Посвящение
Не говори с тоской: их нет
Но с благодарностию: были.
Жуковский
Разбирая архив дорогого мне человека, ушедшего неожиданно в мир иной от тяжелой болезни, просматривая его заметки, наброски, лекции, я ( так же, как и он, врач-психиатр) восхищалась не только глубиной его профессиональных знаний, но и самобытностью взглядов на диагностику, разносторонностью его интересов, умением из информационной шелухи извлечь ценное, дополнить, ссылаясь на другие источники, и сделать «конфетку», чтобы ее было вкусно проглотить читающим.
Жизнь моего мужа была наполнена высоким человеческим смыслом - передать свои знания коллегам, врачам-психиатрам, как во время диагностических консультаций, ведения клинических конференций, так и в публикациях в его «детище» - психиатрической газете.
После напряженного трудового дня, далеко за полночь, безжалостно отрывая время ото сна, он подбирал материалы для очередного номера восьмиполосной психиатрической газеты.
Мне хочется поделиться с читателями одной из его статей, написанной в честь отечественного психиатра, обрусевшего немца, человека трагической судьбы, сделавшего много для своей Родины.
А сколько их таких, малоизвестных, совершивших свой незаметный человеческий подвиг?
«Страшно не упасть, страшно не подняться» - гласит немецкая поговорка.
Георгию Эмильевичу Рихтеру – герою статьи моего мужа - приходилось в жизни падать! И не раз. Падать несправедливо и жестоко. Но каждый раз он поднимался и преданно служил Родине и профессии врача в данных ему судьбой обстоятельствах…
Есть такие люди. Их судьба бьет, гнет, прижимает к земле, а они пружинят, выпрямляются и становятся еще сильнее.
Георгий Эмильевич родился в 1906 году в г. Онеге Архангельской области в семье политического ссыльного, потомка давно обрусевших немцев, одного из руководителей восстания 1905 года. После ссылки семья поселилась в Киеве.
Георгий окончил Киевский медицинский институт по специальности психиатрия. Волевой и инициативный, он быстро делает карьеру.
Уже в тридцать лет назначается главным психиатром г. Москвы, затем занимает высокую должность в Минздраве Российской федерации.
Он энергичен и неутомим. В 1936 году защищает кандидатскую диссертацию, его научной работой заинтересовался академик И. П. Павлов. Должна выйти его книга. Казалось, Рихтер у судьбы - в любимчиках! Его ждет успех и счастливая жизнь.
Но… судьба вносит свои коррективы. В 1937 году арестовывают мать, известного в Киеве врача А. Ф. Рихтер. А вскоре «за связь с врагом народа» арестован и сам Г. Э. Рихтер. От него требовалось отказаться от матери. Но предать мать, отказаться от нее он не может. И осуждается на пять лет исправительно-трудовых работ.
Когда началась война, Георгий Эмильевич решился совершить побег. Ему удалось получить дубликат справки об освобождении некоего Смирнова М.Р., который в это время освобождался... Имея эту справку, он во время этапирования из Ярославля в Рыбинск выпрыгнул из вагона и сбежал от стражи. Ему удалось благополучно добраться до Северного Кавказа. С помощью справки он устроился на работу врачом и добился направления на фронт, но только рядовым, на передовую, где получил свою первую медаль. Участвовал в обороне Сталинграда, был награжден орденом Красной Звезды за вынос раненых с поля боя. Был ранен, контужен.
Стал фронтовым врачом, начальником госпиталя. Работал дни и ночи, успевал писать научные статьи. Случались и неожиданные встречи, его узнавали, иной раз шантажировали, требовали денег за сохранение тайны. Все как-то обходилось… Победу встретил в Восточной Пруссии. К концу войны был уже в звании подполковника медицинской службы, имел семь правительственных наград. Впоследствии перевелся в Ригу начальником противотуберкулезного госпиталя.
В 1949 году получил назначение начальником Центрального госпиталя Группы советских войск в Потсдаме. И вот там, в Потсдаме, его случайно встретил режиссер, который приехал из Москвы снимать фильм о победе. Они были знакомы до войны. Режиссер его сразу узнал, узнал и то, что служит под чужой фамилией. Рихтера тут же арестовали…
Год велось следствие… Военный трибунал его оправдал. Но Военная коллегия Верховного Суда СССР – это решение не утвердила.
И Г. Э .Рихтер был осужден на пять лет за побег и присвоение чужого имени. В лагере продолжил работать врачом. Он читал много литературы, продолжая оставаться верным психиатрии.
В 1953 году попал под амнистию в связи со смертью Сталина. После освобождения работает заведующим отделением в психиатрической больнице в Риге уже под своей настоящей фамилией. Там он вновь написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию (документы о присвоении ему научной степени еще в 1938 году не сохранились). После удачного выступления на съезде психиатров в 1956 году приглашается на организационную работу в Харьковский институт психоневрологии. Возглавляет организацию психиатрической помощи на Украине. В 1959 году он был восстановлен в партии. В том же году закончил докторскую диссертацию, но… за 10 дней до ее защиты, 7 ноября 1959 года, Георгий Эмильевич умер от инфаркта.
Его коллеги вспоминают о нем, как о человеке исключительно волевом, мужественном и решительном. «Казалось, что он создан был для крупных организационных дел - так активно и напряженно он жил».
Сам же Г. Э. Рихтер писал: «Важно не имя, которое я принял, а что я делал под этим именем, почему и для чего я его принял». Он был готов на все ради служения Родине, как и его далекие предки обрусевших немцев, служивших в Русской Армии... Дед Георгия Эмильевича дослужился до высокого звания генерал-адъютанта.
Судьба Г. Рихтера интересна не только как судьба одного человека. Она – часть сложной истории нашей страны. Его жизнь удивительна и замечательна нравственной стойкостью, целеустремленностью и мужественностью.
Осмелюсь сказать, что мой муж был так же целеустремлен, как и человек, судьбу которого он описал в последнем выпуске своей любимой газеты, и столь же предан своей любимой науке – Психиатрии…
Свидетельство о публикации №219040700889
С глубоким уважением,
Галина Козловская 27.01.2020 02:10 Заявить о нарушении