Соломон Нортап. 12 лет рабства

Что сразу бросается в глаза на тему "12 лет рабства" - это наше полное равнодушие. Ну да, там, американская история 19 века, бедные негры, вручим фильму "Оскар", выразив таким образом свою политкорректность, напишем пару гневных рецензий на тему да порассуждаем о справедливости общества. Свой мелкий бытовой расизм спрячем подальше от посторонних глаз, пытаясь сконцентрироваться на Пэтси (девушку жалеть проще). Разумеется, никто не хотел бы сам стать рабом в реальной жизни, но все это как-то очень далеко от нас самих и слишком кинематографично. Мы с таким же успехом взираем на рассказки об африканских пиратах или кавказском плене. Хотя, по существу, рабство никуда и не делось из нашей же жизни. Достаточно поднять голову у подъезда и заметить раба в оранжевой накидке. Или задуматься о причинах, что заставляют некоторых постоянно писать на литературных ресурсах. Эта тема бесконечна на фоне того, что мы давно утратили способность ощущать реальность нашей жизни.

"О вы, ищущие удовольствий сыны и дочери праздности, двигающиеся выверенным шагом, безжизненным и апатичным, через медлительный котильон; коли желаете вы узреть истинную живость, если не «поэзию движения», коли желаете увидеть неподдельное счастье, свободное и безграничное, – отправляйтесь в Луизиану и поглядите, как пляшут рабы при звездном свете в рождественскую ночь."

"Могила - единственное место, где может отдохнуть бедный раб." Соломон Нортап, свободный человек, захваченный рабовладельцами и 12 лет пробывший рабом, был достоин свободы. Хотя бы потому, что написал эту книгу. Не добившись справедливости в середине 50-х девятнадцатого столетия, этот труд стал единственным возможным оружием его за справедливость. Доказательная база приводится отдельно, в конце книги, не влияя на целостность этого произведения. Автор показал себя хорошим литератором - очень приличный язык, ссылки на Библию, Шекспира, Бичер-Стоу и т.д. Вера помогла ему пережить годы рабства. Хотя, случай его в некоторой степени исключительный, потому что, получивший образование, он долгие годы скрывал это от своих хозяев, что помешало ему стать обычным рабом.

"Жестоко обманывается тот, кто льстит себя мыслью, что невежественный и униженный раб не имеет представления о величине несправедливости, творящейся по отношению к нему. Заблуждаются те, кто воображает, будто он поднимается с колен с окровавленной и истерзанной спиной с чувством покорности и прощения. Настанет тот день – а он настанет, если невольничьи молитвы будут услышаны, – ужасный день мести, когда его хозяин, в свою очередь, будет напрасно молить о милосердии."

Одноименный фильм снят очень близко к тексту, но имеет некоторые довольно дешевые искажения с целью сделать фильм более зрелищным. На самом же деле, книга, своей обыденностью и детальной проработкой положения дел американских рабов, оставляет даже более тягостное впечатление. Предположение по поводу того, что автор этот труд оплатил собственной жизнью, выглядит очень правдоподобно. На месте рабовладельцев было бы логичным снова заковать автора в кандалы, дабы не создавать опасный прецедент.


Рецензии