Бесхребетность

      Сейчас не любят говорить о вере. Сами слова "вера", "Бог" у многих вызывают раздражение. Действительно, без этих понятий жить, кажется, легче.  Когда произносишь эти два слова, нельзя обойтись и без третьего   - "совесть". А оно нам надо? 

Пепел. Бубнов! У тебя совесть есть?
Бубнов. Чего-о? Совесть?
Пепел. Ну да!
Бубнов. На что совесть? Я — не богатый...

     Максим Горький в пьесе "На дне" недаром затрагивает проблему совести. Не спорю, что со временем писатель заменил веру на революционное сознание, но от своей натуры не уйдешь, многие его герои несут в себе нравственно-религиозный посыл, автор  рассуждает о Человеке и его назначении.

      А  человеку необходим внутренний стержень. Об этом внутреннем стержне немодно говорить, по телевидению показывают передачи о людях, сделавших что-нибудь стоящее ,  в ночное время, дабы не "развратить" народ гражданским сознанием. Вот еще! Смотрите рекламу , любуйтесь роскошной жизнью звезд, слушайте скандальные новости, мечтайте о любви олигархов, в крайнем случае, замирайте от страха при криминальных разборках.

     Откуда же взяться внутреннему стержню, если  разговоры о нем замалчивают?Сейчас удобнее быть бесхребетным. В церковной печати написали бы "безхребетным", чтобы не употреблять неудобоваримую приставку "бес". Бесхребетный - на все согласный, не умеющий противиться обстоятельствам. Одним словом, уселся бес на хребте человека и этим хребтом правит. А ведь хребет - несущий элемент скелета, тот самый стержень, только внешний .А где внешний, там и внутренний.
    
     Где вообще берутся силы для обретения этого стержня? Наши предки основу нравственности черпали в религии. В бессмертных десяти заповедях. В храм ходили не от случая к случаю, а как положено. Во время службы хочешь-не хочешь, а подводился итог прожитому дню, прошедшей неделе. Почему люди избегают храма? Думаю, что храм, его атрибуты - напоминание о том, что человек смертен, он проживает маленький отрезок, который исчезнет в Вечности, зачастую без следа. Думать о мимолетности жизни мало кому по силам.

     Александр  Трифонович Твардовский в стихотворении "На дне моей жизни..." сумел четко определить сиюминутность нашего существования:

Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.

     Мы все родились "по случаю", нам неведомы законы мироздания. Как все-таки здорово жить! Жить стоит, пусть мы всего лишь отмечаемся галочкой: "Здесь был Вася".
     Безусловно," отметиться" можно по-разному. И тому масса примеров из истории. Мог ли Пушкин "проглотить" грязные намеки? Мог, мало ли было рогоносцев. Конечно, дуэль - это не по-христиански, но вызывает уважение тот факт, что поэт отстаивал свое человеческое достоинство, заботился о чести семьи.

     В годы Советской власти, в годы повального атеизма, были иные кумиры.

Я
  себя
    под Лениным чищу,
чтобы плыть
  в революцию дальше... - писал Владимир Маяковский.

     Ну что ж, мы знаем немало борцов за светлые идеалы коммунизма. Со временем появились пионерская клятва, комсомольский устав, для молодежи хотя бы так пытались установить нравственные рамки. Слова из клятвы "горячо любить свою Родину" оказались не простым лозунгом, на долю советских людей выпала самая страшная война в мировой истории,  наши деды и прадеды победили.

     А что случилось потом?  А потом началась перестройка.   Новые времена я бы охарактеризовала словами Александра Блока:

   Свобода, свобода,
    Эх, эх, без креста!
        Тра-та-та!

     Интерес к церкви у определенной части населения появился, можно было, не смущаясь, без страха посещать службы, поминать близких. Но ведь человек живет не только духовным. Свобода есть, а жрать, простите, нечего. Самое страшное для семьянина - отсутствие денег на необходимое. Шахтеры бастовали, кто-то начал приторговывать, "челночить", кто-то откровенно грабить. Братки жили по принципу  Емельяна Пугачева из пушкинской  "Капитанской дочки": " Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!" Войти в криминальные круги было несложно, а выход из них был только один: через кладбище. И сонечки мармеладовы стали иными, и раскольниковых совесть не мучила.
   
     Побывала я недавно  на "гнилом" Западе. Костелы открыты, на всех площадях, во всех музеях вы можете увидеть памятники религиозного содержания, народ   сохранил веками сложившуюся веру и культуру. Подросток в Европе  проходит через обряд конфирмации и уже начинает нести ответственность за свои слова и поступки наравне со взрослыми. У нас же дитятками многие  счастливо доживают и до сорока. В Польше чуть ли не в каждом дворике можно увидеть фигурки ангелов или другие предметы культа. Служат ли они оберегами домов или просто "говорят" прохожим о том, что здесь живут с верой в Бога, не суть важно. Ежедневно у людей перед глазами напоминание о том, что они здесь временно, а это будет посильнее любых клятв и уставов.
     Замызгали мы слова "вера", "Бог", "совесть". Нет у нас, нынешних россиян, заветов. А без заветов не будет и нации. Максим Горький в "Старухе Изергиль", рассказывая легенду о Данко, писал о людях, которые оказались в невыносимой ситуации: "Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы."

      Мы тоже в большинстве своем  сильные люди, и что-то такое,  сакральное,  скрытое глубоко внутри, в нас имеется, только подернулось болотной пленочкой, пованивает от нас. А раз мы такие, откуда молодежь будет знать о хоть каких-нибудь заветах? Преступно мало мы говорим о Родине, о любви к труду, о важности семьи и настоящей дружбы,  о радости творчества и самореализации. А без этого какая вера? Что хорошего можно ожидать от бесхребетности?    


      Сограждане, к сожалению, начинают жить по принципу Паратова из "Бесприданницы" А.Островского: "Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно." Или, как нынче модно говорить: "Ничего личного: просто бизнес."

  7 апреля 2019
  Благовещение.


Рецензии
Уважаемый автор,
Ваши слова «…преступно мало мы говорим о Родине, о любви к труду…» и многие другие призывно-нравственного содержания - не действенны, потому как непонятно к кому они адресованы, они как будто написаны на заборе. Они безусловно правильные, но безадресные. Эффективность таких высказываний появляется только когда они направлены на ближайшее окружение человека их высказывающего, причём в жесткой форме. Если сын плюёт в рожу отцу, наворовавшего миллионы, то эффект гораздо выше страха перед уголовным наказанием. Если мать отворачивается от своего сынули, совершившего омерзительный поступок, воспитательный эффект сильнее, чем от каких-то обезличенных призывов, направленных в пустоту.

Вячеслав Новичков   12.08.2020 10:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав, за прочтение и Вашу точку зрения.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   14.08.2020 07:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.