Искушение

Рассказ

В лихие-девяностые мы с женой потеряли работу и, чтобы прокормить троих детей, – были вынуждены заняться мелким бизнесом – стали торговать на рынке. Торговали сами от себя, без оформления предпринимательских бумаг, так сказать – под чёрным «пиратским» флагом. Товар приобретали за наличку на многочисленных оптовых рынках, расплодившихся как грибы.
На продажу шло всё, что разными путями приходило в страну из-за кордона: продукты питания, импортные шмотки, электроника и многое другое.
Вскоре, в процессе торговли я столкнулся с одной проблемой: покупатели часто, по запарке передавали деньги или забывали забрать сдачу. Вначале я воспринимал это, естественно и с неподдельной радостью, – как своеобразные дары природы. Но потом заметил, что радовался преждевременно: у меня после этого либо ловко воровали с прилавка товар, либо я сам, зазевавшись, передавал покупателям деньги. Вспомнил поучения умершего к этому времени отца: «Нашёл – не радуйся, потерял – не плачь»! – но подобная аксиома не утешала, особенно, когда штрафовали – во время регулярных базарных облав – налоговики на пару с милицейским ОБЭПом (Отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Менты наказывали жёстко, иной раз не помогали и щедрые подношения…
И тогда я решил больше не поддаваться на коварные искушения лукавого и возвращать переданные деньги покупателям. Решить-то я решил, но и лукавый не сидел сложа руки… И вот, на следующий же день после принятого решения «не торговать» совестью и жить честно, передаёт мне покупатель сто рублей. Я легко возвратил деньги и порадовался в душе своему бескорыстию. Не прошло и нескольких часов как мне передали уже целую тысячу. Тысяча в те неспокойные инфляционные времена – почти среднемесячная зарплата! Я на мгновение задумался, даже почесал в растерянности затылок, но решение «жить не по лжи» пересилило и я, облегчённо вздохнув, вернул деньги.
И вот вскоре грянул как говорится «момент истины!» Мне передали десять тысяч рублей («штук» – на базарно-ростовском сленге) – целое состояние! Можно было спокойно жить на них минимум – полгода, не показываясь на рынке. Или, скрыв «дар небес» от супруги, укатить с любовницей на недельку до второго… куда-нибудь на тёплые моря, в причерноморскую субтропическую экзотику. И хоть Сочи, Геленджик или Анапа – далеко не блистательное Рио… о котором пылко мечтал предприимчивый, истосковавшийся по испепеляющим земным радостям Остап Ибрагимович, – кусочек «райского наслаждения» они всё же сулили…
Несколько секунд я жестоко боролся в разорванной на части от противоречий душе – с соблазнами… В конце концов, остатки советской совести взяли убедительный верх над буржуазным вожделением благ; белые пароходы, зелёные пальмы и полуобнажённые, шоколадные от загара красотки на пляже исчезли из моего воспалённого воображения, и я вернул не принадлежавшие мне десять тысяч заметно удивлённому моей старомодной честностью владельцу. Когда он, покачивая головой, удалился, видимо, считая меня дураком, перед моим мысленным взором снова явилось видение: сто тысяч рублей! Естественно, не одной бумажкой, которых Центробанк России ещё не ввёл, но всё же… Что, если мне передадут сто тысяч?!
Я так реально и осязаемо их представил в своих руках – эти новенькие хрустящие банковские купюры номиналом десять тысяч рублей каждая, что тут же понял – ни за что не устою! Присвою себе деньги и будь потом, что будет… Пусть даже – дорога в ад!..
Я тут же отогнал эти страшные мысли и стал торопливо складывать в сумки товар. Да, спасительное решение пришло мгновенно…
Жена уже выходила из квартиры, чтобы сменить меня на базарной точке, когда я заявился домой.
– Ты что, Саша? Почему ушёл? Случилось что? – с тревогой спросила она.
– Да! Опять налоговая шмонает, – находчиво соврал я, пряча глаза от её вопрошающего взгляда. – Еле ноги унёс. Спасибо, базарные предупредили.

20 марта 2019 г.


Рецензии