О производительности труда

Это четыре (4?) строчки преамбулы. Написал я в мой отраслевой журнал отзыв на помещённую в нём статью. А потом вижу, что мой отзыв оказался интересен для людей, вовсе не принадлежащих к моей отрасли. Поэтому я решил поместить эту статью на Проза.ру. Ниже идёт упомянутый мой отзыв, без изменения от первой до последней буквы.

В редакцию журнала
«Речной транспорт (XXI век)»
По статье А.Г. Малышкина, В.Н.Захарова (№4-2018):
Тезисы … по вопросу «Производительность труда на речном транспорте: измерение и проблемы повышения»
Я, Ширяев Е.В., в настоящее время пенсионер, но с 1950г по 2016г. причисленный к речному транспорту, от курсанта ЛРУ до академика РАТ и в конце профессор МГАВТ, считаю своим правом и даже обязанностью откликнуться на публикацию этой - без преувеличения – эпохальной для речного транспорта статьи.
Считаю, что редакция журнала продемонстрировала публикацией данной статьи чёткое понимание проблем состояния и развития речного транспорта.
Начну с конца статьи, с её 3 заключительных предложений. Считаю их давно назревшими, правильными, авторами убедительно обоснованными:
1. Об усилении роли государства в управлении транспортным комплексом;
2. О соответствующей требованиям времени положении науки (создание отдела науки и инноваций; знаменитые 2% от ВВП даже Ельцин обещал; а на днях Медведев пообещал 2% только на разработку задач цифровой экономики);
3. О действительно смехотворной формулировке задач ФАМРТ в Положении о нём (оказывает услуги). О конкурсе на тему НИОКР по производительности труда (ПТр).

Теперь об обосновывающей части статьи. Может показаться странным, что авторы статьи доказывают древнее положение К.Маркса: транспорт – отрасль материального производства.
Редакция журнала юмористически эту странность усилила, добавив к тексту статьи портрет бородатого Карла. Пожалуй, даже саркастически – вот вы где находитесь по этому вопросу – в позапрошлом веке.
Однако приходится это делать, потому что многие походя бормочут: транспорт – сфера услуг. Вот зерно – это продукт. И картошка, и т.д
Этому способствуют сами наши руководящие документы. Процитированный авторами первый основополагающй пункт положения о ФАМРТ – только оказывает государственные услуги. Всё!
Поэтому неудивительно, что, например, в Уставе ООО «Московское речное пароходство» написано тоже лаконично: 3.1. Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Всё!

Разъясним дополнительно этот вопрос. Для этого усвоим, что все мы в конечном счёте – общество потребления. Да - consumer society! И в доисторическое время, и при любом Изме, и в далёком будущем. Только то, что мы непосредственно потребляем, является продуктом. Поэтому и зерно – не продукт, а только стадия производства продукта. И только после нескольких последующих стадий - перевозки, помола, хлебопечения, ещё перевозки оно станет продуктом на нашем столе.
Таким образом, разница между производством зерна и его перевозкой на грузовом теплоходе только в формуле определения его количества. Тонны – это натуральный показатель, а ТКМ – это условно-натуральный показатель (так они и различаются в экономической науке). Но всё это только равноценные стадии многоступенчатого производства продукта. Стадии единой сферы материального производства.
Но кто-то скажет: вот зерно – оно видно, а ваши ТКМ не видны. А вот и неправда! Конечно, аграрию ТКМ не видны. Но вот Ширяеву, бывшему штурману грузового теплохода, каждый КМ пути был очень хорошо (иногда на нервном взводе) виден. А выращенное зерно на поле он как раз и не видел. Да и аграрий видит только зерно на своём поле, а муку он не видит. Просто каждому своё, соответственно стадии производства.

Теперь о том, почему же, несмотря на процитированное авторами определение Ленина о значении ПТр, она систематически, на государственном уровне, не учитывалась ни в советские времена, ни позже. Конечно, сказалась и сложность этого комплексного показателя. Теперь же у нас настала эра цифровой экономики (кстати, по существу это возрождение советской программы разработки АСУ на новом технологическом этапе).
Но главное не в этом. Ответ прост - потому что этот комплексный показатель ПТр очень сложен для понимания и выводов.
Конечно, нетрудно оценить ПТр 2 рабочих на 2 одинаковых станках по изготовлению болтов и одному из них выдать премию.
Может, можно сравнивать ПТр 2 однотипных теплоходов с одинаковым экипажем на одной и той же грузовой линии.
Подобные расчёты и оценки по частным случаям при необходимости и раньше делались.
Но вот уже оценивать по ПТр качество работы двух разных пароходств, портов – бессмысленно. Слишком различаются условия работы – грузопотоки, водные пути и т.д.

Так зачем же нужен этот показатель в государственной статистике? Он полезен и нужен для оценки динамики работы предприятия, отрасли по годам! Только для этого, но именно для этого. И если мы рассчитываем существовать и развиваться долго – государственная статистика на этом уровне полезна и обязательно нужна. Вот она и должна быть наконец введена.
А мы с этим существенно опаздываем. Если считать от указанного авторами 2012 года первой постановки этой проблемы президентом Путиным В.В. – то на 7 лет. Так пора решительно взяться за эту проблему!
Критикуя руководство отрасли, авторам следовало самокритично написать, что в этой неповоротливости не меньше виновата наука.
Можно и самих авторов упрекнуть, особенно соавтора В.Н.Захарова, который ещё в бытность начальником ВЦ ВОРП, а затем начальником ВЦ ПЦБ первым на речном транспорте организовал разработку и внедрение в составе АСУ «Пароходство» многочисленных учётных задач. Что же Вы, авторы, не написали эту статью сразу после 1-го послания президента Путина В.В., в котором была чётко сформулирована проблема повышения производительности труда? Что же Вы долго размышляли? Ну, они всё-таки написали.

И теперь авторы предложили для конкурса ФАМРТ чётко сформулированную тему НИОКР – «Повышение производительности труда на речном транспорте РФ в свете послания президента Федеральному собранию от 1 марта 2018 года», включая, естественно, учёт и анализ.
В этой теме мы видим 2 взаимосвязанных направления работы.
Первое – разработка мероприятий по повышению ПТр. Здесь Заказчик (ФАМРТ) должен понимать, что эта огромная работа может выполняться только совместными усилиями Исполнителя (ВГУВТ или другой) и всех речных транспортных предприятий. Значит – за Исполнителем разработка методики и последующий анализ, но и за Заказчиком – мобилизация предприятий на ежегодную разработку их конкретных мероприятий. Ежегодный мониторинг. По существу это возрождение советской практики, когда пароходства ежегодно представляли в Минречфлот планы эксплуатационной работы с обязательными мероприятиями по её совершенствованию.
В результате должен быть создан  - наш речной Центр компетенций по производительности труда (в дополнение к государственному центру).

Второе направление – ежегодный статистический учёт ПТр по всем предприятиям. Разумеется, компьютерный учёт. Конечно, по ТКМ, для кого-то условно-натуральным, а для нас, транспортников, вполне натуральным.
Авторы, видимо, только из-за краткости статьи не называют аналогичные показатели ПКМ для пассажирского флота и тонны грузопереработки для портов.
Но в качестве существенного замечания по статье считаю то, что авторы ограничили рассмотрение только натуральным показателем (ТКМ). Обязательно нужно включить и денежный показатель. Такая 3-я форма ПТр тоже выделяется в экономической науке. Хотя, конечно, трудно её называть производительностью труда, скорее это производительность зарабатывания денег. Может, когда-то академики придумают другую классификацию, а пока это именно так.

Причём денежный показатель нужно учитывать не только в рублях, но и в долларах (хоть они нам и не нравятся). Международная организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD) своими показателями констатирует, что в России производительность труда (ПТр) в 2,5 раза ниже, чем в странах ЕС. Если это плохо, тем более давайте это учитывать. Даже несмотря на то, что ОЭСР после 2014 г. приостановила приём России в своё членство.
Путин В.В. выражает обеспокоенность именно сравнением с ОЭСР: "В целом по показателям в этой сфере Россия более чем в два раза уступает эффективным экономикам…»
Но давайте не будем пугаться этой оценки. Давайте посмотрим на показатель ОЭСР критично. Повторяю – ПТр очень сложный для понимания показатель. Вот Ширяев утверждает, что в России по сравнению с ЕС ПТр не ниже в 2,5 раза, а равна ЕС, поскольку в России географические и прочие условия в 2,5 раза сложнее, чем в ЕС. Может, когда-то академики додумаются измерять ПТр не в рублях и даже не в ТКМ, а в калориях трудозатрат на калории получаемого потребления. Вот тогда и посмотрим, кто работает лучше. Так что никто Ширяева не опровергнет. А пока давайте учитывать также и показатель ОЭСР – справочно.

Мой личный анализ показывает, что в существующем статистическом и бухгалтерском учёте в принципе есть все исходные данные для определения ПТр посредством простой арифметической операции – и ТКМ (ПКМ, тонны), и численность работников, и доходы-расходы.
Но это, конечно, только в принципе. Исполнителю нужно будет решить много методических, алгоритмических и программных вопросов. Например, определять ли ПТр на человеко-дни или человеко-часы? На всё время или на рабочее время? А согласовать введение этого учёта с Росстат – тоже непростой вопрос. И многое другое.
Тем не менее думаю, что можно было бы сравнительно быстро разработать и внедрить пилотный проект, например, на базе Волжского пароходства, а затем типизировать и внедрять его на всех предприятиях речного транспорта.
Так за дело, ФАМРТ и ВГУВТ!!!
Ширяев Евгений Владимирович
Почётный работник речного флота
Почётный академик Российской академии транспорта
Телефон 8499-618-68-03
03.04.2019


Рецензии
Я всю жизнь проработал в энергетике, т.е. далеко от речного флота. Но статья меня очень заинтересовала, поскольку я увидел очень много общих проблем. Действительно чиновник, сидящий в кабинете, хорошо понимает, что такое производительность труда, при выращивании зерна, при вытачивании болтов. Но сколько нужно эрудиции, для определения производительности труда речника, которого несет речная вода, или призводительности труда энергетика, продукция которого берется из настенной розетки.
Не смотря на известное высказывание Ленина В.И., опеределяющего "коммунизм, как сумму советской власти и электрофикации всей страны", в послевоенные годы отношение к энергетике было уподоблено отношению к банно-прачешному тресту. Очень низкая оплата труда, осложненное материальное обеспечение. Как я знаю, и работники флота, тоже не были в фаворе у правительственных чиновников. Отпускались средства на строительство электростанций и электросетей, как наверное и на строительство судов и портов. Но затем шла жесткая экономия на эксплуатационном персонале, и на материальном обеспечении.
Происходили аварии в обоих отраслях, но ни у кого это не выэывало мысли, что это вызвано неуважительным отношением к эксплуатации. Находили виноватого, били его наотмаш, и считали это достаточным
При переходе на рыночные отношения, мне кажется система выправляется. В энергетике это явно видно. Повысились зарплаты, появилась возможность закупать необходимое оборудование за рубежом. Уменьшилась зависимость от "дяди Васи", сидящем в министерском кабинете. Я уже давно не у дел, но проводя "летучку" в день энергетика со старыми друзьями я вижу, может быть еще недостаточный, но реальный прогресс. А когда оплата повышается, возникает желание получить эту работу, а для этого требуется приложить старание в работе, что ведет к повышению ПТр. Повышается качество обслуживания и надежность работыю

Артем Кресин   07.04.2019 13:45     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Артём, за обстоятельную рецензию. И не только потому, что моя "статья меня очень заинтересовала", а именно за обстоятельность. Причём Вы открыли для меня аспект дела, на который я сам не обратил должного внимания.
С уважением -

Евгений Ширяев   07.04.2019 17:00   Заявить о нарушении
Демократия это не форма власти и не способ правления, а способ избрания абсолютным большинством народа мудрых и справедливых законов для своей счастливой жизни! А задача правительства исполнять законодательную волю народа, ибо исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами в действительно социальной и демократической стране!

И когда будет принят основной закон социализма, который заменит монополию капитала на монополию закона о социальных гарантиях по труду хотя бы в социально-бытовой сфере и такой закон будут исполняться, тогда и наступит социализм!

Право на труд во всех государствах, где правят по буржуазным законам, не даёт никакой правовой основы даже на социально-бытовые условия жизни по труду, а лишь на его денежный эквивалент, который часто не даёт никаких социальных гарантий. И какой смысл в праве на труд всех граждан, если это право не даёт никаких прав на жизнь достойную труда, а лишь на его эквивалент, то есть право на наёмное рабство по договору со своим работодателем?

И если нет гарантированного законом социализма права ВСЕМ жить экономически достойно количества и квалификации честно и справедливо нормированного труда по равному для всех его количеству от относительного равенства рабочего времени, что должно определять и относительно равные нормы количества базовых средств для жизни от их общей производимой в обществе массы, то нет и социализма.

А когда только качество жилья, одежды и приготовления блюд питания для каждого будет формироваться по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны, там и будет социализм! А рынок должен быть только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества!

Где такой закон есть и он защищает социальные права ВСЕХ граждан страны, там и социализм, независимо от названий таких государств!

Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики должны иметь всё необходимое для благополучной жизни как уже заслужившие своим трудом достойную его пенсию и условия жизни!

Деньги при свободном рынке всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения любых благ теми, у кого денег достаточно для такого присвоения, в ущерб тем, у кого их недостаточно и это зависит не от вклада человека в экономику общества, а от того, сколько у человека денег, которые можно и украсть или отобрать у кого-то.

И превращение частной собственности на средства производства в общественную не делает необходимые средства для жизни достоянием всего народа. Изменяется только характер собственности средств производства, а способ распределения средств для жизни сохраняется прежним – через рынок. А говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе и равноправии всех при рабстве.

Такой строй господства справедливого закона на основе древней общинности, по мнению Жан–Жака Руссо, являлся бы сущностью социальной справедливости и где-то уже что-то подобное появляется! Именно из этого следует созидательное содержание жизни и люди воспитываются согласно самой природе социальной справедливости и происходит возвращение к тому прекрасному Человеку, которого создала природа, но испортила цивилизация.

Как в большой дружной семье в таком обществе будут, во-первых, у каждого нормальные социально-бытовые условия жизни, во-вторых — справедливые гражданско-имущественные права и обязанности, в-третьих — высоконравственное воспитание детей, в-четвёртых будет баланс интересов государства и человека!

Только кто в варварской России для становления такого закона будет сейчас объединяться, когда каждый норовит жить трудом других...

Когда люди выбирают вожака, это стадо, когда законы своей жизни — это НАРОД!
/Аристотель./

Только не всякий народ способен выбирать справедливые законы, а некоторые до сих пор выбирают вожаков…

Аникеев Александр Борисович   23.07.2020 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.