Петушок
–Убрать шасси!
Бортинженер нажимает на рычаг управления шасси, но шасси не убираются. Он нажимает еще и еще, но лампы на табло сигнализации не переключаются.
– Командир, шасси не убираются! – доложил он.
– А в чем дело? – спросил командир.
– Сейчас посмотрим, есть ли жидкость в гидробаке.
Гидробак на «трех шестерках» находится в переднем салоне, рядом с кабиной. Открыв дверь кабины, бортинженер крикнул, находившемуся в переднем салоне, технику по авиационному оборудованию
– Петя! Посмотри-ка, есть ли в гидробаке жидкость?
Петя ответил, что гидробак пустой. Вот это номер!
– Командир, жидкость из бака куда-то ушла! – доложил бортинженер.
Посмотрев на меня, командир дал знать, чтобы я не сообщал руководителю полетами о случившемся без его команды. Я ждал решения. Хорошо, что шасси и закрылки не убрались, а то пришлось бы нам садиться на «брюхо».
– Что будем делать? – спросил командир, выполняя очередной разворот.
Посовещавшись с бортинженером, командир решил садиться и разрешил мне доложить о сложившейся ситуации. Мы уже подлетали к 3-му развороту, и я доложил:
– На 3-ем, шасси выпущено, с посадкой! Гидробак – пустой!
Руководитель ответил:
– Понял! – и дал разрешение на заход на посадку. И стал «разгонять» борты, идущие впереди нас, чтобы обеспечить нам посадку вне очереди.
Выполнив четвертый разворот, мы приступили к снижению. Так как тормоза из-за отсутствия жидкости в гидробаке тоже не работают, мягко приземляемся в самом начале полосы и катимся до конца, применяя торможение лишь двигателями. Есть резервная система торможения, но она работает на азоте, и пользоваться ею на пробеге нельзя – снесет резину! Поэтому мы гасили скорость двигателями. И только, когда скорость упала до минимальной – в конце полосы, мы воспользовались резервной системой торможения. По команде командира корабля, пилот потянул за «Петушок» – так у нас называется рычаг с красным набалдашником – вверх, и самолет замер!
Выключили двигатели, и экипаж, кроме пилота, высыпал на улицу. Тут же приехало Бригадное начальство, чтобы разобраться в случившемся. Осмотрев внутренность мотогондолы, инженеры увидели, что у одного агрегата гидросистемы сорвана крышка. Вот она причина всех наших бед! Видимо, специалисты ТЭЧ, где самолет недавно находился, забыли ее законтрить. А техсостав самолета просмотрел это упущение при приемке самолета.
В суете, как всегда, забыли поставить колодки под колеса. И пилоту пришлось все это время удерживать самолет «Петушком», чтобы он стоял, как вкопанный. Устав держать «Петушок» в нажимном положении, пилот высунулся в форточку и крикнул:
– Колодки-то поставьте, а то у меня уже руки отсохли!
Только после этого поставили колодки, и пилот облегченно вздохнул.
Бригадное начальство, разобравшись в причинах отказа гидросистемы, уехало. А вызванный нами тягач, подцепив самолет, отбуксировал его к ангару для устранения неисправности.
И после ремонта мы не смогли облетать самолет – опять не сработали тормоза! Лишь с третьей попытки мы произвели облет самолета и дали ему оценку – «исправный».
Свидетельство о публикации №219040700065