Херлуф бидструп в самарканде

ХЕРЛУФ БИДСТРУП В САМАРКАНДЕ

Позади 1 апреля – всемирно признанный День смеха, когда люди подшучивают друг над другом, смеются над весёлыми розыгрышами, шаржами и карикатурами. Одним из величайших карикатуристов XX века был датский художник Херлуф Бидструп (1912-1988). Его искрометные комиксы, зачастую с острым политическим подтекстом, взятые из правды жизни, до сих пор в тренде. Но немногие из молодого поколения самаркандцев знают, что этот мастер юмористического жанра в свое время восхищался красотами Самарканда.

Бидструп бывал в СССР несколько раз, он объездил с фотоаппаратом, кинокамерой, карандашом и блокнотом в руке множество городов, цепким взглядом замечая всё – людей, их быт, исторические достопримечательности, пейзажи. И в октябре 1966 года он побывал в Узбекистане – Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Посетил базары, предприятия, походил по улицам. И всё время что-то снимал, фотографировал, делал наброски.

О культурном событии самаркандцев известила газета «Ленинский путь» (ныне «Самаркандский вестник»), редакции которой художник подписал на память фото и дал небольшое интервью. Оригинала фотографии, к сожалению, не сохранилось, а вот сама статья со снимком в нашем распоряжении.

Автор заметки «Когда карандаш – оружие» Рафаэль Соколовский, встретивший знаменитого карикатуриста в аэропорту, отмечал, что Бидструп был одержим идеей осмотреть Самарканд, выйдя из самолета, он тут же решил ехать в обсерваторию Улугбека.

«Бидструп не выпускает из рук блокнота, выхватывая из пестрой толпы на базаре, в аэропорту, на улицах города колоритные фигуры. Два малыша держат в ручонках громадные яблоки, торговец табакерками, женщина с ребенком на руках, старики в чалме, степенно идущие у стен Регистана. И в каждом рисунке – остро подмеченный комизм положения, действия, позы. У каждого архитектурного памятника всё повторяется в строгой последовательности: щелкает затвор «Зоркого», короткий стрёкот кинокамеры, и вновь в руках блокнот. Бидструп немногословен. Но куда девается его скандинавская сдержанность при виде детей. «Этот маленький народец», - как говорит о них Херлуф Бидструп, - постоянно в центре его внимания. В карикатурах через детей художник зачастую выражает свое доброе, человеколюбивое отношение к жизни».

К моменту приезда в Самарканд Херлуф Бидструп 20 лет работал в датской газете «Ланд ог фольк», в которой регулярно выходили изорассказы художника. В них он поднимал политические и социальные проблемы, а также показывал комические ситуации, в которые нередко попадают люди. Резюмируя характер своей работы, художник как бы в шутку однажды сказал, что считает себя «отбывающим воинскую повинность в сатирической команде».

«После моих рисунков одному из наших датских премьеров сделалось дурно, королева Голландии заявила официальный протест, а во время войны фашисты обещали за мою голову баснословную сумму…» - поделился Бидструп с Соколовским .

Кстати, гость древнего города был не только виртуозным рисовальщиком, но и журналистом. Подтверждение тому - его статьи, комментарии к путевым зарисовкам, рассказы о своем творчестве. Вот как он описал Самарканд в своей книге:
«Самарканд - древнейший и самый красивый город в Узбекистане. Через него шел Александр Македонский, совершая свой поход в Индию. Город неоднократно разоряли греческие и арабские завоеватели, а также орды Чингисхана. Но каждый раз он вновь отстраивался. Покрытые глазурованными кирпичиками блестят на солнце красочные купола мавзолеев и мечетей и переносят туристов в сказочный мир 1001 ночи. Здесь сохранились великолепные здания XIV и XV веков. Среди них часть обсерватории знаменитого астронома Улугбека. Советское государство выделяет много средств на работы по сохранению и реставрации исторических памятников. Археологи постоянно ведут раскопки в районе расположения древнего Самарканда».

Да, Самарканд очаровал Бидструпа. Очаровали его и самаркандцы. На фотографии художник сделал памятную надпись: «Херлуф Бидструп с уважением и любовью к читателям «Ленинского пути».


Рецензии