Первое свидание или Девочка с ключом на шее

Советскому детству посвящается... 
   

    Лизино детство проходило "с ключом на шее". Сейчас такая фраза вызовет недоумение и массу вопросов, но для многих, чьи школьные годы совпали  с периодом 60х-80х , она знакома. Это поколение современные ученые-социологи назвали поколением Х( икс). И ещё они утверждают, что поведение человека зависит от условий, в который он жил и вырос от дня рождения до 12-14 лет, когда формируется система ценностей, своего рода свод правил на всю жизнь.
     Родители Лизы - трудоголики, как и родители большинства детей того времени, шесть дней из семи в неделю пропадали на работе, а  бабушки и дедушки девочки жили в деревнях, далеко от города. Для совместного общения всей семьёй и воспитания дочери оставались только ранние утренние и поздние вечерние часы, единственный выходной в воскресенье и отпуск. Девочка, поэтому , буквально с  первого класса, возвращалась после уроков домой в пустую квартиру. Поневоле ей пришлось стать самостоятельной: она разогревала себе обед, убирала квартиру, ходила в магазин за молоком и хлебом, делала уроки, а лишь после всех обязанностей выходила во двор погулять с подружками. Тот самый ключ всегда висел у неё на веревочке на шее - эдакая мера безопасности, чтобы не потерять.
     Во дворе, как правило, в это время на лавочке у подъезда сидел пожилой мужчина - сосед по подъезду дядя Боря. Он выходил не один , а в сопровождении своей вислоухой, пёстрой  собаки-спаниели Рузы. Дети всегда радостно встречали эту парочку, некоторым он разрешал даже прогуляться с Рузой вокруг дома и поиграть  с ней в мяч. В их числе была и Лиза. Она нежно гладила собаку, разговаривала с ней, иногда угощала сушками. Дядя Боря вступал в беседы с Лизой, расспрашивал о школе, учителях, о прочитанных книжках, рассказывал о Рузиных проделках, а главное присматривал за девочкой, чтобы её не обидели. Такого поручения ему никто не давал, но он все-равно чувствовал свою ответственность за неё.
     Им всегда было о чем поболтать. Лиза была прилежной ученицей,  общительной, приветливой и очень вежливой. Дядя Боря годился ей в дедушки, но все дети звали его только дядей и все потому, что он был строг, аккуратен, подтянут и  уважаем как военный пенсионер (полковник в отставке). Частенько он выносил на улицу замечательный фотоаппарат ФЭД-С(Командирский) и снимал Рузу и детей, а через время дарил им снимки.
    Когда у Лизы появился свой, самый простейший фотоаппарат "Смена", он научил её  азам фотографического искусства и давал дельные советы. Кстати, фотоаппарат  купили на деньги, заработанные девочкой в  в летние каникулы. Вместе с  деревенскими детьми она по несколько часов в день трудилась на прополке бесконечных свекольных грядок на совхозных полях. За эту работу под жаркими лучами солнца они получили по  целых двенадцать рублей каждый. И этого "богатства" хватило как раз на осуществление её мечты.
     Старик и девочка  обсуждали что снимать, выбирали правильную позицию, учитывая освещение, настраивали объектив и фотографировали на все тридцать шесть кадров, а потом, проявив  пленку, обсуждали качество отснятого. Благодаря его наставничеству, она даже научилась проявлять пленки и  печатать черно-белые фотографии.
Так они и дружили по-соседски из года в год.
  К вечеру  выбегали подружки из всех подъездов, расчерчивали классики,  и девчонки начинали прыгать. Или на  скакалке , или через мяч о стенку или бросали его между перекладинами пожарной лестницы на меткость. Если собиралась целая компания, играли в прятки, догонялки, вышибалы, чехарду, лапту. Игр знали  великое множество. Зимой инициативные родители заливали небольшой каток, и дети учились кататься. Во дворе всегда было шумно и весело от детского гомона и кутерьмы.
     У соседнего дома неожиданно сколотили и установили теннисный стол, и у некоторых счастливцев сразу появились теннисные ракетки, шарики. Сначала разделили поле на две части доской, а некоторое время спустя кто-то из детей вынес настоящую сетку. Это была сенсация!
     Настольный теннис  становился самой популярной игрой во дворе. Здесь после уроков и до вечера шли баталии, соревновались между собой в основном дети двух соседних домов, чужаков не пускали. У Лизы ракетки не было, зато была соседка-старшеклассница Рита, которая милостиво брала её с собой и уступала свою поиграть. Это было настоящее счастье для девочки! Несмотря на огромную очередь и право играть на победителя, Лиза начала демонстрировать успехи, чем завоевала уважение среди новоявленных спортсменов. Азарт и желание играть подольше, несколько партий подряд, раззадоривали  девочку. Она очень старалась и играла с каждым днём все уверенней, овладевая незнакомой техникой и хитрыми приемами.
     Лиза была рослой, физически развитой девочкой. Она несколько лет занималась в танцевальной кружке в Доме пионеров и играла в команде класса в баскетбол. В свои  тринадцать лет, несмотря на косички, могла сойти за старшеклассницу. Вот это обстоятельство и её приятельство с Ритой, которой  исполнилось семнадцать, и она заканчивала десятый класс, сыграло с ней непредвиденную шутку.
     Однажды , в конце мая, в тёплый, солнечный день во дворе появился молодой человек в военной форме. Все мальчишки обступили его, разглядывали  и засыпали вопросами. Он приветливо, но снисходительно разговаривал с ними, чувствуя своё превосходство, и внимательно следил за происходящим за теннисным столом.
     Партия получилась ожесточённая, играли двое на двое , и выигрывали  Рита и Лиза. Рита виртуозно парировала все удары и после каждого удачного очка бросала горделивый взгляд на незнакомца, который не мог этого не заметить. Возможно они даже виделись раньше случайно, ведь их дома стояли рядом на  расстоянии не больше ста метров. Он явно ей нравился. Ну какая девушка устоит против молодого, симпатичного мужчины в форме, особенно в конце шестидесятых, когда военные были в особом почете.
     Лиза же по-детски радовалась победе и не замечала взгляда, устремлённого на нее и на ключ на веревочке, подпрыгивающий на её шее во время игры. Она закончила партию , потом сыграла следующую, как победитель, и побежала домой. Скоро должны были вернуться родители, непререкаемым правилом которых было возвращение дочери домой не позднее восьми вечера.
     Буквально через полчаса в дверь позвонил соседский мальчишка Толик и вручил ей записку, где было всего несколько слов, написанных ровным, четким почерком: Лизонька, хочу с тобой познакомиться, жду в беседке у теннисного стола сегодня в 22 ч. Вадим.
    Окна её квартиры на втором этаже панельной пятиэтажки выходили прямо на соседний дом и ту самую беседку, где через два часа  её  будут ждать. Она посмотрела через стекло и увидела ЕГО. Теперь она знала от Толика, что это Вадим , курсант Высшего Общевойскового Военного училища. Он закончил первый или второй курс, приехал к родителям на несколько дней перед отъездом на летние, военные сборы в загородный лагерь. Такой невероятно взрослый, по её понятиям, молодой человек звал её, семиклассницу Лизу, которой через пару месяцев исполнится только четырнадцать, на свидание, на первое в её жизни свидание!! Ему восемнадцать, а возможно даже девятнадцать лет! Между ними пропасть! Она всего лишь ученица школы, а он курсант, что гораздо знАчимее , чем студент.
     Что творилось в душе у девочки поймёт каждая юная девушка. Она растерялась, разволновалась, обрадовалась и испугалась одновременно. Во-первых, хотя на улице в мае в это время светло, как она сможет выйти из дома в десять вечера? Такое в их семье строгих правил не допустимо. Что она скажет родителям? А если не скажет, то не сможет уйти!? И самое главное - о чем они будут разговаривать ? Такой взрослый, наверняка умный и бывалый курсант и школьница-малолетка. О чем она может рассказать ему кроме школы, уроков, занятий в кружке и секции, о домашних делах и летних каникулах в деревне. Разве ему это интересно? Она не видела за свою коротенькую жизнь ничего выдающегося и нигде не бывала, даже на море... И как нужно себя вести? Слушать и скромно отвечать на вопросы или, не скрывая радости, без умолку болтать?
     В классе Лиза не слыла тихоней или незаметной скромницей. Наоборот, она стала авторитетной личностью не только потому, что входила в пятёрку  лучших учеников класса, но и  признанным лидером с характером и идеями. Каждый год одноклассники выбирали её сначала командиром звездочки, позже звеньевой и председателем пионерского отряда. Буквально недавно она оказалась в числе кандидатов от школы на поездку в лучший в стране лагерь"Артек". В классе она дружила  со многими, но со временем сложилась их компания мальчишек и девчонок, где проявились первые симпатии друг к другу. Но все это казалось ей  детскими забавами в сравнении с тем, что ей предстояло.
     Она взглянула на часы, родители запаздывали. Такое бывало, ведь отец часто уезжал в дальние командировки по области, а мама, кроме работы, ещё посещала занятия в институте, забегала в магазины или по делам родственников.
Смятением чувств, возможно, назвал бы это состояние великий Стефан Цвейг. Но, скорее всего, это был страх маленькой девочки показаться в глазах Вадима неуклюжим ребёнком, неумной и неинтересной, а в результате быть отвергнутой или даже осмеянной . Страх остановил Лизу от первого желания бежать навстречу приключению. Это же не ВадиК из седьмого "а", который подмигивает и заигрывает с ней при встречах, а ВАДИМ в строгой военной форме, который владеет оружием и знает важные секретные науки. "Нет, нет и нет!",-  решила Лиза :"Я не смогу, я не вынесу этого позора!"
     Лиза  смотрела из комнаты в окно через задернутую тюль. Вадим появился в беседке минут за десять до назначенного времени. Он будто знал где она живёт, видимо все выложил Толик, и его взгляд был устремлён в сторону её окна. Вряд ли он мог увидеть её, ведь она не включала свет. Он нетерпеливо прохаживался вокруг беседки и посматривал на часы и даже закурил сигарету. У  стола уже никого не было, дети разошлись по домам, площадка опустела. Так продолжалось не меньше получаса. Видимо, поняв что она не прийдет, он бросил последний взгляд  и решительно, чуть не строевым шагом, пошёл к своему дому, вошёл в подъезд и скрылся за дверями.
     Девочка заплакала от обиды на себя, за свою нерешительность и даже трусость. Как она могла так поступить... Ее " Ромео" не спел серенады под окном, но все же выбрал не десятиклассницу Риту, а Лизу, абсолютно серьёзно пришёл к ней на свидание и ждал её в романтической беседке...
Она долго не могла заснуть и не стала разговаривать с родителями, которые вернулись к одиннадцати, усталые и занятые своими проблемами.
     Следующий день в школе тянулся долго, она спешила домой с надеждой увидеть Вадима. У дома Лиза встретила прогуливающихся дядю Борю с Рузой. Он сразу заметил, что девочка взволнована и спросил , что с ней. Она сначала ответила, что все в порядке, но потом отчаянно взглянула на  своего старого друга и протянула ему записку. Дядя Боря развернул лист бумаги и быстро прочитал. Потом вопросительно взглянул на Лизу, ожидая пояснения. Девочка, не задумываясь, выпалила ему всю историю. Он ещё раз уточнил где живёт этот парень и сказал ей, чтобы она не расстраивалась, не беспокоилась и правильно поступила, а он все уладит. Удивительное дело, девочка ни за что на свете не посвятила бы в эту тайну ни маму, ни подружек, а дяде Боре поведала так легко и доверительно.
Ответ прост: за эти долгие годы " одиночества с ключом на шее" он стал ей самым близким и надежным другом.
     Девочка успокоилась, вернулась домой и приступила к урокам. Письменный стол, за которым она занималась, стоял как раз у окна с видом на их спортивный пятачок. Лиза и раньше смотрела в окно ожидая, когда к вечеру начнут подтягиваться теннисисты. Теперь же она провожала взглядом каждого прохожего, пытаясь не пропустить Вадима.
     Где-то после шести вечера появились первые игроки, зазвенели голоса, замелькали ракетки. Среди них она не сразу узнала Вадима потому, что он был одет  не в форму, а в светлые брюки и футболку. Лизе не терпелось выскочить на улицу и присоединиться к компании, но как появиться на глаза Вадиму!?
Пока Лиза раздумывала и не сводила взгляда от объекта своих грёз, она увидела фигуру дяди Бори с семенившей  рядом Рузой, который шел прямо к ребятам. Он вывел из группы подростков крепкого Вадима, отошёл с ним в сторону, взял его за грудки, притянул к себе и неожиданно для всех встряхнул его. Разговор был не долгим, но очень экспрессивным. Зрители с интересом наблюдали за происходящим, некоторые испуганно, некоторые с улыбкой. Всем было любопытно как старик воспитывает бравого курсанта.
     Лиза не могла слышать их разговор, но по жестам поняла, что Вадиму достается от дяди Бори. Так он " уладил ситуацию", как обещал. Она не понимала хорошо это или плохо, но понимала одно, что больше никогда не сможет познакомиться с Вадимом и пойти с ним на свидание...даже когда подрастёт и наберется смелости.

    Буквально в конце лета отец Лизы получил большую двухкомнатную квартиру , и семья переехала из однокомнатной хрущёвки  на набережной в центр города в новый кирпичный дом, у девочки наконец появилась своя комната. Она начала учебный год в восьмом классе уже в новой школе, но очень скучала о бывших одноклассниках и любимых учителях, о родном дворе, в котором выросла "с ключом на шее", научилась фотографировать и играть в теннис, о своем защитнике и друге дяде Боре и его преданной Рузе. И, конечно же, среди  марширующих на праздничных парадах курсантов военных училищ, она долго ещё искала глазами знакомое и одновременно незнакомое ей лицо Вадима...


Рецензии
Прекрасный рассказ,Людмила.Спасибо. Всколыхнули душу. Навеяли массу воспоминаний о детстве и юности.

Ушли в прошлое дворы с их почти семейными отношениями. Бездушные многоэтажки плодят бездушные поколения, не здоровающиеся даже с соседями по лестничной площадке.

Это наше прошлое и многое из написанного Вами будет непонятно современным молодым. Мир стремительно меняется не всегда в хорошую сторону.

Что ж, пусть Ваш ностальгический рассказ поведает молодежи, какими мы были в юности.
К сказанному Вами я бы добавил, как передавали из рук в руки понравившуюся книгу, так как читали запоем.

П.С. А за теннисным столом и мне не было равных. Игра победителя тоже знакома, и сейчас в парке, где соорудили детскую площадку нет-нет, а сыграю партию-другую со школьниками своей старой ракеткой, не уступая им. Удивляются деду, так как их родители не играют в настольный теннис. Вижу, что школьники осваивают игру на лету, и уже выделились сильные мальчишки и девчонки. Когда-то напишут о днях своей юности, как Вы, и связь поколений не прервётся. :)

Удачи!

Рой Рябинкин   03.05.2019 18:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Рой.
Ваша рецензия первая...и такая положительная.
Вижу, что рассказ читают, но написать никто не захотел!!??
Вы же все помните и цените в далёком, советском прошлом, особенно то что не было чужих детей и порой старик-сосед мог оказаться лучшим воспитателем, учителем и защитником, чем собственные родители.
Что касается настольного тенниса, то он остался со мной на всю жизнь. Играю при малейшей возможности.
Заходите в гости.
Я здесь недавно и ваше мнение мне интересно.
С наилучшими пожеланиями.Людмила

Людмила Дутко   03.05.2019 20:28   Заявить о нарушении