Бахус торжествует

            БАХУС  ТОРЖЕСТВУЕТ…
                «Снова пьют здесь, дерутся и плачут
                Под гармоники желтую грусть.
                Проклинают свои неудачи,
                Вспоминают московскую Русь.
                ( Сергей Есенин).
Бодро шагает двадцать первый век с тяжким грузом всяких новых проблем.
Старые проблемы теперь уже как бы и не такие  и жгучие.
Имею ввиду проблему пьянства на Руси. Вот и мой мудрый сосед  на пенсионной скамейке с грустью говорит: » До борьбы ли тут с пьянством? Всегда пили и будут пить. Пусть лучше пьют, чем колются! Да и кому нужна эта борьба? Воровать пьяными сподручнее!»
Лучше, конечно, чтобы и не пили, и не кололись! И не воровали!
Четверть века отдал служению в милиции и беру на себя смелость утверждать, что проблема эта не стареющая, чрезвычайно опасная и  несмотря на скептицизм её хотя бы некоторого укрощения - решаема. По крайней мере, её можно и нужно ввести в управляемое русло трезвой реки. Иначе, это море  разливанное все мосты и преграды сметёт…
Часто думаю, мечтаю о несбыточном: вот если бы исчезло зелье и вместе с ним безудержное пьянство, какими бы счастливыми стали люди!
Не надо было бы строить новые тюрьмы, половина бы милиции-полиции занялась другим нужным делом, врачи, учителя стали бы внимательнее заниматься своими делами…
Во - истину, день бы этот был историческим. Стал бы он отсчётом новой эры.
Увы! Мечты, мечты!
Что больше несчастья принесло человечеству, чем пьянство?
Не хочется пугать страшилками, мы и так ими перегружены на современном телевидении. Но, может быть, из молодых, только приближающиеся к гранёному, кто-то задумается, во время остановится.
Не было за годы работы в милиции, кажется, и дня, чтобы в кабинет не входила седая старушка с клюкой: » Помогите, защитите от сына. Мою пенсию отбирает. Угрожает. Он хороший, только пьёт…»
Старичок с орденской планкой в военной фуражке: » Сын со снохой пьют. Детей бросили голодных. Меня из моей квартиры гонят. Неужели, нет силы их укротить? »...
Жёны, нередко и мужья, дети и все с одной проблемой – пьют! «Помогите!
Примите меры! Отец и мать пьяные, всё пропили, учиться мешают…»-с надеждой взывает  семиклассник.
Какое сердце не собьётся с ритма? Кому светлый день не покажется чёрным?
Кто может поверить, что ещё остались на планете трезвые, со светлыми лицами люди?
Осмелюсь моему читателю, подозревающему меня в преувеличении остроты проблемы, дать совет: вспомните свой выпускной класс, своих друзей – товарищей по прошествии  пятнадцати-двадцати лет. Подведите итог, ответьте самому себе, сколько спилось, преждевременно ушло из жизни, развалилось семей, страдает детей и всё водка.
Вспоминаю своё детство, друзей-мальчишек, наши весёлые игры, мечты стать лётчиками, моряками, инженерами. Был наш кружёк сельских ребятишек из десятка человек - трое спустя годы пьянства покончили жизнь в петле, двое по известной причине в ДТП. Весь букет принесла пьянка:  распавшиеся семьи, больная печень и психика, дети сироты, страдающие родители…
Наш городок Уварово небольшой, многих, если не всех, знал и могу сделать, как мне кажется, верный вывод: вокруг одного пьяницы-отца до десятка несчастных, страдающих: жена, дети, родители-старики, друзья…
В нашем маленьком родном посёлке на пятьдесят взрослых в годы войны погибло пятнадцать человек, искалечено-ранено более двадцати. Не было ни одной семьи не пострадавшей.
В наши дни приближаемся к военным потерям, как бы ни было подобное сравнение кощунственным.
Какую бы сторону нашей современной жизни не возьмёшь, всюду при внимательном, вдумчивом анализе обнаружишь последствия беспробудного пьянства.
Сомневающемуся читателю предлагаю открыть «Тамбовскую энциклопедию». Нельзя остаться равнодушным, видя, как катастрофически снижается численность населения наших сёл, всегда бывших опорой России, армии, обороны.
Понимаю, дело не только в пьянстве, но среди причин не последнее место оно занимает.
Пора, давно пора задуматься всем нам, не говоря уж о правительстве и «правящей» партии, что происходит с русским населением. Почему оно теряет много лет свои позиции в родной стране?
Мы, русские на последнем месте среди бывших союзных республик по размеру семьи: если, к примеру, в Таджикистане средний размер семьи-6,1 человек, около этого во всех остальных, то у русских – самый низкий – 3,2.
В советское время осторожно намекали, что чем выше образование, тем, мол, меньше семья, не до детей, карьера.
Статистика этого тезиса не подтверждает; в Узбекистане на тысячу человек  людей с высшим и средним образование – 513, близко к этому в остальных, в РСФСР самый низкий показатель – 425.
Аналогичное положение и со средним возрастом населения, среди русского населения он составляет 41 год, мы быстро стареем.
Средний возраст населения в Чечне и Дагестане – 27 лет.
Сегодняшняя Россия теряет в год по миллиону человек.
За годы советской власти чеченцы и ингуши, к примеру, увеличили численность своего населения в три раза. В Центральном Черноземье, в том числе и в Тамбовской области, начиная с 1980 года отрицательные цифры прироста населения.
(Все цифры взяты по материалу газеты «ЛГ» № 48-2013года).
Конечно, дело не только в пьянстве, причин много, но совершенно ясно, что пьянство серьёзная помеха в укреплении здоровья, семьи, морально-нравственного состояния народа, демографической обстановки.
Вот это материально-нравственное состояние должно наше общество серьёзно беспокоить. Оно продолжает деградировать.
Кажется, теперь уже мало кого удивляет пьянство за рулём и тяжкие последствия этой ширящейся беды. Нетрезвый лётчик за штурвалом пассажирского самолёта, да ещё и совсем не лётчик, а обладатель купленной по дешёвке «корочки».
За время своего служения в милиции встречал факты, когда судья, ведущий процесс в «подпитии», засыпал. Хирург «подшефе» выполняющий операции., ученики, поднимающий хохот и свист на уроке нетрезвого учителя.
Не редкость нетрезвый блюститель порядка «при исполнении». Откровенно пьяный на партийном форуме секретарь райкома партии.
Да что там секретарь мало кому известного райкома, первый президент «обновлённой» России пьяный в гостях в другой стране разглагольствующий о счастливой судьбе страны…
Трезвый народ стал удивляться, что утром по улице деревни идёт трезвый человек.
В больнице мне рассказывал механизатор: » Утром, управившись в хлеву с коровой, овечками, присаживаюсь к окну на кухне и смотрю на улицу. О, диво, о, редкость, по улице идёт трезвый человек!»….
Наше из века в век трудолюбивая деревня и в советское время, и в настоящее сильно поражена недугом пьянства.
На закате советской власти на селе «злодейка с наклейкой» превратилась в самую крепкую, не подверженную никакой девальвации, валюту. Любую бюрократическую стену пробьёт. Можно неделю с просьбой предоставить машину в Уварово за углём ходить по парткомам, завкомам и не добьёшься результата. «Уборка, разве не знаешь? Машины под комбайном!»
А покажешь завгару бутылку с блестящей головкой и покатишь в Уварово за  «срочно потребовавшейся запчастью», попутно и уголь привезёшь…
На несколько собраний отчётно-выборные в один из колхозов  с нарядом милиции приглашал председатель райисполкома.
Приезжаем. Новый клуб до отказа заполнен колхозниками, все, за редким исключением, нетрезвые. Женщины тоже, как будто бы о них говорил юморист Михаил Евдокимов:» Рожи красные!»
Молодой председатель за трибуной читает доклад. Чинно сидит президиум. Вдруг, расталкивая всех, к трибуне выбегает женщина, отталкивает председателя:» Ты помнишь не дал мне солому?» И длинная не печатаная тирада. Участковый в готовности номер один…
Спустя минуту, другую председатель продолжает. Выбегает не бритый, не трезвый мужичёк:» Какой ты председатель!? С кем думаешь работать? Не дал мне три бревна избёнку поправить…» Мой наряд в готовности защитить председателя.
И так целый день. Наконец все желающие излить обиду высказались и раздаётся возглас женский: » Хватит! Пора скотину убирать!»
Колхозники дружно поднимаются и один за другим уходят. Председатель райисполкома призывает: » Куда же вы? Надо избрать правление колхоза, председателя!»
« У нас хороший председатель, молодой, пусть правит!»…
Приезжаю в колхоз как уполномоченный райкома партии, объезжаем работающие агрегаты. Председатель останавливает один из них. Из кабины трактора с трудом выходит тракторист. Председатель о чём -  то спрашивает, что -  то советует.
Едем дальше: » Пётр Петрович, тракторист пьяный!» - говорю я.
- « Какой он пьяный! Не падает! Где его трезвого взять!? Трезвые в город подались!»- грустно сообщает председатель….
Частое общение с пьяными правонарушителями всегда приводило к огорчению. Среди «павших» под «зелёным змием» так много достойных, талантливых людей – поэтов, художников, музыкантов, людей одарённых природой. Как жаль, что водка их сразила, погубила их талант. Не одного знал подобного человека и всегда сожалел и в душе проклинал напасть на русского человека.
Жил-был в Уварово талантливый стихотворец, одарённый художник, замечательный баянист и…горький пьяница. Когда он входил в норму, обретал человеческий облик, как приятно было с ним общаться, как уверял и клялся: » Всё, «завязал»! Клянусь! Увидишь пьяного, убей!».
Сначала отморозил пальцы рук, спасли врачи. Потом, замёрз в собственной избушке…
А мог бы быть великим человеком.
Когда я увлёкся резьбой по дереву, он часто приходил в мою мастерскую, как я любовался его мастерству, как смело и точно работал он резцами!
Страна так много теряет из-за пьянства талантливых людей!
Сколько известных и талантливых людей страдало этой широко разлившейся по стране болезнью!
Нельзя сказать, что Россия не боролась с пьянством. Это было бы несправедливо. За века, какие только указы, уложения не издавались. Какого только царя, вождя не раздавался грозный окрик. Какие только не изобретались кары. Но почему всегда, во все века недоставало настойчивой, повседневной работы. Как вспыхивал костёр решительно, так незаметно, скромно гас под неизвестно откуда дующим ветром. Интересы неведомых сил душили вся зачатки этой благородной инициативы.
Не будем трогать века, они прошли, и люди те ушли.
Вспомним  печально известное постановление ЦК КПСС об усилении борьбы с пьянством.
Помню это время. Тогда милиция часто встречалась с рабочими коллективами. На этих встречах проходил открытый разговор о самых жизненных проблемах. Часто рабочие предъявляли требования к работе милиции, её начальнику, особенно участковому суровее, чем, к примеру, бюро ГК КПСС или коллегия УВД.
В свою очередь милиция выдавала истинное лицо, безобразное поведение «ударника коммунистического труда» Этот разговор был всем полезен и никакого злопыхательства.
На самых разных собраниях, встречах единодушно высказывалось требование:» Когда же укротят пьяниц? Когда наведут порядок с продажей спиртного, «изничтожат» самогонщиков?»
Могу утверждать, что постановление было принято по требованию народа, трудящихся, как тогда говорили.
Но исполнение этого постановления превратили в абсурд, свели к формализму, показухе и не прикрытому вранью о «достигнутых успехах в борьбе с зелёным змеем». Живое, многотрудное дело утопили в рассуждениях пустых, планах, отчётах, справках, в бумажной круговерти.
А потом всё громче стали раздаваться голоса: » Упал товарооборот! Горит план! Начались массовые отравления спиртосодержащимися веществами!...»
А потом стали приглашать начальника милиции « на беседу» и вкрадчиво говорить:» Вы там не очень активничаете!»…
На многих собраниях рабочих пришлось участвовать.
Начальник цеха Иван Иванович мечет гром и молнии, «песочит» очередного посетителя медвытрезвителя. Проклинает водку, самогонщиц, зовёт к светлой жизни. Ему вторят голоса женщин, измученных мужьями – пьяницами. А с задних рядов всё слышнее хриплые голоса:» Простить его! Он больше не будет! Он хороший работяга… Кончай Иван Иванович, автобус уйдёт, домой пора!»
И весь коллектив знает, понимает фальшь, не искренность. В кабинете Ивана Ивановича стоит грубо сваренный местным умельцем сейф с хитроумными замками. В том сейфе хранится «каблучок», «шило» и даже « Борис Фёдорович». Для непосвящённых объясняю – так народ «величал» технический спирт, клей «БФ».
Это была главная палочка-выручалочка для Ивана Ивановича. Когда была неотложная необходимость (план горит!), послать рабочего к «чёрту на рога», на лютый мороз работать голыми руками, или в самый развонючий канализационный колодец, не в остывший котёл - вот тогда вскрывался сейф и извлекался «каблучок»…
Вот так и везде «двойные стандарты», лицедейство.
Везде, не случайное слово! Руководители культуры в отчётах всех поголовно записывали в художественную самодеятельность, все мы, бросив пить, пели, плясали, трудились в творческих кружках.
Не все мы и предполагали, что регулярно посещаем библиотеки, не зная, где располагается эта библиотека…
И так везде и всюду!
Не отставала и милиция, она имела и использовала свои «рецепты и способы» как удачно отчитаться в проделанной «большой» работе.
Да, рос материальный достаток. Строились клубы, открывались библиотеки, снимались фильмы.
Но, почему – то не спешил сбываться сон – мечта героини романа Чернышевского «Что делать?»
Не спешил народ стройными колоннами приобщиться к культуре. Трудное это дело, то ли дело напиться…
С увеличением очагов культуры, ростом зарплаты пьянство не только не сдавалось, но и крепло.
Чего -  то главного не хватало… Не нашли люди то звено, ухватившись за которое, можно вытащить всю цепь., освободиться от многовековых пьяных кандалов.
Думаю, формализм, а то и скрытый саботаж в форме не желания выполнять и сгубили большое, важное дело.
Нет, постановление не было глупым, не жизненным, не исполнимым, как теперь говорят. Как и с каждым «уложением» всё было по выражению Салтыкова – Щедрина:» Строгость законов в России компенсируется не обязательностью их исполнения!»
И тогда, при советской власти, и особенно теперь так со многими  указами, постановлениями, решениями…
Теперь, как увесистый булыжник в окно советской власти, широко используют «видеоряд» - толпа здоровых мужиков с матом, мордобоем штурмуют магазин с водкой. Комментатор взахлёб вещает: Ах, до чего довели народ! Душат друг- друга!  Какая жестокая власть!»
А возможен и другой комментарий:» До чего дошёл НАРОД! До какой планки опустился! Не пора ли и власть употребить? Не за хлебом же для детей ломятся!»…
О современной « борьбе» с пьянством ничего сказать не могу. Не вижу её, Да она ,очевидно, не возможна, у нас теперь долгожданная свобода с подтекстом вседозволенности.
Вытрезвители стали лишними, потому пьяный с улицы ночует на столе у участкового. ЛТП закрыли и страдалице жене нечем припугнуть пьяницу-мужа, если только вытолкать его за порог  «на свободу».
И детей – сирот у нас теперь больше, чем после кровавой войны и на дорогах жертвы, как на войне….
В любом «Магните» теперь ликёроводочный  « иконостас» сказочно привлекательный, глаз не отведёшь. Достигли! Дожили до «светлого» дня!...
Борьба с пьянством, как ни какое другое душевное дело не терпит фальши, расхождения между словом и делом, не  на пользу делу говорить одно, а делать противоположное.
Нет у меня « рецепта» для лечения этой многовековой не только российской болезни. Пожалуй, только совет: каждый берущийся призывать к трезвости должен иметь право сказать: »Живи как я и будешь счастлив!»
Думаю, на подобную тему дал обнадёживающий ответ, программу министр культуры России  Медынский на международном культурном форуме в  Санкт – Петербурге »Перед нами стоит задача восстановления инфраструктуры культурного досуга на всей территории России – должны появляться общедоступные библиотеки, клубы, многофункциональные культурные центры в малых городах, музеи, дома культуры в сёлах, небольшие книжные магазины. Всё это должно стать стимулом к развитию культуры и досуга. Для того чтобы театральные коллективы могли побывать в самых дальних уголках страны, финансирование гастрольной деятельности будет увеличено аж в шесть раз. Отдельное внимание планируется уделить сохранению исторического облика малых городов и поддержке регионального туризма…». («Культура», №44-2013 год).
Неужели лёд тронулся? Неужели возрождается многое из того, что мы бездумно потеряли? Возможно, это и будет реальный вклад в трудное дело борьбы с пьянством! Дай Бог!
Только в новых клубах тоже будут торговать обувью, шубами? И какие спектакли повезут в отдалённые веси? Всё тоже «новое прочтение», опостылевшее и на ТВ? Будет ли в них русская душа ликовать и плакать или всё победит коммерция? Не опоздали ли? И что это с нами происходит: то бульдозерами рушим, как «не перспективные», то опомнившись, начинаем снова строить. «Чудеса!»- как говорит мой сосед на скамейке…
Слегка хмельной народ в недоумении: что, «время «оптимизации» уже закончилось? Теперь снова культурно-досуговый центр села делить на школу и клуб? Вечно готовые поддержать любую инициативу сверху не понимают; закрывать или открывать? И «несуны» не понимают: всё ещё можно ломать и тащить из клуба или уже нельзя? Голову сломаешь, когда нет чёткой команды…
И последнее, думаю, греческий бог Бахус сидя на своей священной горе, глядя на народ пьющий злорадствует: » Немыслимо далеко в космос проникли. На самой далёкой звезде всё измерили, взвесили, определили. Самую  мелкую частицу на составляющие разложили. Люди не могут уже придумать, чтобы им ещё покорить! А вот справиться с самими собой не могут! От зелья, ни одно животное которое не кушает, избавиться не можете!
Человек, какой же ты царь природы? Зачем в непотребный омут погружаешь свою душу?»
И что ответим Бахусу?
               
            Декабрь  2013 года.                Алексей  ЕВДОКИМОВ.


Рецензии