История шоубизнеса 1917-2017

    
                Производство и потребление развлекательного
                музыкального контента и шоу-бизнес
                СССР и Россия
                История, итоги и перспективы


     В год столетия двух переворотов, началось подведение итогов в различных областях политики, экономики и общественной жизни, а также определения перспектив.
     Я проанализирую развитие производства и потребления развлекательного музыкального контента и становление шоу-бизнеса. Театр, кинематограф и печатная продукция освещены не будут; стоит дождаться таких итогов от обозревателей в этих областях. Однако некоторые аспекты и выводы могут быть применены и к этим сегментам.
     Сначала я рассмотрю эволюцию развития и потребления контента, а затем – становление и развитие индустрии шоу-бизнеса.

     …Несмотря на то, что развитие и потребление музыкального контента в основном определялось техническими нововведениями, скорость их широкого распространения зависела и от общественного строя: в тоталитарных государствах многие из них были запрещены. Например, в некоторых странах нельзя было иметь видеомагнитофоны, а в СССР – ограничивали использование пишущих машинок и запрещали бытовые копировальные аппараты.
     Песни, идеологическое направление которых не соответствовало целям и задачам строя, запрещались; производилось глушение зарубежных радиостанций.
     Однако общее потребление контента в СССР в целом не отличалось от потребления его в свободных странах и определялось скоростью доведения контента до широких масс.
     До середины пятидесятых годов население СССР могло потреблять лишь три вида контента: официальный (прослушивание песен по радио, в кинофильмах и записанных на грампластинки), любительский (живое пение под аккомпанемент с помощью музыкальных инструментов) и т.н. «художественная самодеятельность» (выступление непрофессиональных исполнителей и коллективов со своими песнями (а, чаще с каверами) под крылом филармоний или ДК и под контролем идеологических отделов компартии). Последние два являлись лишь разновидностью хобби и влияния на массы не оказывало.

     От свободных стран такая модель потребления в целом отличалась мало из-за принципиального отсутствия доступных способов любительского копирования и широкого распространения своего творчества.
     Абсолютное большинство населения СССР могло слушать только то, что им предлагало государство: одни и те же песни звучали на радио, ТВ, в кинофильмах и продавались записанными на грампластинки.
     Репертуар – определялся политикой государства, который, в свою очередь, зависел от установок его руководства. В разные периоды руководство и политика отличались; песни, широко ротирующиеся в шестидесятые годы не могли появиться в ротации в тридцатые…
     Однако общим для этого этапа во всех странах было мизерное (по современным меркам) количество песен: запись на аналоговых студиях (которых также было очень мало) с живыми музыкантами была доступна лишь профессионалам – тем, кто имел музыкальное образование и поставленный голос.
     Отличием СССР от других стран являлось лишь то, что допуск к записи определялся идеологически правильным репертуаром; связями в творческих кругах и наличием высокопоставленных покровителей, а в свободных странах – пробивными способностями продюсера, который интуитивно догадывался о большом коммерческом потенциале нового артиста.
     Но в том и другом случае, запись и тиражирование осуществляясь не за счет артиста: в СССР за все платило государство (оно же и контролировало качество песен посредством т.н. «худсоветов»), а в странах с рыночной экономикой – звукозаписывающие компании (они же, наряду с продюсерами контролировали и качество).
     Отсюда вытекало высокое качество медийного контента во всех странах мира: музыку сочиняли композиторы, слова – поэты-песенники, а аккомпанемент – осуществляли профессиональные музыканты.
      Артист также был профессионалом – его жизнь была подчинена только выбранному делу. Отсюда – отличный вокал в записи и живые выступления на сцене впоследствии.
     Из-за малого количества песен, их высокого качества и повсеместного распространения, они и сейчас являются желанными для слушателей; для старшего поколения – это легко узнаваемые песни их молодости, а для молодого – зачастую новые открытия!

      С появлением в конце тридцатых годов магнитофонов – ситуация начала принципиально меняться: появилась возможность неконтролируемого тиражирования записей в любительских условиях.
     В СССР бытовые магнитофоны стали выпускаться в середине пятидесятых, но распространились только лет через десять и лишь благодаря смене руководства: если бы технический прогресс позволил широко производить их в тридцатых годах – в СССР они бы не производились, а импортные – находились бы под запретом.
     Магнитофоны позволили расцвести альтернативным (авторским) направлениям: т.н. бардовскому  творчеству и «квартирникам».
     Первое – исполнение собственных песен под гитару, а второе – домашние концерты для узкого круга под аккомпанемент нескольких музыкальных инструментов.
     Их запись (с последующим тиражированием) позволила таким песням широко распространится, минуя официальные медийные каналы и площадки.
     Это привело к реализации многих непризнанных талантов – тем, кому по разным причинам (например, из-за недостатка профессионализма или проблем с репертуаром), путь в государственные студии звукозаписи был закрыт. Можно сказать, что широчайшая популярность, например, Владимира Высоцкого была бы невозможна во времена отсутствия магнитофонов.
     С распространением магнитофонов (а особенно – кассетных аппаратов) в СССР стала доступна и качественная западная музыка; и с тех пор произошло достаточно четкое разделение на официальный контент, транслируемый по радио и ТВ, и – альтернативный, распространяемый на кассетах.
     В домашних записях у населения отныне имелись практически любые зарубежные группы, а также те отечественные артисты и группы, доступ которым на официальную эстраду был запрещен.
     Проблема, на которую ранее власть не обращала внимания, к концу семидесятых годов встала во весь рост: из магнитофонов лились только песни иностранных артистов и групп, а также отечественных исполнителей, о которых не знали (или не хотели знать) уполномоченные организации, но уж никак не тех «официальных» артистов, песни которых звучали на радио и ТВ, а также выпускались на дисках…
     Картину усугубило появление в начале семидесятых годов танцевальной музыки; жанр «диско» завоевал мир и, к концу десятилетия, не только для молодежи, но и людей среднего возраста т.н. «советская эстрада» попросту перестала существовать – настолько строение и подача западных песен контрастировало с советскими песенными шаблонами!
     К тому же – песни на английском языке позволяли слушать их в разы дольше; слова не приедались, поскольку практически никто в то время иностранными языками не владел.
     Наконец, власть решила что-то предпринять в этом направлении; была разработана концепция официальной поп-музыки и определены коллективы, работающие в этом жанре, которые должны были исполнять идеологически правильные песни с современными, «раскачивающими» аранжировками. Надо признать, что идея оказалось правильной: появились качественные песни (некоторые из них до сих пор ротируются), служащие как бы мостиком между полузапрещенными иностранными группами и официальной советской эстрадой.

     В конце восьмидесятых годов, с ослаблением идеологического прессинга, произошло резкое увеличение количества артистов и групп, которые пытались составить конкуренцию иностранным; аранжировки в первом приближении стали походить на современные, а слова – отражали стремление к свободе и переменам во всех сторонах жизни. Многие новые артисты сделали себе имя на таком репертуаре; в современных условиях далеко не все из них стали бы известными.
    С опозданием лет на семь от запада возникло и множество классических поп-коллективов. Они пользовались бешеной популярностью и не в последнюю очередь из-за того, что, во-первых, открыли для публики новое качество подачи репертуара в виде сценических шоу, а во-вторых, самой необычностью публичного исполнения в лучших залах тех песен, что ранее существовали лишь в виде магнитофонных записей.
     Довершило дело и распространение видеомагнитофонов – концерты западных поп- и рок-групп производили неизгладимое впечатление на изголодавшихся по зрелищам советских людей; многие впервые увидели живых артистов на сцене, тех – кому они поклонялись долгие годы.
     Репертуар, формат и подача (а, точнее, ее полное отсутствие) песен советского образца окончательно канули в лету.
     Большинство артистов советской эстрады прекратили выступать из-за невостребованности, и лишь единицам удалось, радикально сменив имидж, остаться на плаву.

     Последующее десятилетие после распада СССР характеризуется взрывным интересом к западной музыке, а также появлением большого количества новых Российских артистов со своим репертуаром: у них появилась возможность записывать новые песни, из-за доступности звукозаписи на множестве новых студий и приобретения качественной иностранной аппаратуры, невиданных доселе возможностей.
     Население же, тем временем, массово скупает разнообразную домашнюю аудио и видеотехнику и – жадно потребляет музыкальный и видеоконтент.
     Музыки становится много, новых артистов – тоже. Распространение CD-дисков позволяет наслаждаться качеством, несопоставимым с магнитофонной записью.
     Однако до начала двухтысячных годов – этапа широкого распространения мощных компьютеров, Интернета и цифровых технологий, принцип потребления музыкального контента в общем-то не менялся.
     Он заключался в довольно четком определении направлений, стилей, жанров и возраста песен для прослушивания; все они делились на устаревшие, современные и перспективные.
      Устаревшие – полностью исключались; человек, слушающий композиции пятилетней давности служил предметом насмешек. Слушающие модные, современные песни – находились «в тренде». Ну а с теми, у кого оказывались записи перспективных артистов, особенно работающих в новых направлениях (т.е. тех альбомов, что только-только вышли на Западе) стремились познакомиться, чтобы попросить их скопировать.
     Новым транслятором разнообразного контента становятся FM-радиостанции; начав с ротации преимущественно западной музыки, к концу века многие из них выбирают свой стандарт вещания. Появляются станции для любителей только западных песен, только русскоязычных, а также жанров: рок, поп, джаз, техно и… ретро музыки. Последнее говорит о революционном изменении: отныне песни возраста 10-50 лет не являлись «нафталином», а попадали в интересный и новомодный стиль «ретро».

     Начало XXI века характеризуется надеждами на значительное улучшение качества жизни во всех сферах; у населения появляются средства, в том числе и на приобретение контента и посещение зрелищных мероприятий. Отражая запросы общества,  в  репертуаре артистов появляются легкие и простые шлягеры, не задевающие ничьи интересы и не обнажающие никакие проблемы; снимаются аналогичные видеоклипы.
     Продажи музыки на CD-дисках достигают своего пика.
     Намечаются первые сдвиги и в потреблении контента: отныне люди покупают не только последние новинки, но и избранные произведения прошлых лет.
     Музыкальные радиостанции начинают специализироваться на узких форматах; однако большое количество станций позволяло слушателям легко выбрать свою.

     С широким распространением Интернета потребителям стал доступен весь пласт аудио- и видеоконтента за последние лет семьдесят. Воцарившийся стандарт МР3 постепенно вытеснил CD-диски; этому способствовало глобальное доминирование треков в этом стандарте как в Интернете вообще, так и соцсетях в частности.
     Миниатюрные МР3 плейеры позволяли иметь тысячи треков в объеме меньше спичечного коробка.
     Захватившие в последние годы нишу мобильных телефонов смартфоны, довершили дело. Теперь за копеечную месячную подписку (а иногда и бесплатно) потребитель мог составлять плей-листы из мирового музыкального контента, созданного за все годы, начиная едва ли не со средневековья…
     Эти революционные изменения затронули весь мир.
     Затронули, и – радикально изменили подход к потреблению контента!
     Отныне – национальных границ не стало: несложный поиск давал возможность насладится лучшими произведениями со всего мира, и… довольный потребитель отныне не захотел следовать едва ли не вековой традиции: потреблять только новомодный контент… Мало того, исчезло само понятие «музыкальной моды» и «актуального жанра».
     Прочно забытые песни обрели второе дыхание, а такие же забытые артисты – вновь (иногда спустя десятки лет) начали гастролировать, потому что стали востребованы!
     Потребитель с удивлением понял, что, оказывается, не существует понятия «старый трек/новый трек»  – есть только понятие «качественный трек». Уловив эту тенденцию, рекорд-компании и отдельные артисты увлеклись ремиксами, придавая отличной музыке новое звучание. А различные ретро-фестивали зачастую стали собирать публики больше, чем концерты новых звезд.
     Например, такой артист как Валерий Ободзинский в конце восьмидесятых годов существовал только в памяти  людей предпенсионного возраста, а его песни – находились лишь на старых дисках, которые были выброшены или отвезены на дачу. Но уже через десять лет – многие молодые наслаждались его неповторимым голосом, а известные артисты перепели его шлягеры!   
     Качественный трек – это точное следование направлению, жанру и стилю, которые, в свою очередь, должны отражать свое предназначение.
     К примеру,  песни в направлении «поп» должны «раскачивать», т.е. понуждать слушателя к танцам или, на худой конец, к каким-то энергичным действиям, поднимать настроение, отгоняя дурные мысли; и, если трек справляется с этим «на отлично», значит, он будет востребован десятилетиями!
     Люди, любящие потреблять много музыкального контента поняли, что песни прошлых лет справляются со своими целями гораздо лучше, поскольку качество вокала, музыки, глубина аранжировок, слов – зачастую было на порядок выше современных…
     Потребитель слушал лучшие треки «всех времен и народов» и – получал необыкновенные ощущения! И уже не испытывал сильной потребности в новых песнях. Впрочем, те, что появлялись – иногда оставляли ощущение вторичных, поскольку были «похожи на всё сразу».
     С одной стороны – новых песен стало в сотни раз больше; из-за дешевизны и доступности записи, их стало даже «больше чем ушей», но с другой – их мало кто слышал – из-за  дробления источников трансляции.
     …Вместо нескольких общесоюзных радиостанций – десятки региональных и сотни Интернет-станций. Вместо ротаций на центральных каналах ТВ – видеохостинги, где каждодневно выходят сотни клипов…
     Песня (трек) перестала быть товаром – за редким исключением ее запись и последующая раскрутка не оправдывали вложений…
     Перестали делаться и инвестиции в новых артистов – у продюсеров не было уверенности в их востребованности на этом этапе потребления контента.
     А отсутствие ярких артистов со своими супершлягерами – не побуждало публику посещать концерты…   
     Запись дебютных альбомов новых артистов звукозаписывающие компании России за свой счет производить перестали. Да и в мире, в целом, ситуация была аналогичной.
     В результате – снизилось качество песен и уровень их исполнения: к некоторым концертирующим артистам и их репертуару применим подзабытый термин «художественная самодеятельность».
     СМИ винили в этом исключительно нежелание пользователей спонсировать создание качественного контента, покупая легальные треки.
     Однако б;льший вклад в деградацию музыкальной отрасли внесло отсутствие новых идей, новых направлений, жанров и стилей.
     В известных же  – существует такое количество музыкального материала, что создать в их рамках что-то действительно новое и интересное, что (пусть и на некоторое время) затмило бы уже созданное, практически невозможно!

 
                *   *   *

     Каковы перспективы музыкальной отрасли и потребления контента?
     Очевидно, что возврат к прошлой схеме потребления  уже невозможен.
     Ситуацию может несколько улучшить открытие нового музыкального направления, имеющего свое название и обособление от уже существующих (например, как в свое время «рэп»).
     В этом случае – мировой музыкальный рынок востребует новых артистов и песни, исполняемые в этом направлении. Всплеск потребления контента будет максимально монетизирован, а прибыль с концертов этих артистов  – позволит им оплачивать создание новых медийных продуктов.
     Если же такое направление не родится, то ситуация начнет радикализироваться:
     Несовершеннолетние будут потреблять свой специфический контент, специально созданный для такого возраста и способов потребления (уже существуют треки, оптимизированные для прослушивания через наушники в формате МР3) и, как правило, на русском языке.
     Молодые люди – будут потреблять современный контент всего мира, интересуясь новинками жанров и стилей и практически не обращая внимания на русскоязычные песни.
     Люди среднего возраста – слушать любимую музыку их молодости, чередуя ее с лучшими образцами, созданными за последние лет сто на любых языках.
     Старшее поколение  – будет потреблять лишь то, что транслируют центральные эфирные каналы ТВ и крупные радиостанции, из-за отсутствия или нежелания пользоваться другими источниками трансляции контента.

                _________________
    

     Развитие и становление шоу-бизнеса.
     Следует отметить, что я буду рассматривать не историю самого шоу-бизнеса как явления, поскольку, строго говоря, шоу-бизнес – это коммерческая деятельность в сфере развлечений, берущая свое начало от гладиаторских боев в древней Греции, а лишь ту ее часть, которая касается технической и организационной работы с артистами и производство новых медийных продуктов.
     Принципы работы индустрии развлечений в дореволюционной России практически не отличались от таковых в других странах; датой легализации «различного рода публичных увеселений и простонародных забав (российское название шоу-бизнеса в ту пору)» называется 1854 год, а в 1882 году были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в этой сфере.
     После 1917 года слова «коммерция» и «частное предпринимательство» из лексикона исчезло; государство стало контролировать всё и вся, а его граждане – стали подчиняться общим законам административно-командной системы в независимости от званий, таланта и признания.
     На практике это означало, что профессия «артист» имела те же регламенты, что и, например, профессия, «шофер». Шоферы делились на классы, в зависимости от которых имели утвержденную чиновниками зарплату, трудовую книжку; платили налоги и получали пенсию при достижении определенного возраста, который определялся классификатором профессий по степени вредности.
     Шоу-бизнеса в западном понимании не существовало вовсе; мало того, само слово употреблялось лишь при описании ужасов западной жизни. Советская версия взаимоотношений артиста и продюсера (импресарио) в странах капитала показана, например, в кинофильме «Роман и Франческа» (1961).
     Однако проклинаемый монополизм советских СМИ, для артистов давал удивительные возможности для самореализации и восхождения на олимп. Начало широкой ротации новой песни в исполнении неизвестного артиста, как правило приводило к тому, что «наутро он просыпался знаменитым». Это касалось также авторов музыки и слов: их имена объявлялись перед каждым исполнением песни.
     Ситуация с авторскими правами в то время была проста и понятна: поскольку весь контент учитывался – авторам четко и своевременно выплачивались т.н. роялти – определенный процент с каждой выпущенной копии или ротации. И, надо отметить, что СССР в этом плане вел себя образцово: авторы, чьи песни широко продавались и ротировались, получали суммы, несопоставимые с заработками обычных людей практически любых социальных групп. Артисты же, чьи песни становились популярными – непрерывно концертировали, отчего их заработки и благосостояние также являлось предметом зависти. Именно из этого времени идет выражение «проснуться знаменитым», а также желание многих стать «звездами».
    Таким образом, задача начинающих артистов заключалась лишь в том, чтобы всеми правдами и неправдами попасть в ротацию на государственное (а других и не было) радио и ТВ. Дальнейшее – было делом техники. То есть тех безграничных возможностей, что предоставляло государство, обеспечивающее стопроцентный охват населения своим безальтернативным вещанием.
     Для этого артисту нужно было иметь идеологически правильные песни, которые для него должны были написать такие же проверенные авторы; иметь знакомства в среде известных творческих людей, обладать «правильной» биографией и профессионально поставленным голосом. В идеале – иметь какое-либо отличие от существующих артистов, причем не столько в плане творчества, сколько в плане национальности (тогда можно было пройти по квоте от нацменьшинств) или протекции (от известных творцов или артистов, до республиканской партноменклатуры).
     Артист должен был иметь напор, пробивные способности, а также… некое покровительство небесных сил; зачастую артист мог попасть в ротацию лишь потому, что он просто «приглянулся» кому-либо из сильных мира сего.
     Однако такой набор качеств вкупе с элементарным везением имело настолько малое количество исполнителей, что многих из них мы помним до сих пор; причем некоторые, несмотря на преклонный возраст, продолжают концертировать, эксплуатируя ту популярность, которую им обеспечило государство.
     Но, несмотря на это, их гастрольная жизнь подчинялась строгим правилам: артист получал за выступление фиксированную сумму в зависимости от своей категории;; вся прибыль от концертов направлялась в доход государства. Кроме того, формально артист продолжал числиться на месте работы и иметь трудовую книжку. Для начинающих артистов, это могла быть их прежняя должность, для уже известных – штат какой-либо филармонии – без этого артист не мог официально концертировать.
     Ни о каких зарубежных гастролях не могло быть и речи до тех пор, пока артист не имел соответствующей категории, статуса и допуска «компетентных органов» к выезду. На таких гастролях артист имел лишь суточные; «куратор в штатском» контролировал все его перемещения вне концертного зала.
     Однако, благодаря широчайшим знакомствам и связям, которые обеспечивала его популярность – артист имел уровень жизни, зачастую равный (или превышающий) уровень жизни пархозноменклатуры; возможность легко решать любые жизненные проблемы и иметь диковинные заграничные вещи – ставили его в один ряд с теми, кто являлся для простого люда предметом либо зависти, либо страха.
     Разумеется, такие артисты имели команду, в целом напоминающую ту, которую имеют сейчас артисты высоких категорий во всех странах (композиторы, музыканты, визажисты, портные, помощники и т.п.), однако отличием служило то, что взаимоотношения с такими специалистами были личными, дружескими и не регламентировались никакими договорами.
     Репертуар, поведение на сцене (подача песни) и даже наряды также строго контролировались; таким образом, артист не столько самореализовывался в своей профессии, сколько выполнял различные задания и функции, которые возлагало на него государство (контролируемое развлечение масс, идеологическую, экспортную культурную и т.п.).
     Практически до самого распада СССР эти нормы сохранялись; лишь в последнее десятилетние перед гибелью государства, благодаря доступности технических новшеств (кассетные магнитофоны, синтезаторы, электрогитары, усилители и проч.) и ослаблению общего идеологического прессинга, появились артисты и группы, своим творчеством и работой на сцене нарушающие советские каноны и стремящиеся работать так, как принято в западных странах.
     Однако доступ к официальным медийным каналам записи и распространения контента, до конца восьмидесятых годов был для них по-прежнему закрыт; вся их деятельность происходила на полулегальной основе, а появившиеся первые концертные директора, зачастую конфликтовали с законом из-за т.н. нетрудовых доходов.

     Таким образом, те нормы и правила работы индустрии шоу-бизнеса, по которым западный мир жил уже лет сто, начали внедряться в России лишь в начале девяностых годов XX века, когда государство самоустранилось от работы на этом поле, а вся старая система рухнула.
     Но начали внедряться они с конца – с записи песен, напоминающих по стилю западные; копирование нарядов и поведения на сцене иностранных артистов. Однако главное в этой индустрии – взаимоотношения артиста с продюсером и команды арт-проекта с прокатчиками, концертными агентами и звукозаписывающими компаниями, а также поиск источников финансирования – находились в зачаточном состоянии.
     Попытка слепо копировать иностранные схемы наталкивалась на менталитет людей, не представляющих себе цивилизованные рыночные отношения в этой сфере (как, впрочем, и в любой другой). Артисты и продюсеры, почувствовав вкус больших денег, которые им приносили концерты для изголодавшейся по зрелищам публики, увлеклись становлением собственного благосостояния.
     Несмотря на то, что новых артистов и групп стало появляться в разы больше, далеко не ко всем был применим термин «профессионалы». В результате, из множества исполнителей и коллективов тех лет – мы помним лишь тех, кто серьезно вкладывался в свое творчество и развитие. А песни – воспринимаются лишь те, над которыми действительно трудились и которые для финальной обработки и сведения были отосланы за границу.
     С распространением Интернета, а также с цивилизацией финансовых и договорных обязательств во всех сферах жизни, индустрия шоу-бизнеса начинает в первом приближении походить на западную – у артистов появляются полноценные команды специалистов, сайты с правильным контентом, райдеры и проч.
     Становятся более прозрачными источники финансирования, звукозаписывающие компании начинают внедрять западные стандарты работы как с артистами, так и с радиостанциями и сетями распространения.
     Персонифицируются и выкристаллизовываются профессии: отныне продюсер, артист, звукорежиссер, саунд-продюсер, диджей, музыкант, концертный агент и прокатчик – это разные люди со своими навыками и определенным кругом обязанностей.
     Многочисленные продюсерские центры охотно работают с начинающими артистами; поскольку, на этом этапе, всем нравилось делать все: продюсерам нравилось делать новых звезд, их подопечным – работать, (видя, как хорошо живут концертирующие артисты), а инвесторам, спонсорам и даже меценатам – вкладывать средства, поскольку это было «модно».
     Появляются многочисленные медийные проекты: от гламурно-бессмысленных «шоу», до грандиозных фестивалей.
     Западные артисты (как активно концертирующие, так и т.н. «сбитые летчики») начинают активно гастролировать в России, видя, что на всех них хватит как любви публики, так и ее денег.
     Во многих СМИ вводятся рубрики, посвященные истории музыки и обзорам новинок, на ТВ выходят музыкальные передачи; появляются даже специальные каналы.
     Расплодившаяся желтая пресса смакует гламурную жизнь артистов; тема «шоу-бизнес» становится модной и востребованной.
     Правилом хорошего тона для бизнесменов и политиков становится опека  какого-либо  артиста, или, в крайнем случае, близкое знакомство со звездами; некоторые хотят, чтобы звездами стали их дети.
     В индустрию вкладываются деньги, отчего многократно возрастает количество артистов, концертов и выпуск CD-дисков.
     Активизируются и пираты – к сожалению ситуация с авторскими правами на этом этапе была далека от идеала и являлась наиболее слабым звеном всей индустрии.

    Эта ситуация сохранялась до конца первого десятилетия нового века: индустрия расширялась, цивилизовывалась и, в некоторых аспектах, сращивалась с западной, путем активных контактов россиян с тамошними представителями, вплоть до реализации совместных проектов.
     …Перманентные финансовые кризисы и общее осмысление собственного положения и положения России, а также изменившаяся международная обстановка, совпали по времени с широчайшим распространением Интернета, появлением соцсетей и окончательного схода со сцены любых физических носителей, продажа которых служила источником доходов для звукозаписывающих компаний.
     Население практически перестало покупать музыку: как на оставшихся немногочисленных носителях (в их роли стали выступать флеш-накопители и даже внешние хард-диски), так и на музыкальных сайтах в виде файлов. Музыка стала настолько доступной, что не было смысла хранить ее в памяти компьютера или смартфона; можно было недорого подписаться на библиотеку МР3 файлов, насчитывающую десятки тысяч треков и слушать их в режиме реального времени прямо с сервера.
     Как говорилось в первой части, люди перестали испытывать потребность в большом количестве новой музыки и артистов: многим вполне хватало имеющейся музыки и звезд.
     Тем более, что ничего революционно нового индустрия предложить не могла: форматы концертов и шоу уже «приелись», российские и западные артисты по третьему разу объехали все города, добравшись даже до поселков; а новые направления, стили и жанры на Западе всё не рождались… А без этого – даже мировая индустрия начала «пробуксовывать»; мне известны случаи отказа Западных звукозаписывающих компаний финансировать записи новых альбомов суперзвезд восьмидесятых и девяностых годов.
     Драматический рост курса доллара к рублю заставил рациональней относится к финансам как обывателей, так и бизнесменов; последние перестали вкладывать деньги в новых артистов.
     Индустрия сжалась; сократилось количество публичных концертов, а госструктурам запретили финансировать корпоративные мероприятия за счет бюджета. Заработки и востребованность артистов уменьшились.
     Вслед за этим – упали цены на запись и сведение новых треков; многочисленным студиям приходилось элементарно выживать… Но даже такие цены не гарантировали занятости студий: запись новых альбомов стала бессмысленной; затраты на его производство не окупались.
     Действующие артисты и продюсеры потеряли интерес к новичкам: первые перестали их пестовать, чтобы не плодить конкурентов, а вторые – вкладываться в них, из-за экономической нецелесообразности.
     Начинающие артисты оказались предоставлены сами себе, а профессии, связанные как с музыкой, так и администрированием в этой области потеряли престижность; отныне они не гарантировали стабильного дохода.
     Вслед за этим исчезла музыкальная пресса и передачи: общество потеряло интерес к этой теме. И лишь также сократившаяся желтая пресса по инерции транслирует сплетни и слухи о наших, всем известных звездах, жизнь которых и так известна до мельчайших подробностей тем, кто такую прессу читает…
     В моду входит художественная самодеятельность и народное творчество. Из-за доступности караоке эта забава становится весьма популярной; конкурсы караокеров множатся, как грибы после дождя: многие караоке-клубы организовывают конкурсы с призовым фондом. Обычные ночные клубы и рестораны устанавливают у себя караоке-системы, чтобы привлечь посетителей.
     На ТВ стартуют многочисленные вокальные конкурсы: зритель в прямом эфире видит несрежиссированные выступления, волнение и пот конкурсантов. Множество новых лиц и песен компенсируют отсутствие новых профессиональных артистов и материала. Такие конкурсы становятся очень популярны, в том числе и из-за качественного изменения моделей телевизоров: отсутствие мерцания экрана, его огромный размер и общее качество изображения немного подняли угасший было интерес к просмотру телепередач.
     Домашние кинотеатры и ТВ с большой диагональю экрана многим заменяют посещение концертов – тем более что в Интернете отныне имеются записи любых шоу.
     Набирают популярность кавер-версии; не только новые, но и известные артисты с удовольствием исполняют старый репертуар и… общество довольно благосклонно воспринимает это! Сказывается высокое качество песен и узнаваемость их абсолютным большинством населения.
     Имущественное и интеллектуальное расслоение общества приводит к тому, что индустрия шоу-бизнеса перестает быть цельной: отныне она обсуживает интересы определенных социальных групп и слоев.
     В результате – чтобы быть понятым в любой  компании, можно вести речь лишь об артистах возраста 45+; более молодые сейчас известны только людям определенных возрастов и социальных групп из-за обособления творчества: современных песен, которые известны почти всему населению, сейчас нет.
     Многочисленные начинающие артисты отныне принадлежат самим себе: их деятельность, за редким исключением не интересует профессионалов индустрии. В результате они, пользуясь открывшимися техническим возможностями, сами сочиняют музыку и слова песен, сами записывают их; снимают примитивные видеоклипы и выкладывают в соцсети, делают сайты, предлагают (как правило, бесплатно) свои выступления ночным клубам. Вложения в себя такие артисты-любители также производят сами; иногда им помогают обеспеченные люди, руководствуясь исключительно своими личными интересами.


                *   *   *

     Перспективы индустрии шоу-бизнеса в части организации концертов новых и известных артистов, а также производства контента и продюсирования исполнителей, будут определяться запросами общества на такие услуги; в настоящее время общество не выделяет индустрии то время в своей жизни и те финансовые ресурсы, которые она имела раньше.

© Сергей Усков, 2017


Рецензии