Все, что помню... 15. После школы
Но вот школа позади!
Мы собрали последние вещи и отправили их в Москву! А на другой день и сами поехали к папе. Воссоединение семьи произошло на съемной квартире в районе метро «Водный стадион». Комната была малюсенькая, но мы там как-то уместились. Дом, в котором нам обещали квартиру, должны были сдать к сентябрю, надо было подождать..
Была уже середина июля, я не знала, куда хочу поступать, к какому экзамену готовиться
Была у меня мысль поступить в институт культуры на библиотечный факультет. Я любила читать и по наивности своей решила, что потом буду работать в библиотеке и читать целый день книжки.
Но, ткнувщись туда, я увидела конкурс 15 человек на место, и это желание отпало. Я все-таки попробовала сдать один экзамен, но получила четверку и оставила эту затею, но самолюбие мое было уязвлено!
Потом начались события в Чехословакии. Папа тоже был там, мы все волновались за него, слушая скупые строчки сообщений по радио. Я честно листала справочник абитуриента, выбирая институты, в которых не сдают физику. Я ее терпеть не могла, удивляюсь, как вообще сдала..
Потом я вычеркнула те, где есть устная математика и химия, потом те, которые очень далеко от дома. Остался Плехановский, Иняз и еще что-то, не помню. Экономисты тогда были востребованы наравне с химиками, А вот бухгалтеры совсем не котировались На бух учет шли уж совсем троечники, там и конкурса не было.
И я выбрала Плешку, несмотря на то, что конкурс на факультет был 8 человек на место и стала готовиться в институт, одновременно родители предложили мне пока устроится на работу. В сентябре нам , наконец, дали квартиру, и мы переехали на другой конец Москвы , к метро «Рязанский проспект». Там по всему проспекту были расположены промышленные предприятия и НИИ. Родители пока не вмешивались, давая мне попробовать, что такое — взрослая жизнь. И, прихватив диплом, я отправилась прямо по проспекту по отделам кадров этих предприятий. Но, посмотрев на мой «серебряный» диплом, они в один голос говорили:
- Деточка! Куда ты с таким дипломом на производство! Ты знаешь, какой тут контингент приходит? Иди и готовься в институт!- по-матерински советовали они мне.
Домой я вернулась ни с чем. Потом мама сходила со мной в библиотечный техникум, но там нам тоже сказали, чтобы я не глупила, а позанималась эту зиму и подготовилась в институт.
Так бесславно закончилась моя попытка устроиться на работу.
Но в ноябре папа устроил меня в научно-исследовательский отдел Ленинской библиотеки. Сначала мы сидели в основном здании, где-то под самой крышей. Когда меня привели туда первый раз через какие-то бесконечные лесенки, коридоры и переходы, я думала, что теперь останусь здесь жить, потому что завтра одна я сюда дорогу не найду!
Но потом привыкла, а через месяц нас пересадили в голубое здание напротив, там, где билетные кассы Большого театра. Ну, здесь уже не заблудишься!
И что здесь было хорошо — была столовая, куда в бачках привозили готовые обеды, очень вкусные и недорогие. Моими излюбленными блюдами были котлеты по-киевски, беляши и шашлык по-карски. Прямо ресторанный вариант!
Коллектив там оказался женский, но хороший. Приняли меня хорошо, тем более, что в первый же день работы я оказалась очень ценным сотрудником: я умела печатать на машинке всеми десятью пальцами. А учитывая мою грамотность, я оказалась настолько востребованной, что ко мне занимали очередь. В это время отдел проводил исследование «Книга и чтение в жизни небольших городов», и они готовили варианты опросных листов. Шло обсуждение, менялись вопросы, требовалось вносить эти изменения в опросные листы, а это значит — опять кланяться в машбюро, чтобы сделали поскорее. А тут я, да еще и со скорописью! Это же просто клад, а не сотрудник!
Вот когда понимаешь, что все, чему тебя учат, надо благодарно принимать — обязательно пригодиться! Вот и наши уроки труда в 10-м классе по обучению нас скоростной печати на машинках очень пригодились мне и на первых порах, и потом, в процессе работы. Думаю, что и автодело, которому учили мальчишек, тоже им пригодилось.
Проработала я в библиотеке только до мая следующего года, а потом уволилась для более усердной подготовки к экзаменам. Они меня хором убеждали еще поработать, сдать экзамены, а потом уж увольняться, если поступлю. Но мне нужно было больше свободного времени, и я все-таки уволилась, хотя я очень сроднилась с коллективом, особенно в командировках по этим самым небольшим городам. Меня очень тепло проводили, приглашали после института вернуться к ним, но как-то не сложилось. А перед уходом мне подарили такой стих:
Расставаться со Светланой
Нам, ребята, очень странно:
Как теперь сдавать в печать,
Если некому стучать,
И опросные листы
Вдруг лишатся красоты?
Расставаться со Светланой -
Сектору — живая рана!
В Острогожске кто теперь
Смело вылезет за дверь
И Танюшу проведет
В коридоре сквозь народ?!
Расставаться со Светланой
Нам, друзья, бесспорно, рано:
Ей у нас у нас бы подрасти,
В социологи войти,
И, познав науку тут,
Подаваться в институт!
30.04.1969
Пустячок, а приятно!
Всю зиму я готовилась к письменной математике, перерешала все задания в учебнике для подготовки в ВУЗ. Это принесло свои результаты: с пятеркой по первому экзамену - математике письменной, я поступила на экономический факультет Плехановского института. Только это — уже совсем другая история.
Сколько слез было пролито, когда мне сообщили об отъезде в Союз! Ведь шесть школ за десять лет поменять - это, согласитесь. тоже испытание не из легких для детской психики!
\
Вот и кончилось детство!
А сколько еще эпизодов вспоминается задним числом, но поезд уже ушел вместе с детством...
Все, что помню. Часть 2. Гл. 1
1. Вступительные экзамены
Поступление в институт тоже оставило яркий след в моей памяти.
Чтобы не мешать мне готовиться в последние дни перед экзаменами, мама взяла с собой младшего брата и уехала на дачу к подруге , папа обещал сообщить ей результат сразу, как только вывесят списки с оценками. Сам он был на работе целыми днями, и его присутствие ничуть не мешало мне заниматься.
Целый год я занималась только математикой, нахально надеясь написать письменную работу на отлично.
Это давало мне возможность не сдавать остальные три предмета, а быть зачисленной по результату первого экзамена. Эта привилегия давалась медалистам всего в течение двух лет. У меня оставался только один шанс, и я на него рассчитывала. Целый год я, как затворница, с работы шла домой и садилась за учебник по математике для поступающих в ВУЗы. Просто решала все задачи и примеры подряд, не выбирая. Если что-то не получалось, то открывала ответы и решения, разбиралась и шла дальше.
К началу июня весь учебник был освоен, но осталось одна задача, над решением которой я билась не один день и не могла решить, а пояснения к ней почему-то не было, а я никак не могла сообразить, как составить к ней уравнение. Мама предложила позаниматься несколько раз с репетитором и у нее узнать решение этой задачи. Я сначала отказалась, - ведь столько всего решено, так неужели эта задача сделает погоду. Но потом решила сходить пару раз — вдруг что новое узнаю по поводу вариантов письменной работы, которая была в прошлом году. Тогда варианты могли повторяться несколько лет подряд, только цифры менялись.
Пару раз я сходила на занятия к преподавателю и уже перед уходом спросила у нее, почему у меня задача не решается?.Она взглянула на мои расчеты и сказала:
- Да тут просто дробь перевернуть надо!.
- Ну, конечно, как же я сама не сообразила! Вот клуша! - отругала я себя и отправилась домой с чувством выполненного долга.
.Решив, что перед смертью не надышишься, в последний день перед экзаменом я не стала листать учебники и тетради и легла спать пораньше: завтра в 9 утра должна была решиться моя судьба. Если четверка — то все: придется сдавать английский, географию и ненавистную историю со всеми ее царями, войнами и съездами. А я даже не приступала к подготовке по этим предметам.
И вот наступил час Х. Всех рассадили по местам в большой аудитории и открыли доски с шестью вариантами заданий. Мне достался трети вариант. Я пробежала глазами задание: задача, пример на сокращение, тригонометрический пример с половинными углами и задача по геометрии с трапецией. Весь обзор задания занял несколько секунд, но я сразу поняла, что задача оказалась именно та, решение которой я в последний момент спросила у преподавательницы! Я чуть не пискнула от счастья: теперь была надежда написать работу на отлично!
Я начала с задачи, подробно описывая каждый свой шаг, как учили в школе. Задача была главной в работе — если решишь только задачу — уже пару не поставят! Скоро с задачей было покончено, арифметический пример длиной на всю страницу благополучно сократился, выдав мне в итоге любимую единицу.
Я с энтузиазмом взялась за тригонометрический пример. Настроение было хорошее, времени навалом, и я спокойно успевала все сделать и проверить.. Быстро подставив знакомые формулы, я закончила преобразования и получила в ответе : - cos х/2.
И тут меня охватила паника: ну не может пример на экзамене иметь ответ со знаком «минус»! Почему такая мысль пришла мне в голову, я не могу объяснить до сих пор! Я взялась решать пример заново, проверяя каждое свое действие — результат оказался такой же! Я еще раз проверила, правильно ли я списала пример с доски — все было правильно! Но этот злосчастный минус не давал мне покоя.
С каким-то внутренним напряжением взялась я за геометрию, быстро решила последнюю задачу и опять вернулась к тригонометрическому примеру. Проверив еще раз все формулы, я собрала свои вещи и пошла сдавать работу. Я поняла, что если я ее не сдам сейчас же, то просто сойду с ума. Я не стала ждать знакомых девчонок, а сразу поехала домой и позвонила папе, что все решила, теперь нужно ждать результата, который будет известен только через три дня, накануне экзамена по истории, на консультации.
Все эти три дня я тупо пялилась в учебник истории, но не только ничего не могла запомнить, но даже плохо понимала, о чем читаю.
Наконец, наступил день консультации, и я поехала узнать оценку по математике. Экзаменационные листы выдавали в деканате. Я зашла , получила свой лист и вышла в коридор, к окну. Потом потихоньку стала открывать его, заглядывая сбоку, как можно дольше оттягивая решающий миг. Но сколько не тяни — этот миг настал, и я увидела «отлично», написанное чьим-то красивым почерком.
Сердце мое мгновенно вернулось из пяток на свое законное место, я отдала обратно в деканат экзаменационный лист, сообщив, что я с ними прощаюсь до 1 сентября и уезжаю отдыхать.
Потом поспешила обрадовать папу, а он побежал давать телеграмму маме, которая тоже вся извелась от ожидания.
Но папа почему-то решил выпендриться, и написал в телеграмме не просто «поздравляю, поступила» или еще проще - «пятерка», а написал : наше дело правое, мы победилИ!.
А телеграфистка ни то невнимательно прочитала, ни то не так поняла, но в результате мама получила телеграмму следующего содержания: «Наше дело правое, мы победиМ!
На одну палочку ошиблась, а чуть человека в могилу не свела!
У мамы сердечный приступ, давление 220 на 127. Она понеслась на переговорный пункт уточнять детали: что получила по математике, готова ли к истории и т. д.
Ну, и досталось тогда папе за его телеграмму!
h
Свидетельство о публикации №219040800327