ВАгошков 1904г О любви к Государю Война с Японией

В.Агошков. 1904г О любви к Государю. Война с Японией.

Из Епархиальной жизни.

Накануне Рождества Христова 1904 года Его Преосвященство всенощное бдение совершил в своей домовой Крестовой церкви. В самый праздник Владыка позднюю литургию совершил в Петропавловском Кафедральном Соборе. После литургии совершен был положенный на этот день молебен. За Богослужением присутствовали Начальник губернии, Начальник 36-ой дивизии, градский голова, прочие военные и гражданские чины и много молящихся.

1904 ГОД.

1-й номер открывается официальным отделом (тогда писали в слове «официальный» два «ф»).

- В данном Орловской духовной Консистории предложении, Его Преосвященство призывает приходских священников Орловской епархии усилить в новом году свои проповеднические труды как при богослужении, так и во внебогослужебное время.
В частности, в виду особых нужд и потребностей времени, приходские священники приглашаются на первой неделе Великого поста – в Неделю Православия…

Содержанием же поучений в остальные пять недель Великого Поста должно быть всестороннее подробное объяснение Пятой заповеди Закона Божия… учения, касающегося благоустроения семейной и общественной жизни прихожан…

С особою обстоятельностью и тщанием священники должны изложить православное христианское учение о Верховной Самодержавной власти, о любви к Государю и Отечеству, начальствующим в разных отношениях, пастырям и учителям духовным…

Авторы Орловских Епархиальных Ведомостей стремятся рассказать о роли семьи, о том, что препятствует взаимному сближению духовенства, не скрывая недостатков. Вот как писал автор «…-овъ»:
«Но именно в среде духовенства-то и нет надлежащего идейного «согласья».

Привлекают внимание статьи «Церковный староста в сельском приходе прежде и теперь», «Что делать священнику для возвышения религиозно-нравственного уровня в своём приходе».
В №4 печатается Поучение в праздник Сретения Господня
«Об уважении к старым людям».

А 1 февраля 1904 года (№5) мы видим опубликованным Высочайший Манифест.

Божиею Поспешествующею Милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский: Московский, Киевский, Владимирский, Новогородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Государь Псковкий и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстлянский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем Нашим верным подданным: В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира, Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на предложенный Японским Правительством пересмотр существовавших между обеими Империями соглашений по Корейским делам. Возбужденные по сему предмету переговоры не были однако приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.

Не предуведомив о том, что перерыв  таковых сношений знаменует собою открытие военных действий, Японское Правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать нашу эскадрилью, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артура.
По получении о сем донесении наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии. Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышняго и в твёрдом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестныя Наши войска армии и флота.

Дан в Санкт-Петербурге, в двадцать седьмой день января, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот четвертое, царствования же Нашего в десятое.
На подлинном собственной Его Императорского Величества рукою написано:
«НИКОЛАЙ».
=
Итак, началась война с Японией, о которой мы знаем не очень-то много.  Орл. Епарх. Ведомости дали небольшой срез той войны, показали людей-орловцев, воевавших или имевших отношение к той войне.

В Ведомостях №7 (и далее) были даны сообщения о пожертвованиях на санитарные нужды действующей армии на Дальнем Востоке.

С 9 по 14 февраля 1904 года в Орловскую Духовную Консисторию поступило от некоторых церквей, приходского духовенства, монастырей, монашествующих и духовно-учебных заведений Орловской епархии пожертвования на санитарные нужды действующей армии на Дальнем Востоке - 4188 р.28к., каковые деньги и переданы в Орловское Местное Управление Общества Красного Креста.

С 14 по 21 февраля 1904 года поступило 3548 рублей 18 коп.
С 28 февраля по 6 марта 1904г пожертвовано 1858р. 73к., а всего – 13800 р.98к. и 745 аршин холста.
С 6 марта по 13 марта поступило 2543р.43к. А всего 16344р.41к.

Вскоре мы видим Учение Митрополита Филарета Московского о войне. Ясно, что требовался и духовный призыв россиян на войну с Японией, не щадить живота своего.
Статья «Пастырь Церкви во время войны» написана в публицистическом духе:
«Мирное течение нашей жизни внезапно нарушилось. Дерзкий враг неожиданно напал на русский флот и причинил ущерб нескольким кораблям. Тотчас же наш Боговенчанный Монарх повелел вооружённою силою ответить на вызов Японии…
И всколыхнулось русское море… Как один человек, встала Русь на борьбу с коварным врагом. «Стальной щетиною сверкая», один за другим идут победоносные русские полки туда, на Дальний Восток, где ныне Русь вновь стала оплотом христианства против натиска язычества. С сердечными благожеланиями провожает своих воинов русский народ. Они его слава, честь и гордость. Они – доблестные и несокрушимые защитники Веры Христовой, Царя и Отечества…
Вновь готовы русские люди повторить достопамятные слова своих славных предков: «Заложим жён, детей своих. Умрём за Царя, за Русь православную!»
*

И тут же статья: «Один из существенных недостатков русского человека».
Какой же:
«…равнодушное, а иногда и прямо кощунственное его отношение к могилам».

Два чувства дивно сродны нам,
И в них находит сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…

Древне-языческая культура знала культ гробниц, а христианство не только сохранило, но и усилило его. В Италии кладбищи представляют собою роскошные сады. В России «первый проходящий шалопай нисколько не стесняясь, безобразит дорогую вам могилу и, вырвав из неё растение (цветок), бросает его тут же!» Автор против тризн, устраиваемых на могилах.
*
Волновал духовенство и вопрос «Что может содействовать развитию приходских обществ трезвости?»
«В осторожном употреблении вина, говорил известный педагог и поборник трезвости Рачинский, нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая красота, ибо она ободряет других, даёт им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам».
*

Интересна статья «Япония в представлении русских раскольников-старообрядцев». Оказывается, что некоторые раскольники поселили свою иерархию в… Японии, где есть «Оппонское царство», где существует, якобы, таинственное Беловодье. Так, в 1807 году крестьянин Томской губернии, Бобылев, явившись в Петербург, предлагал Министерству Внутренних Дел свои услуги к возвращению в Россию более полумиллиона русских старообрядцев, будто бы живущих в Беловодье со времени Алексея Михайловича. Но, получив на это из казны 150 руб. пропал без вести…

Путешествовали в Беловодье и казаки. Но, не найдя никакого Беловодья и древнеправославных людей, в декабре сухим путем, чрез Владивосток, Благовещенск и Иркутск казаки-путешественники возвратились к себе на Родину, на Урал. А на днях, писал автор Н.Каллиников, уральские казаки приходили к графу Толстому и спрашивали у него дорогу в Беловодье. Всё это показывает, что современные раскольники не забыли о Беловодье, что и для них Япония – место святое, хранилище «древляго благочестия».
*

В феврале поступило на заготовление белья для больных и раненых Дальнего Востока:
От крестьян Кривчиковской волости (видимо, Кромского уезда.-В.А.) сельца Малорыбинки – 10 руб, а также 300 аршин холста.
*

Ведомости рассказали и о новых печатных органах укрепления и подъёма русского самосознания. «В прежнее время отпор мнимопередовым либеральным деятелям периодической печати давался «Русью» Аксакова и «Московскими Ведомостями» Каткова.

…Выискивать и разрисовывать поярче мрачные стороны русской жизни стало обычным явлением даже у представителей прессы чисто русского происхождения. Тут оправдались слова поэта о Руси:

Бранит тебя иноплеменник,
Бранит тебя родной твой сын.
Бранит свободный твой изменник,
И брат твой пленный Славянин.

Бранит hохо'л великорусский,
Бранит малороссийский ля'х,
Великорусс в узде французской
И немец в русских орденах..
Я.П. Полонский.

В начале ХХ века заговорили о незыблемости основных устоев её самобытности: православия, самодержавия, народности. Отмечалось, что изданий, славящих русскую самобытность, мало…

(С) Текст подготовил в печать = В.И. Агошков, апрель, 2019г


Рецензии