Сабир Сабиров о сохранении общих традиций

САБИР САБИРОВ: «Мы должны сохранить общие традиции»

С возобновлением дружбы между Узбекистаном и Таджикистаном было восстановлено долгожданное сотрудничество в культурной сфере. И вот на подходе первая «ласточка» добрых взаимоотношений деятелей культуры: впервые, спустя 30 лет, в Самарканде будут сниматься сразу два узбекско-таджикских фильма. Всё потому, что одним из авторов смелого проекта является генеральный директор группы компаний Vendo, Хайрулло Мамасолиев. Инициатор и реализатор многих известных проектов в Самарканде заинтересовался идеей таджикского режиссера Сабира Сабирова, который задумал снять фильм по согдийской легенде о сорока девушках. И не просто заинтересовался, но и предложил сотрудничество, на что тот с радостью согласился. Поэтому сегодня у читателей выпала уникальная возможность первыми узнать все подробности о совместном проекте из уст самого режиссера, который, к слову, оказался еще и уроженцем нашего славного города.

- Сабир Тахирович, хотелось бы подробнее узнать о съемках фильмах. Что за проекты? Как всё будет происходить?
- Начну со второго фильма, который требует гораздо больше сил и времени на подготовку. Это будет полнометражная художественная лента под названием «Гавхар», рассказывающая о легендарных «амазонках» Согдианы, которые до последнего защищали Афросиаб от нашествия врагов. Фильм обещает быть зрелищным, с множеством трюков. Так как я воспитанник советской школы кинематографии, где нас учили работать не на монтаже, а на съёмочной площадке, то в течение года мы только будем готовиться к съемкам «Гавхар». Сейчас идет подбор девушек, потом их нужно будет тренировать, чтобы они могли скакать на лошадях, орудовать тяжёлым железным мечом. Пока будет идти подготовка, мы снимем легкую комедию о дружбе двух братских народов на примере четырех друзей из Самарканда. Один из них влюбляется в девушку из Таджикистана и хочет жениться на ней. Что из этого получится в итоге, увидит зритель. Отмечу, что съёмки фильмов пройдут и в Таджикистане, и в Узбекистане при поддержке киностудии «Таджикфильм».

- Почему была выбрана именно легенда о сорока девушках?
- Сорок девушек я назвал бы героинями современного мира, потому что современные женщины, как и те легендарные согдийки, держат все на своих плечах. Думаю, что этот фильм поможет современницам не опускать руки и не отчаиваться. В легенде есть один яркий эпизод, показывающий всю силу женщины, ее самоотверженность и верность долгу. Когда Гавхар сражается с предводителем вражеской армией, с ее головы неожиданно падает шлем, и все воины увидели, что это девушка. До них дошло, что всё время они сражались с девушками. Тогда предводитель подходит к умирающей Гавхар, целует ее руку и говорит, что увидел жемчужину Самарканда, а больше ничего и не надо. После он ушел с войском, не тронув город. Да, в доисламский период женщина была равна мужчине, имела право взять меч и идти в бой, спокойно делать мужскую работу, при этом не было соревнования в уме и силе между полами. Именно эти процессы очень много дали для эволюционного скачка. Думаю, сегодня об этом стоит напомнить.

- Вы неоднократно говорили, что Самарканд – Ваш родной город.
- Да, я родился и, можно сказать, вырос в Самарканде в еврейской махалле «Восток». Моя мама была самаркандкой. Пока отец снимал свои знаменитые фильмы, мы жили в районе мечети Биби-ханум на улице Чорага. Детство провел на холмах Афросиаба, играя с мальчишками в футбол, запуская там воздушных змеев. Помню даже, как участвовал в хашаре - строили дом родственникам из сырцовых кирпичей. Да, в Самарканде все до боли родное. Потом семья вернулась в Душанбе, хотя к дедушке я приезжал часто. Известные печальные события разъединили наши государства на долгие годы. Как было невыносимо тяжело, когда закрылись границы, и люди, чтобы попасть к родственникам на свадьбу или похороны, вынужденно нарушали государственные границы. Сейчас всё это, слава Богу, позади. Поэтому я очень благодарен двум нашим президентам за то, что они возродили дух братства наших народов. И я хочу внести свой вклад в укрепление этой дружбы, показать, сколько в Самарканде талантливых людей, особенно среди молодёжи.

- Вы режиссёр, в основном, социальных роликов, музыкальных клипов и документального кино. Над чем чаще всего работаете?
- Так случилось, что, окончив ВГИК, я чаще снимал рекламу, клипы, документальное кино об экстремалах, о ребятах на сноубордах. Съемки последних проходили, в основном, в Соединенных Штатах Америки, это была работа на много камер, сопряженная с риском. В настоящий момент работаю над популяризацией туризма в родном Таджикистане. Любопытно, но за три года своей практики я понял, что многие не знают свой край. Когда рассказываешь людям о бухарском олене, диких кабанах или туранском тигре в заповеднике, люди испытывают шок – не верят. Кстати, туранский тигр, чью популяцию в дикой природе хотят восстановить, – это и символ Самарканда. Ведь посмотрите на медресе Шердор, на портале вы как раз и увидите это легендарное животное на фоне восходящего солнца. В прошлом году в Шанхае прошла выставка моих видеороликов. Было приятно слышать, когда зрители признавались: раньше мы думали, что Таджикистан – это чапан, тюбетейка, тандыр, лепёшка, а оказывается, в Таджикистане есть и парапланы, и каяки, и мотопробеги. Между прочим, в позапрошлом году с колонной мотоциклистов на байках я сделал тур Самарканд-Бухара-Шахрисябз-Ташкент. Фильм, снятый во время мотопробега, транслировался по таджикскому телеканалу «Сафина». С гордостью могу сказать, что фильм увидел уважаемый Президент Шавкат Мирзиёев по прибытии в Таджикистан. Говорят, ему он очень понравился.

- Вы сын известного таджикского режиссера, актера, сценариста Тахира Мухтаровича Сабирова, снявшего не один киношедевр. Быть достойным его славного имени тяжелая ноша, не правда ли?
- Вы правы. В последнее время, возможно, после сильной болезни, из которой я чудом выкарабкался, стал часто задумываться над тем, какое наследие мы оставим молодёжи. Ведь наши дети подражают нам во всем. Я сам всегда брал пример с отца, с его взаимоотношений с матерью, ведь они никогда не повышали друг на друга голос, были очень терпеливыми, хотя у каждого был сложный характер. И в творческом плане отец для меня - эталон художника, настоящего творца. Я всегда повторяю: бывает картина, от которой остаются деньги, бывает - остаётся название города, бывает - остаётся какая-то байка со съёмок, а бывает - просто становится частью твоей жизни. Папы нет с 2002 года, но о нём, его фильмах до сих пор говорят, и получается, что он жив, что он часть жизни многих своих соотечественников и не только. Конечно, хочется создать что-то эпическое, достойное памяти отца. Поэтому и взялся с Хайрулло за «Гавхар». В то же время хочется задокументировать наши общие национальные традиции, пока их не осовременили до неузнаваемости, пока живы те, кто может объяснить смысл, например, «чемилдика» или почему на сюзане вышивальщицы некоторые узоры специально делают неправильными. Ведь сейчас мы теряем свои обычаи, традиции растворяемся в этом мире, а вместо них приходит другое. Будет ли польза для нашей молодёжи от этого «другого»? Надо успеть понять это и сохранить общие традиции…


Рецензии