Вынужденная посадка в Магдагачи

      Получив задание на восток, мы перелопатили кучу документов, взяли целый ворох карт. Забили ими несколько штурманских портфелей и сдали их в «секретку» до утра. Утром мы вылетели и взяли курс на восток.
      Наш  «Ил-14» – машина неприхотливая, но зато с дополнительными топливными  баками. А это то, что надо! Восточная трасса насыщена аэродромами, и через каждые 4 – 6 часов полета можно было сесть на дозаправку. Но на участке: Чита – Хабаровск, аэродромов, пригодных для дозаправки, вообще не было. Конечно были, но все это не серьезно, и без дополнительных баков здесь просто не обойтись.
      Прилетев в Читу, мы заправились, как нам казалось, «под завязку». Участок сложный: везде хребты да сопки – непроходимые места! Тем временем, вылетев из Читы, мы какое-то время летели, не думая ни очем плохом. Но когда пришло время перекачивать топливо из дополнительных баков в основные то выяснилось, что перекачивать-то нечего!
      Командир корабля, увидев на щитке перекачки красные лампочки, включившиеся вместо зеленых, с недоумением взглянул на борттехника. Борттехник – на командира.
      –  Дополнительные баки заправляли?  –  настороженно спросил командир.
      Борттехник ответил, что он занимался оформлением бумаг на топливо, а заправку производил бортмеханик. Бортмеханик был молодой, еще не «обстрелянный» на восточных трассах , и этот полет был его первым полетом в этом направлении.
      –  Ну-ка, давай его сюда! –  надеясь еще, что это просто недоразумение, приказал командир.
      Бортмеханик, Володя Лысак, вошел в пилотскую и весело спросил с украинским акцентом:
      –  Вызывали, товарищ командир? –  он еще не знал, зачем его позвали. 
      –  Ты дополнительные баки заправлял? –  глядя в упор, спросил командир.
      –  Нет! – бодро ответил тот.
      –  А почему?
      –  Они сказали, что у них топливо кончилось! – не понимая причину «допроса», так же весело ответил бортмеханик.
      Всем, вдруг, стало ясно, что случилось то, чего никак не должно было случиться в этом полете! Командир молча опустил голову, а борттехник, зная свою вину, не сдержался и наорал на бортмеханика:
      –  Ты почему мне не доложил! Ты бы мог мне скать! Я бы заставил их заправить нас полностью! Куда нам теперь прикажешь лететь? Под нами хребты да сопки, и ни одного порядочного аэродрома – вплоть до Хабаровска! А до Хабаровска – Ой-ей-ей! – еще пилить да пилить!
      Володя только сейчас понял, что он сделал что-то не так. В кабине установилась напряженная тишина. Было слышно лишь, как гудят моторы. Когда шок прошел, командир поднял голову и обернулся ко мне:
       –  Ну-ка, запроси у военных разрешение на посадку в Магдагачи!
      Магдагачи находились впереди по курсу нашего полета, и там был маленький аэродром Местных Воздушных линий.
      Я связался с Командным Пунктом ВВС Дальневосточного Военного Округа, который находился в Хабаровске, и изложил им суть дела. Военные долго озадаченно молчали, но все же посадку разрешили.
       Командир приказал доложить Магдагачам, о нашем намерении про извести у них вынужденную посадку. Магдагачи, получив информацию, засуетились – нежданный гость! – стали разгонять свои самолеты, находившиеся в это время над аэродромом. Освобождая таким образом воздушное пространство  для экстренной посадки, Магдагачи приговаривали: «Видите, большой заходит!»
       Выполнив все положенные маневры по заходу, мы сели на небольшую грунтовую площадку с укатанным снегом, окруженную со всех сторон белоснежными сопками. Вот они какие Магдагачи – небольшой поселок, весь укутанный снегом, как в сказке!  Сколько раз мы пролетали над Магдагачами, выполняя полеты на восток, а вот сели впервые!
       Выйдя из самолета, командир и штурман отправились к бревенчатому строению, выполнявшему роль аэровокзала и диспетчерской. А мимо нас, как на Параде, двигалась  местная авиация, состоявшая из легкомоторных «Як-12-М» и «Ан-2». И все на лыжах! Вот в воздухе появились парашютисты. Они выпрыгивали из самолета – типа «Ан-2», кружившего над аэродромом, а потом приземлялись прямо на заснеженный склон сопки.  Приземлившись, они скользили по склону  на «пятой точке» до самого низа, поднимая облако снежной пыли. Ух, как захватывающее!
      Вскоре выяснилось, что произвести посадку в Магдагачах – это только полдела. Надо еще суметь уговорить местное начальство, чтобы оно согласилось дать нам топливо. Но  оно на это никак не соглашалось, так как топлива, которое нужно нам – их отряду  хватило бы на целую неделю работы!
      –  Что хотите, а топлива я вам не дам!  –   стоял на своем начальник аэропорта. Командир «сел» на телефон и не слезал с него несколько часов, пока не получил нужный результат! Лишь после долгих переговоров с  местными властями и с помощью Командного Пункта ВВС  нам все-таки удалось получить необходимое нам топливо и дозаправить наш самолет.
      Когда вопрос с дозаправкой был решен, мы вылетели из Магдагачей. После взлета мы сделали прощальный круг над аэродромом и, махнув крылом в знак благодарности, взяли курс на восток!


Рецензии