Семейный портрет на 1-13 площади. Том 1. 1. 22
Забота о книге у меня выше чем о хлебе насущном. Может я слеплен из другого теста? А может вынут из другого текста? По всей видимости так оно и есть. Но что это за тесто? И что это за текст? Явно замешано на абсолютном идеализме и крутом иррационализме с обильной добавкой абстрактных умозрительных конструкций. А текст – логопарадоксум. Не знаю почему, но мир слова для меня настолько бесконечен, беспределен, вечен и незыблем, что мир материи, мир в котором прозябает моё тело, кажется мне настолько жалким и убогим, примитивным и серым, что мне не хочется и подступаться к нему. Ограниченность и повторяемость его настолько угнетают, что даже одна книга кажется уже вожделенной отрадой. Вот до моего слуха доносится уже нецензурщина, как-то: «книжник», «фарисей», «буквоед» идр. (пишется слитно!) От порывов этого ветра я прикроюсь раскрытой книгой. Он пронесётся, а я пойду дальше. Литература – это необозримый простор, где уживаются без границ, законов и конституций самые непримиримые взгляды и самые неприемлемые ляпсусы.
Если Генри Миллер хотел, чтобы в его книгах было поменьше литературы, то я хочу чтобы её было слишком много. Реалистическая литература хочет чтобы в ней было всё как в жизни Генри Миллер хотел чтобы у него вовсе не было литературы а была только жизнь Я же хочу чтобы у меня вовсе не было жизни да и литературы пожалуй тоже. Что же остаётся? – Хаос! Не знаю удаётся ли мне это. Даже если и не удаётся – не беда. Главное задекларировать свой лозунг. Как у Троцкого: ни войны, ни мира. А нечто среднее я категорически не приемлю. Не люблю золотых середин. Ультра в право или ультра в лево. Крайние точки сходятся. Экстремальный максимализм: с одного полюса перепрыгивать на другой. Экватора – нет. Существование его даже не предполагается, неприемлемо даже гипотетически. На обоих полюсах вечная мерзлота, ледяные пустыни и минусовая экзистенция. Это области литературы, а может металитературы. Области, лежащие между ними, тропики Рака и Козерога, это области жизни. В сферах вечного холода, вечной недоступности, где ничего не прорастает, из этого ничего и выходят литературные и сверхлитературные параллельные миры. Но как это ни парадоксально, в необъятной вселенной слОва уживается даже жизнь со своей плоской логикой, непримиримой догматикой и навязчивой традицией. Чего нельзя сказать о жизни, где литература всегда ходит в изгоях.
Несомненно я идеалист. Но что такое идеализм? Определения его настолько разноречивы, что сказать что-либо определённое по поводу определения определённо наталкивается на неопределённую неопределённость. Кто такие идеалисты? Марксисты , например, называли идеалистами Гегеля и Канта, но сами оказались идеалистами не меньшими, возведя в идеал (причём недостижимый) свои принципы. Писарев, этот вульгарный и плоский материалист, был самым абсолютным идеалистом, создав из материализма незыблемый идеал. Шестов и Ницше, выступая против немецкого идеализма, воздвигали храмы иррационального идеализма. Все философы, за исключением, может быть, Ламетри (да и то сомнительно, ведь он был приверженцем Эпикура, а Эпикур идеализировал атомы и вообще допускал существование богов), идеалисты.
Я уже не говорю о писателях. Здесь все идеалисты – исключений нет. Даже Маркиз де Сад и Семён Барков. Так что и я принадлежу к этой замечательной когорте. «Я не просто свободный художник, я – идеалист, ибо занимаюсь тем, что меня разоряет. Просто так, ради идеи. С лозунгом «Тупо и бодро!» и желанием оторваться от своих корней» ( Олег ХХХ. «Одинокий волк»).
Идеализм! К сожалению сейчас это слово забывается. В наше время, время поголовных демократий, идеи умирают. Демократии не способствуют идеализму. Чтобы жили идеи, нужна жёсткая, даже жестокая, деспотичная власть. Власть должна угнетать и порабощать. А ты – Человек – должен противопоставить ей свою идею свободы. Ты должен выступить против этой удушающей силы, против этого монстра со своей высочайшей и умопомрачительной идеей. Во времена царизма лучшие люди России боролись против крепостничества и полицейского государства. Это был авангард человечества. Человек тогда жив, когда жива его идея.
Русские революционеры по сути боролись не за то, чтобы мужику лучше жилось – они боролись за идею. И это прекрасно! Более того – ничего прекраснее и быть не может. «Ну и чего они добились?» - спросят с издёвкой. Ничего. Они и не должны были чего-либо добиваться. Идеи не должны воплощаться. Осуществлённая идея – мёртвая идея. Чтобы она была вечно живой, она должна всегда витать в воздухе, но не соприкасаться с землёй. Во времена сталинизма и советских императоров лучшие люди умирали в ГУЛАГе, в той же Сибири что и при царе. Великая Soveticum imperium romanum была самой ужасающей тиранией за всю историю человечества. И здесь человек, противопоставивший себя этой колоссальной машине угнетения, поистине ощущал себя титаном. Например, Варлам Шаламов – это же Прометей и святой Стефан одновременно – фигура по своей колоссальности затмевающая всю колоссальность всего СССР-а.
Это уникальное и беспрецедентное государственное образование, ещё не осмысленное и не понятое историками, пытавшееся превратить личность в безликий атом, вызывало термоядерную реакцию роста гиперличностей. Взять Даниила Андреева или того же Венедикта Ерофеева (хотя он не сидел, не претерпевал преследований и т.д., но всё же) или Андрея Тарковского – он вообще был лауреатом и фигурой легальной, но всё же. Я славлю это варварское страшное государственное уродство, ибо оно даёт сверхмощный импульс жизни для идей.
Демократия – это дерьмо, гниль, гнидь, разложение, анемия, паралич. При демократии каждый борется только за свой желудок – идей нет. Когда можно слишком много, душа разжижается и становится как кисель. Когда ничего нельзя и всё под запретом – вот тогда душа алмаз. И идея – сверкание бриллиантов. Только борьба с гигантами – настоящая борьба, настоящая жизнь, создающая богов. Борьба с себе подобными – лишь болезненное подобие борьбы. Единственное что обладает вечностью – это идеи. И даже в этом демократическом вонизме они не умирают, они пребывают в летаргии. Но спячка, разумеется, это не стремительный полёт. Чтобы был перманентный взрыв идей, им нужна исполинская глыба мёртвой силы, которая давила бы их. Высочайшая идея наиболее расцветает в бушующем океане трагедий. И человек только тогда поистине Человек, когда его идея находится в акмэ.
Хотя я и везде гуляю как кот сам по себе и за всё хватаюсь и всюду сую свой нос (а он у меня отнюдь не маленький), я всё же остаюсь самим собой с определённым и чётким мировоззрением и никакой расплывчатости во мне нет. Несметные легионы древних и новомодных учений, идей, мнений, мыслей, знаний и псевдознаний оказывают на меня влияние не более чем укус комара оказывает влияне на общее моё физическое самочувствие.
Я много читаю, но на практике не следую прочитанному, много вбираю в себя всего, но не становлюсь адептом и приверженцем никаких из множества направлений и путей. У меня свой путь и я сам по себе. И как сказал Михаил Пселл: «Ведь я должен признаться, причастен ко всем областям знания, однако ни одной из отвергнутых богословами наук я не злоупотребил».
Мой пессимизм меня вдохновляет и окрыляет. Нет ничего более утешающего в этом омерзительном зигзаге под названием жизнь, чем экстремальный пессимизм в духе Банзена. Только тогда и можно идти вперёд, когда перед собой не видишь низги. Светлые просторы навевают лень и скуку. Идти над пропастью под обламывающимся мостом – только такое движение достойно человеческих ног. Вот тогда и расцветают самые прекрасные идеи, жизнеспособность которых, не знающая энтропии, превышает безмерно любой энергетический потенциал. Когда впереди нет ничего и сплошное разрушение, только тогда в себе чувствуешь удивительный мощный пламень, источающий непереносимый жар, из которого возникают, словно по мановению волшебной палочки, бесконечные миры.
Моя звезда одинока. В огромном чёрном космосе=хаосе она излучает ослепительное и сверхтяжёлое сияние. Её свет непереносим, неприкосновенен, обжигающ и леденящ. Но в ней, в этой одинокой звезде есть и другая звезда. Две звезды в одной. Не двойная звезда, а одна звезда, но их две. Их свет излучается в разные стороны, один свет белый, другой свет чёрный, но как единая звезда она излучает один свет, находящийся вне девятицветного спектра. Цвет его неопределим, как неопределимы наши отношения. Какой-то иррациональный эфир их окружает и они парят в неведомом пространстве оставаясь непроницаемой тайной для всех и для нас.
Свидетельство о публикации №219040801874