Перелет через Карпаты
Облачность становится все плотнее и плотнее, и от этого в кабине становилось все сумрачнее. Через некоторое время появилась вибрация, а в наушниках – гул. Гул постепенно превращался в хрип с переходом в завывания. Сначала он мешал мне прослушивать Эфир. Потом заглушил все, что было в Эфире, нарушив тем самым связь экипажа с внешним миром. Самолет начало потряхивать и подбрасывать, как будто мы выехали на неровную дорогу. Наш самолет как будто втягивало в какую-то мрачную пучину. Потом, как корабль, попавший шторм, самолет начало подбрасывать все чаще и сильнее и швырять, как щепку! Такого с нами еще не было.
Командир с трудом удерживал штурвал. Я посмотрел в иллюминатор и не поверил своим глазам: правое крыло, раньше неподвижное, теперь, то взмывало вверх, то опускалось, как у раненой птицы. Оно жило какой-то своей жизнью, независимой от остальных частей самолета! Его ломало и карежило. И непонятно, что его еще удерживало около нас. Казалось, оно могло оторваться в любую минуту и улететь в Преисподню вместе с двигателем! «И что тогда будет с нами?» – подумал я. Повидимому, так же вело себя и левое крыло…
Устав бороться с, рвущимся из рук, штурвалом, командир оглянулся в мою сторону и приказал мне запросить у Львова разрешение сменить высоту полета. Нужно было срочно уходить вверх! И подняться хотя бы до высоты – 3000 метров, так как на –2400 лететь стало невозможно. От такой турбулентности самолет может просто рассыпаться!
Но все мои попытки связаться со Львовом были безрезультатны. В наушниках я не слышал ничего кроме гула, который, как стеной, отгородил нас от внешнего мира.
Командир с нетерпением оглядывался на меня и, видя бесполезность моих попыток связаться со Львовом, громко, на всю кабину, дал команду:
– Экипаж, занимаем высоту – 3000! – а борттехнику приказал, – Двигателям, взлетный!
Взревели двигатели, и самолет медленно полез вверх.
Не имея двусторонней связи со Львовом, я передавал радиограммы «БЛИНДОМ», то есть, без согласия! В радиограммах я сообщал Львову обо всех изменениях режима полета и выполняемых нами действиях. А так как мы набирали высоту с пересечением встречных эшелонов, я призывал все борты, которые меня в это время могли услышать, сообщать Львову эту информацию.
Заняв высоту – 3000 метров, мы, наконец, избавились от болтанки и почувствовали себя в относительной безопасности. В кабине стало светлее, видимо, мы пробились в верхние слои облачности. Хотя мы шли еще в облаках, но все неприятные вибрации исчезли, а из Эфира исчезли помехи.
Я позвал Львов. Он тут же ответил. Я доложил ему о занятии высоты – 3000 метров и о причинах, побудивших нас к этому. Он одобрил наши действия и разрешил следовать на этой высоте. Связь была восстановлена. «А связь», – как говорят военные, – «это нерв Армии»!
Спасибо командиру корабля, капитану Фролову Владимиру Алексеевичу, опытнейшему летчику нашей части, за то, что он сделал все для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации с честью!
Свидетельство о публикации №219040700054