема содержания диких животных в неволе, тема преодоления себя, веры в лучшее, человечности, взаимоподдержки, - это как раз то, на чем выезжает «Дисней» уже не первый десяток лет. За это, как говорится, мы его и любим. Я всё же надеюсь, что грядущий «Аладдин» будет сочнее в плане характеров персонажей и закрученности конфликта, но «Дамбо» - это однозначно неплохая семейная сказка с отличными актёрами, красивой картинкой и добрым финалом, который заставит улыбнуться и проникнуться лучшей стороной жизни.


 


Рецензии