Духовный образ облик

Духовный образ (облик) человека – тер. ХФА. Он представляет собой: - во-первых, описание совокупности нравственных качеств его личности; - во-вторых, нравственную характеристику его жизни. Так как нравственные устремления лчн. не всегда осуществляются ею в её      повседневном существовании. В первом случае речь ведётся о личностном аспекте человеческого бытия. А во втором – о духовной сфере человеческого существования.
Эта двойственность значений в смысловом поле термина «Духовный образ» (далее Д.о.) обусловлена греховной разобщенностью «лчн. человека» и человеческой природы, которые, в результате грехопадения человека заимели каждая свою Волю. И теперь в человеческом существе действуют и зачастую борются между собой две «воли»: Личная воля и Природная воля.
Поэтому, говоря о Д.о., мы должны иметь в виду то, что Д.о. человека обычного, живущего обычной для всех греховной жизнью, сильно отличается от Д.о. человека, которого можно назвать нравственно сильной или цельнонравственной натурой, каковые именуются в Церкви святыми людьми. Ибо в результате Духовной борьбы, в которой такие люди побеждают, с Божией помощью, в себе свой грех, они достигают исцеления своей «Воли». Правильнее сказать, что они унаследуют цельную волю в человеческой природе Иисуса Христа, к которой они приобщаются, становясь Его друзьями – друзьями Божиими.
В таких людях лчн. - е нравственные устремления полностью определяют нравственный характер и качество их повседневной жизни. Иными словами, лчн. полностью владеет своей природой и во всём её определяет. Природа же не оказывает такого нравственного давления на личность, которое бы склонило личность к греху. Но, поскольку даже святой человек, пребывающий здесь, среди нас, в этом мире, где властвует грех, не может быть полностью от него свободен, то его «природа», ещё не полностью освободившаяся от Ветхого человека в себе, постоянно «склоняет лчн. к греху». Но лчн., укрепляемая дружбой со Спасителем мира, находит в себе ту «силу Воли», которая позволяет ей не пойти на согласие с той «ветхостью», которая ещё присутствует в её «природе». 
Исходя из всего вышеизложенного, дадим определение тер. Д.о.: «Духовным образом или обликом человека называется совокупность нравственных идеалов и устремлений человеческой «личности», которые в той или иной степени осуществляются усилиями его «личной воли», посредством познавательных и чувственных сил его души, путём преодоления той склонности к безнравственной жизни, которая укоренилась в «природной воле» человека в результате первородного греха. Степень преодоления «ветхого человека» в своей природе определяет творческий потенциал человека и тот дух, которым живёт человеческая «личность». Этим «духом» обуславливается вся духовная жизнь человеческой личности, ядром которой и её внешним проявлением является Духовный образ человека».
Этот термин обычно не используется в научных системах знаний о человеке, а являлся инструментом литературной критики, систем чувственного и образного, поэтического описания человека. Но потребности синтеза рационального и иррационального методов познания, пред которым стоит ныне Христианская Философская Гносеология, делает насущно необходимым создание в рамках Христианская Философской Антропологии единой системы категорий, понятий и терминов. Такой синтез объединит чувственное и логическое восприятие человека на основе Евангельской нравственности, которая возрождает все силы человеческой души к Творческому Познанию.


Рецензии