Ураган 1998 года

Иногда картина какого-либо происшествия составляется, наиболее обьективно, из свидетельства многих очевидцев. Разные люди рассказывают о разных аспектах одного и того же события со многих сторон. Думаю, что исторические события оцениваются так же, путем сложения многих деталий из свидетельства очевидцев. Незнаю, насколько мой рассказ прольет свет на событие 1998 года, но свою лепту он в оценку данного происшествия, все-таки, внесет. Для тех, кто составляет дневники наблюдения погодных явлений, это будет хороший материал. Ценен он тем, что я была, можно сказать, в эпицентре событий, то есть у истоков зарождающегося урагана, того самого, в ночь с 20 на 21 июня, который прославился потом на многие десятилетия, вплоть до событий 2017 года.
  Итак - то лето 1998 года, было жарким. Стояли засушливые солнечные дни, когда мы с тетушкой решили отправиться в Хорошово, что под Коломной, к ней на дачу.
  Там нас сперва ожидали самые обычные будни с ежедневным поливом огорода из колодца, сбором клубники, купанием в местном карьере и т.д. но последний день моего пребывания там, все-таки стоит особняком. Опишу подробнее.
  20 июня с утра, как и весь предыдущий месяц, стояла жара. Накануне вечером, мы с тетей обильно полили огород, но земля к полудню опять была сухая и потрескавшаяся, конечно дождя хотелось, его с вожделением ждали и вот, после полудня, небо стала заволакивать белая пелена. Тонкая, белесая дымка чуть-чуть задернула солнце, будто кисейной занавеской. Но стояла тишина, ни ветерка, ни шороха деревьев, все как будто, замерло. Духота. После обеда облака уплотнились, а к пяти часам вечера вдали на северной стороне появилась серая хмарь. Тугая размытая облачность. И на ее фоне наблюдалось очень интересное явление, которое я видела впервые. Мужчина с соседнего огорода крикнул мне, и я обернулась:
- Гляди, какая радуга!
Я пропалывала грядки в этот момент, но на его окрик поднялась и выпрямилась. Перед моим взором стояла чудесная картина - радуга в несколько этажей. То есть, их было несколько нанизанных друг на друга, ярких арок. Они уходили вдаль словно анфиллады дворца. Самая первая была очень яркая в семь своих цветов, те, что шли дальше, были бледнее. Самая дальняя у кромки леса, терялась в гуще сизых облаков. Подошла моя тетя, сложив руки козырьком, внимательно посмотрела на это явление и заявила:
- Это не спроста, таких радуг тут и не было никогда, это бывает к чему-то, к какому-то явлению. Но, будем надеяться, что обойдется.
  В этот раз не обошлось.
  Сперва состояние неба не предвещало ничего особенного. Радуга вскоре исчезла из виду, дальние серые холмы из низких  кучевых облаков, рассеялись. Но ближе к десяти часам вечера подул прохладный ветерок и с юга поплыла над нами очень странная туча, необычной формы и цвета. Она была ярко-фиолетовой со светящимися малиновыми краями в свете заходящего солнца. Странно было то, что несмотря на легкий ветерок, она очень быстро двигалась и внутри вращалась, будто кто-то невидимый крутил за ручку ее внутреннюю ось. Я стояла на огороде, выливала из ведра воду под куст смородины и смотрела на это необычное зрелище. Потом я просто замерла на месте, открыв рот, когда она одним своим краем начала опускаться к земле, и почти ее коснулась во вращении. Облако было длинным и не очень широким, но тут этот его коснувшийся земли край, вдруг распался на две огромные штанины. Облако стало подниматься выше и эти фиолетово-сиреневые штаны, так и проплыли над нашими головами, бесшумно вращаясь и оставляя за собой газовый широкий шлейф, подкрашенный малиновым цветом.
  После прохождения этого облака, которое поплыло в сторону Москвы, стало очень тихо и к одиннадцати часам в этой душной тишине с юга стала подниматься темно-синяя стена, будто океан приблизился к Подмосковью и надвигался на него  своим грозным девятым валом.
  Я вышла из дома и стала наблюдать. Стена приближалась все ближе и ближе, заваливая все небо с юга. И тут началось неожиданное: когда край темного неба уже надвинулся и навис над Хорошово, из густоты нижних облаков, которые стали быстро оседать к земле, вниз полетели круглые яркие шары. Они падали буквально на окраину нашего дачного поселка. Я видела, как они  касаясь земли, отбрасывали яркие искры и, шипя, катились под уклон к кустам акации. Лишь спустя время я поняла, что это были шаровые молнии. Тетя поняла это тоже и предложила уйти в дом. В окно мы еще долго наблюдали это явление. Настоящий звездопад из шаровых молний. Некоторые, касаясь земли разлетались на куски, иные подпрыгивали, как мячики и еще долго катились по зеленой траве, оставляя за собой золотой шлейф. Я помню, они были ярко-желтого и голубого цвета. Когда подул ветер и по стеклам застучали первые капли дождя, молнии перестали падать, все прекратилось, но вместе с редкими градинами до нас донеслись дальние раскаты грома. Ветер и дождь с градом были несильные, здесь под Коломной, и мы со спокойной душой легли спать. Но после полуночи очень сильно засверкало на северо-западе, в стороне Москвы. Небо, с дальними раскатами грома, озарялось каждые 5 - 10 секунд. Дальняя громовая канонада звучала, почти бесперерывно.
- Москву, наверное, накрыло! - сказала тетя. - Это он мимо нас прошел, циклон, а там в Москве опустился.
  Я прислонилась к окну, стекла были забрызганы мелкими каплями дождя, в которых отражались дальние зарницы, дул несильный ветер, но почему-то с громким шумом.
  Гул стоял до утра от дальней московской грозы. Небо сверкало так ярко, что невозможно было заснуть. Оно озарялось от горизонта до горизонта. В его вспышках я наблюдала вдали, что-то очень странное. Среди всполохов оранжево-голубых молний на небе виднелся огромный столб и он не был похож на обычную тучу. Те, по ходу, меняют форму, а он долго не деформировался, он просто, то наклонялся в бок, то снова выпрямлялся и рос до неба, будто огромный великан изгибается в странном танце. Сколько этот танец был по времени, не знаю, вскоре ночные часы взяли свое и я уснула. Проснулась утром от громко работающего радио. Тетя пила за столом чай и слушала приемник. Там передавалось о страшном происшествии в Москве. Ночью к городу подошел холодный атмосферный фронт и ударил ураган такой силы, что падали башенные краны, на Москве-реке переворачивались катера и дебаркадеры, падали кресты с куполов Ново Девичьего монастыря, с Кремля снесло часть кровли и она пролетая над кремлевской стеной, повредила несколько ее исторических зубцов. Срезала их, как ножом. Ужас!!! Вся Москва утопала в бурных потоках дождя, от ветра ломались деревья, как спички, срывало рекламные щиты, гаражи и ракушки вместе с машинами летали по воздуху, как щепки, переворачивались автобусные остановки, были порваны линии электропередач. Транспортный затор, жертвы, раненые, покареженные дома с оторванными балконами, кучи поваленных деревьев, которые исчислялись тысячами, одним словом, разруха, как после нашествия Батыя!
  Кошмар! Я сидела за столом у радиоприемника и не могла поверить услышанному. Такое и в Москве?!
  Тогда мобильной связи у нас еще не было. На даче стационарный телефон, также отсутствовал. Как там мои дома, в Мытищах? Мама с бабушкой? Все ли в порядке? Я не находила себе места. Сорвалась и, к неудовольствию тетушки, которая меня всячески удерживала, отправилась домой первой же электричкой.
  Уже подьезжая к Люберцам, я поняла масштаб и увидела картину разрушений. Все деревья вдоль железнодорожной линии, были повалены в одну сторону с юга на север. Они лежали корнями кверху, внизу пышно раскинулись их упавшие и покареженные ветром кроны.
  Приехав на станцию в Мытищи и, стоя на автобусной остановке, я встретила своего давнего знакомого Олега Климова, который и поведал мне всю историю ночного разорения. Он ехал, как и я сейчас, с дачи, но не с юга Подмосковья, а с Севера из Сергиево-Посада. Там тоже ночью бушевала стихия, но не такая разрушительная, как в Москве. Ветер очень сильно выл всю ночь, шел дождь, но разорений в Сергиевом-Посаде, особенно вокруг Лавры, сильных не было. Видимо, по прохождении длинного пути, ураган на Севере области потерял силу. Зато в Мытищах вдоль Яузы был настоящий бурелом. Еще тут долго пилили, рубили, таскали, возили и приводили все в порядок на протяжении многих дней, устраняя последствия ночного происшествия.
  Дома мне рассказали, что всю ночь сверкало и гремело, ветер был, но не очень сильный. Хорошо, что все были дома и стихия никого не застала врасплох. Ночью толком мои домашние ничего не разглядели, лишь утром открылась вся картина ураганного погрома.
  На Кутузовском проспекте наблюдали настоящий смерч, об этом маме рассказала ее школьная подруга, которая теперь проживала там, в этом элитном Московском районе. Он двигался с бешеной силой вдоль дороги, все крушил на своем пути, ломал деревья и опрокидывал фонарные столбы. Но это уже свидетельства других очевидцев, живущих в Москве. Я же со своей стороны рассказала то, чему была сама свидетелем. Но, как оказалось потом, это был не последний ураган в нашей местности, шквал 2017 года, говорят, его переплюнул. Тут уже моя семья и я, оказались в самом эпицентре событий. Это уже случилось в мае, но та история еще впереди, хотя, она уже многими описана со всех сторон и, думаю, излишним будет ее излагать в подробностях, лишь стоит упомянуть здесь, всвязи с тем, что нет на нашей планете ни одного уголка, не затронутого стихией и, если кто-то надеется, что может укрыться от нее за надежными стенами городов, тот очень в этом ошибается. Даже в спокойном, до недавнего времени, Подмосковье, случаются порой, такие казусные вещи. Так что, уважаемый Царь Природы, побыстрее пересмотри все свои амбиции на этот счет, а то в следующий раз очень запросто лишишься своей золотой короны, как и власти в целом, которую ты мечтал заполучить над матушкой Природой! Она ошибок не прощает. Будьте всегда осторожны и на чеку! Счастливого всем лета!

08.04.19.


Рецензии
Ты молодец, что это описала, я давно ждала! А многоэтажную радугу в тот день многие наблюдали в разных концах Подмосковья. Я сама смерч живой, видела по дороге в Тверь, когда с отцом ездили по его рабочим дела в 1985 году, аккурат тогда фестиваль молодёжи и студентов был в Москве, а перед этим облака разгоняли в течении недели, так как лето холодное и с дождями было. Мы тогда на шлагбауме стояли, поезд товарняк медленно тянулся, мы и вышли из машины, а он по той стороне полетел, за шлагбаумом от Волги. Огромный такой, чёрный! Все в рассыпную, а я стою и смотрю на него, как он вдоль дороги идет... Завораживающее зрелище!

Татьяна Павловская 2   31.05.2019 16:33     Заявить о нарушении
Ничего себе, зрелище! Ну, я тоже такое видела, во истину, Природа велика и величественна!

Ольга Азарова 3   31.05.2019 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.