Петушок

     Чкаловский аэродром. Учебные полеты днем на самолете Ил-18. Подняв самолет в очередной раз в воздух, командир дал команду бортинженеру:
      –Убрать шасси!
      Бортинженер нажимает на рычаг управления шасси, но шасси не убираются. Он нажимает еще и еще, но лампы на табло сигнализации не переключаются.
       –  Командир, шасси не убираются!  –  доложил он.
       –  А в чем дело?  –  спросил командир.
       –  Сейчас посмотрим, есть ли жидкость в гидробаке. 
Гидробак на «трех шестерках» находится в переднем салоне, рядом с кабиной. Открыв дверь кабины, бортинженер крикнул, находившемуся в переднем салоне, технику по авиационному оборудованию 
        –  Петя! Посмотри-ка, есть ли в гидробаке жидкость? 
      Петя ответил, что гидробак пустой. Вот это номер!
       –  Командир, жидкость из бака куда-то ушла! – доложил бортинженер.
       Посмотрев на меня, командир дал знать, чтобы я не сообщал руководителю полетами о случившемся без его команды. Я ждал решения. Хорошо, что шасси и закрылки не убрались, а то пришлось бы нам садиться на «брюхо».
      –  Что будем делать? – спросил командир, выполняя очередной разворот.
      Посовещавшись с бортинженером, командир решил садиться и разрешил мне доложить о сложившейся ситуации. Мы уже подлетали к 3-му развороту, и я  доложил:
      –  На 3-ем, шасси выпущено, с посадкой! Гидробак – пустой!
      Руководитель ответил:
      –  Понял!  –  и дал разрешение на заход на посадку. И стал «разгонять» борты, идущие впереди нас, чтобы обеспечить нам посадку вне очереди.
      Выполнив четвертый разворот, мы приступили к снижению. Так как тормоза из-за отсутствия жидкости в гидробаке тоже не работают, мягко приземляемся в самом начале полосы и катимся до конца, применяя торможение лишь двигателями. Есть резервная система торможения, но она работает на азоте, и пользоваться ею на пробеге нельзя – снесет резину! Поэтому мы гасили скорость двигателями. И только, когда скорость упала до минимальной – в конце полосы, мы воспользовались резервной системой торможения. По команде командира корабля, пилот потянул за «Петушок» – так у нас называется рычаг с красным набалдашником – вверх, и самолет замер!
       Выключили двигатели, и экипаж, кроме пилота, высыпал на улицу. Тут же приехало Бригадное начальство, чтобы разобраться в случившемся. Осмотрев внутренность мотогондолы, инженеры увидели, что у одного агрегата гидросистемы  сорвана крышка. Вот она причина всех наших бед! Видимо, специалисты ТЭЧ, где самолет недавно находился, забыли ее законтрить. А техсостав самолета просмотрел это упущение при приемке самолета.
      В суете, как всегда, забыли поставить колодки под колеса. И пилоту пришлось все это время удерживать самолет «Петушком», чтобы он стоял, как вкопанный. Устав держать «Петушок» в нажимном положении, пилот высунулся в форточку и крикнул:
      –  Колодки-то поставьте, а то у меня уже руки отсохли!
      Только после этого поставили колодки, и пилот облегченно вздохнул.
      Бригадное начальство, разобравшись в причинах отказа гидросистемы, уехало. А  вызванный нами тягач, подцепив самолет, отбуксировал его к ангару для устранения неисправности.
     И после ремонта мы не смогли облетать самолет – опять не сработали тормоза! Лишь с третьей попытки мы произвели облет самолета и дали ему оценку – «исправный».


Рецензии