Сквозь годы 101

                Встречи с Шекспиром. Эссе. Глава 8.

     ...Мы нарушили законы, мы изменили понятие - молодой и старый...
     Корделия, которая вмешалась в раздел власти, в раздел земли, была ПОЭТОМ нового времени, вот почему её наказали таким тяжёлым наказанием, как петля. Петля было в Англии то, что сменило римское распятие раба...

     Театр и прежде всего режиссёры в старом понимании обновления должны пройти через руки тех, кто сейчас считается молодым. Может быть это правильно, потому что жизнь сейчас очень сложна: обновляется не текст, а конфликт, который из частного становится общим - происходит восстание молодости , которая сурово наказывает и сурово отстаивает свое право на новую жизнь, и право на знание - кого она любит больше всех на земле...

     Корделия в театре, который ставит Шекспира, должна быть обновлена, воскрешена. Женщина, которая в эпоху борьбы Франции с Англией решила по-своему борьбу народов. Король Лир признал права Корделии, когда поднял её мёртвой. И как бы стал отрицать права других жить, когда новое умерло. Корделия - новая драматургическая роль, новое чтение Шекспира. Создание роли, равной роли Гамлета...

     Великий театр должен решаться на великие поступки. Ведь мировой театр сыграл Чехова и показал простоту и глубину разломов новой, как будто спокойной жизни трёх сестёр...

     Дочь царя Эдипа,которого она не оставила. Все разошлись, а она осталась одна сопровождать отца, который оказался преступником. Это она ВЕДЁТ отца, ОСЛЕПШЕГО. Но жизнь переплетается литературой, или, что то же, эпосом. Глостер слеп, как Эдип. Ввот здесь смотри страшные слова: "мышь имеет право жить" - а вот она, Корделия, - мертва...

     Антигону закопали в землю заживо. Антигона и Анна Каренина родные сёстры. Смерть как непреложность. И смерть как начало пути. Почему же Шекспир дал Лиру такое отчаяние, такое подчёркнутое ощущение смерти? И вот теперь число "три". У Пушкина тоже три сестры в сказке о царе Салтане. Чехов уже прямо вводит название "Три сестры". Не две и не четыре - три. Основа этого глубоко народна...

     Толстой пытался отрицать Шекспира. Особенно "Короля Лира". Говорил, что это невозможно. Что так не бывает. Что это искусственно, а не искусство. Но так, как молния отыскивает самые высокие деревья, так судьба Льва Николаевича Толстого как бы повторила судьбу короля Лира. Старому человеку, который хотел быть свободным от ограды своего имения, свободным от деревьев, которые он сам посадил, от прудов, которые он са копал, в попытке создать, утвердить новое, Толстому пришлось уйти...

     Здесь я скажу слово, оно может показаться в чём-то недостаточным; но слово это точно. Поступок Толстого ЛИРООБРАЗЕН...Я думаю о "Короле Лире" в сегодняшней жизни. Что же это такое, где цена и тайна и почему мы так боремся за освоение СТАРЫХ нравственных решений?..

                Продолжение следует...


Рецензии