Глава 6. Дина

     Жабокрич был одним из многочисленных местечек в Подольской губернии в черте оседлости евреев, предписанных царским правительством Российской империи.

     Крещение Руси, происходившее при посредстве Византии, принесло за собой антиеврейскую идеологическую традицию, подхваченную русскими христианскими проповедниками.

   Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали на территорию Руси только временно по торговым делам. Московские великие князья и цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Русские люди того времени с подозрением относились к нехристианам, а особенно к евреям.

   В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария, который по словам летописца повлиял на новгородских священников Алексея и Дениса так, что они стали распространителями ереси жидовствующих, известной до начала XVI века.

   Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 году напомнил русскому царю, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, будь то христиане и евреи, на что Иван Грозный ответил: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине.

   Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов.
   
   Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять свои и без того напряжённые отношения с православной церковью. Как бы то ни было, именно при Петре I евреи начали проникать в значительных количествах в пограничные с Польшей российские земли, особенно в Малороссию.

   По смерти Петра I 20 апреля 1727 года Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. Фактически это решение было принято Меньшиковым, которое Екатерина I подписала не читая. Меньшиков отличался большой ненавистью к евреям. После смерти Петра I он выполнял роль "серого кардинала". А Екатерина I по крови сама была еврейкой, дочерью польского еврея Самуила Скавронского.
Она трижды была крещена, поменяв католичество на лютеранство,а потом на православие.

   Императрица Елизавета Петровна 2 декабря 1742 года указала: «Как то уже не по однократным предков Наших в разных годах, а напоследок, блаженныя и вечнодостойныя памяти, вселюбезнейшия Матери Нашей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, в прошлом 1727 году Апреля 26 дня состоявшимся указом, во всей Нашей Империи, как в Великороссийских, так и в Малороссийских городах Жидам жить запрещено; но ныне Нам известно учинилось, что оные Жиды ещё в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство своё продолжают, от чего не инаго какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайняго вреда ожидать должно. Всемилостивейше повелеваем: из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания, таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать. А некрещеных, как и выше показано, ни под каким претекстом никому не держать.» 16 декабря 1743 года на докладе Сената, просившего императрицу допустить евреев из Польши и Литвы для временной, на ярмарках, торговли в Риге и иных приграничных местах, доказывая, что в противном случае «не токмо Вашего Императорского Величества подданным в купечестве их великой убыток, но и Высочайшим Вашего Императорского Величества интересам немалой ущерб приключиться может», начертала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли.»

   До 1772 года еврейское население в России практически отсутствовало. Усилия не допустить евреев в Российскую империю оказались бессмысленными, поскольку земли Речи Посполитой с их многочисленным еврейским населением вошли в состав Российской империи в конце XVIII века после ее разделов в 1772—1795 годах. В 1783 году в состав Российской империи вошёл Крым и крымчаки, караимы также стали российскими подданными. С этого момента религиозно-идеологическая проблема отношения российских властей к евреям превратилась в практическую.

   Сразу после раздела Польши Екатерина II, проникнувшись идеей роста городов как торговых центров Российской империи, в 1780 году указом отнесла всех евреев к одному из городских сословий — купеческому или мещанам. Как и все прочие российские подданные податных сословий, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом, — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. Последняя первоначально охватывала Литву, Белоруссию, Новороссию и некоторые другие части территории современной Украины. Бессарабия после её вхождения в Российскую империю в 1812 г. и Царство Польское (собственно польские земли, отошедшие к Российской империи в 1815 г.) также были затем отнесены к черте оседлости.

Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках. В разное время евреям запрещалось селиться в Николаеве, Ялте, Севастополе и в большинстве районов Киева.

Занятие же евреев шинкарством и арендой мельниц, молочных ферм, рыбной ловлей у помещиков правительство пыталось пресечь, так как считалось, что это приводило к разорению местных крестьян. В связи с этим евреям было запрещено проживать в деревнях.(14)
 
   В первой полови­не 1890-х гг. в местечке Жабокрич было 440 дворов, в них проживало 4790 че­ловек. Евреи составляли более 25% населения и содержали два молитвенных дома.(15)

   Жабокрич находился в непосредственной близости от Соколовки, примерно на расстоянии в шесть с половиной вёрст.

   Давид владел своей кузницей, которая была расположена в очень бойком месте, недалеко от перекрёстка трёх главных трактов. Одна дорога вела в направлении Мястковки, вторая - на Ободовку и третья - непосредственно на Соколовку и Куныче. Работы было по самую завязку. Сам Давид был невысокого роста,но коренастый. Руками он мог легко согнуть шкворень от телеги. Телегу он опрокидывал одной рукой, также одной рукой он удерживал ногу коня, когда подковывал его. Работал он сам, без помощника.

   Семья у Давида была большая. Жена Рената и пять ртов. Две дочки и три сына. Рената была татарка, черноглазая, тонкая в талии. У неё с Давидом был длительный любовный роман. Семья Давида упорно сопротивлялась их браку. Наконец, Рената приняла иудейскую веру и молодые пошли под хупу, то есть под венец.

    Старшими среди детей были девочки, мальчики были совсем ещё малышами. Дина была самая старшая в семья. Она унаследовала отцовскую физическую силу. Когда ей исполнилось 14 лет, она уже работала в кузнице отца молотобойцем.

   Андрей поехал перед Песахом(пасха по иудейскому обычаю) в Жабокрич отовариться в еврейских лавках всем необходимым для праздника. Под вечер при выезде из местечка он заметил, что его конь стал заметно прихрамывать на переднюю правую ногу. Андрей спешился и оглядел коня. Конь потерял одну подкову, надо было срочно его подковать. Как раз вдали курился лёгкий дымок от кузницы. Андрей взял коня за поводья и пошёл в направлении кузнецы. Начинало смеркаться. Когда Андрей подошёл к кузнице, Дина уже собиралась домой. Отец ушёл сегодня раньше, чтобы помочь матери по хозяйству. Девчонка взялась сама подковать коня. Справилась она мастерски. Андрей залюбовался, как Дина работала. Он щедро оплатил её работу и пожелал хорошего праздника. С этого времени Андрей очень часто заезжал в кузницу якобы подковать коня, на самом деле его тянула туда неведомая раньше сила, он хотел видеть Дину.Осенью семнадцатилетняя Дина стала женой Андрея.

   Время было трудное. Шёл 1919 год. После Февральской революции 1917 г. в Восточной Украине сложилась своеобразная политическая обстановка. Действовали губернские комиссары российского Временного правительства и Советы рабочих и солдатских депутатов; одновременно в Киеве образовался (на интернациональной и корпоративной основе) Совет объединенных общественных организаций, представлявший все партии и группировки города. Он избрал исполком в составе 15 человек; еврейские ассоциации представлял в исполкоме И. Фрумин, затем И. Слоним. Несколько дней спустя (4 марта 1917 г.) украинские партии создали Центральную раду во главе с профессором М. Грушевским; возник Совет объединенных еврейских организаций во главе с доктором Г. Быховским и Совет объединенных польских организаций.

   10 июня 1917 г. Центральная рада издала свой Первый универсал, в котором провозгласила Украину автономным краем в составе Российской республики (подчеркнув, что стремится гарантировать права всех населяющих его народов, в том числе еврейского), а 12 июня сформировала правительство Украины — Генеральный секретариат. В июле, после того, как Временное правительство признало ограниченную автономию Украинского края, еврейские партии Восточной Украины получили 50 мест (из 822) в Центральной раде и пять мест (из 55) в ее исполнительном органе — Малой раде.

   Центральная рада и ее правительство в совместном заявлении осудили еврейские погромы; тем не менее в первой половине ноября их число на Киевщине, Волыни и в Подолии превысило 30, а всего в сентябре–декабре 1917 г. на Украине произошло 57 погромов. Особой жестокостью они отличались в Умани, Погребище, Монастырище, Тараще, Сквире, Каневе Киевской губернии, в Дубно, Овруче, Остроге, Полонном Волынской губернии, Ямполе Подольской губернии. На Волыни и Киевщине погромы продолжались и в январе–феврале 1918 г.; дальше деклараций о борьбе с ними Рада не пошла. В ответ на запросы фракции сионистов в Малой раде 28 ноября и 19 декабря 1917 г. Петлюра и Винниченко обещали принять все меры для защиты еврейского населения вплоть до выделения для этой цели воинских частей, но фактически ничего не сделали.

В ряде городов и местечек создавались еврейские дружины самообороны, Центральная рада не препятствовала их деятельности. Уже летом 1917 г. такие дружины возникли в Одессе и Екатеринославе, осенью — в Голованевске, Овруче, Тараще, Дымере, Брацлаве, Немирове и других населенных пунктах. 10–15 октября 1917 г. в Киеве под председательством И. Трумпельдора прошла конференция представителей союзов евреев-воинов, выработавшая план создания Всероссийской еврейской самообороны. Однако попытка Союза евреев-воинов Юго-Западного фронта организовать единую систему еврейской самообороны окончилась неудачей; большинство еврейских партий не одобрило эту идею, полагая, что ее реализация усилит погромные настроения. Генеральный секретарь по еврейским делам М. Зильберфарб рекомендовал евреям вступать в отряды местной гражданской самообороны — так называемого «вольного казачества», однако если на первых порах эти отряды, созданные весной–летом 1917 г. (поначалу в них были и евреи), действительно предотвратили ряд погромов, то в ноябре–декабре того же года «вольные казаки» сами стали в ряде мест (например, в Каневе, Тараще, Прилуках) активными погромщиками, а 20 января 1918 г. «вольные казаки» под руководством М. Ковенко разогнали проходившую в Киеве Всероссийскую конференцию евреев-воинов; глава Всероссийского союза евреев-воинов И. Гоголь и его заместитель Боярский были убиты.

11–12 декабря 1917 г. в Харькове состоялся 1-й Всеукраинский съезд советов, избравший ЦИК Украины, который провозгласил Центральную раду низложенной, а УНР — рабоче-крестьянской республикой. 17 декабря ЦИК сформировал собственное правительство — Народный секретариат, в состав которого вошли евреи-большевики Э. Лугановский (1885–1940; секретарь по продовольственным делам) и В. Люксембург (секретарь по судебным делам). В конце декабря 1917 г. харьковское правительство начало против Центральной рады войну; фактически ее вели российские отряды Красной гвардии.

9 января 1918 г. Центральная рада приняла Четвертый универсал, в котором Украина была объявлена независимой республикой. При голосовании по этому вопросу представители еврейских партий в Раде воздержались, поскольку у них, как писала 13 января газета «Найе цайт», были опасения, что «события, которые могут сопутствовать процессу независимости, могут поставить в особо опасное положение еврейские массы». В Четвертом универсале Центральная рада подтвердила закон о национально-персональной автономии, принятый ею 9 января 1918 г. Он гласил: «Каждая населяющая Украину нация имеет право в пределах УНР на национально-персональную автономию, то есть на самостоятельное образование своей национальной жизни... Закон автоматически распространяется на русских, поляков и евреев». Было создано министерство по еврейским делам (в соответствии с Третьим универсалом от 7 ноября 1917 г.) и Еврейская национальная рада. В январе 1918 г. прошли выборы руководящих советов большинства еврейских общин Украины, которых к тому времени насчитывалось около 600. 15–18 января 1918 г. в Харькове состоялась 1-я Всеукраинская сионистская конференция.

Тем временем наступление большевистских войск продолжалось; ему способствовали организованные большевиками восстания против Центральной рады. В результате победы такого восстания в Одессе 17 января 1918 г. была создана Одесская советская республика во главе с совнаркомом, в который вошли большевики-евреи В. Юдовский (председатель), Л. Рузер (1881–1959; комиссар финансов), А. Хмельницкий (1889–1919; комиссар юстиции) и другие. 16 января началось восстание в Киеве, в котором приняло участие немало еврейских рабочих; в возглавивший его ревком входили евреи Я. Гамарник, А. Горвиц, И. Крейсберг. Областной комитет Бунда выступил против восстания.

26 января большевистские отряды овладели Киевом. Еврейские партии встретили большевиков враждебно. «Они, — писал лидер Бунда М. Рафес, — расстреляли все национальные завоевания революции на Украине». Тем не менее некоторые еврейские рабочие вступали в отряды Красной гвардии, продолжавшие борьбу с Центральной радой, эвакуировавшейся в Житомир. Г. Чудновский (1890–1918) стал комиссаром Киева по гражданским делам, И. Крейсберг — комиссаром финансов. Отступавшие из Киева украинские войска учинили еврейский погром в Новоград-Волынском. (Если в 1917 г. основными погромщиками были деморализованные солдаты российской армии, то с января 1918 г. погромы становятся делом регулярных войск УНР — гайдамаков /то есть воинов С. Петлюры/, а также «вольных казаков».)

27 января 1918 г. представители Центральной рады заключили со странами австро-германского блока Брест-Литовское мирное соглашение, по которому последние признавали государственную независимость Украины и обещали оказать ей помощь в борьбе с большевиками. 18 февраля австро-германские войска перешли в наступление по всему фронту; 1 марта они вступили в Киев. В их авангарде шли отряды Центральной рады; по пути из Житомира в Киев они учинили еврейские погромы в Коростене, Бердичеве, а также в Бородянке, Клавдиеве и особенно в самом Киеве. Громили евреев и отступавшие подразделения Красной армии: только в Новгород-Северском они убили 88 человек, в Середина-Буде — 25, в Глухове — свыше 100. Немало евреев погибло в Екатеринославе в конце марта 1918 г., в Симферополе — в апреле того же года. В начале апреля 1918 г. близ Кременчуга советские власти подвергли пыткам, а затем расстреляли 17 евреев, обвиненных в шпионаже в пользу Центральной рады и немцев.

Пытаясь предотвратить австро-германскую оккупацию Донбасса и промышленных центров Левобережья Украины, большевики и их союзники учредили в конце января 1918 г. «независимую» Донецко-Криворожскую республику. В ее совнарком вошли и евреи-большевики Б. Магидов (1884–1972; нарком труда), М. Рухимович (нарком по военным делам), А. Каменский (1885–1938; нарком госконтроля). В марте 1918 г. территорию этого государственного образования заняли германские войска, и оно прекратило свое существование. Такая же участь постигла в конце апреля 1918 г. провозглашенную в марте того же года в Крыму Социалистическую советскую республику Тавриды, где совнарком возглавляли евреи-большевики Н. Слуцкий (1884–1918), затем Ж. Миллер.

Наступая вместе с немцами и австрийцами на востоке Украины, отряды Центральной рады продолжали громить евреев. Погромы произошли на станции Гребенка, в местечках Гоголево, Радомысль, Брусилов, Ковшино и многих других; на станции Ромодан за две недели было убито 40 человек. В Полтаве, Константинограде и Кременчуге еврейских заложников подвергли порке. Известный русский писатель, полтавчанин В. Короленко выступил в их защиту, в связи с чем в его адрес поступило немало писем с угрозой расправиться с ним как с «жидовским запроданцем». С 1 по 20 марта 1918 г. украинские солдаты грабили, истязали и расстреливали евреев в Киеве, главным образом на территории Михайловского монастыря. Вмешательство городской думы, пославшей делегацию в войсковые части и обратившейся непосредственно к С. Петлюре, не привело к прекращению эксцессов. Ознакомившись с настроениями украинских солдат, член думской делегации Л. Чикаленко сказал: «Они утопят украинскую свободу в еврейской крови». Лишь председателю Центральной рады М. Грушевскому удалось (и то не сразу) прекратить погром; ни один из его участников не был наказан.

Тем не менее представители еврейских партий, выступая с протестами против погромов, продолжали заседать в Центральной раде. Функционировало министерство по еврейским делам; в конце января 1918 г. после отставки М. Зильберфарба его возглавил И. Хургин (?–1926), а с апреля того же года — Я. З. В. Лацкий-Бертольди (занимал этот пост до ликвидации министерства в июле 1918 г.). Повысилась роль Еврейской национальной рады, которая после отставки Зильберфарба с поста министра превратилась в высший орган еврейской общественности Украины. С апреля 1918 г. министерство по еврейским делам стало подотчетным Раде.

29 апреля 1918 г. на Украине произошел государственный переворот. Съезд хлеборобов-собственников учредил гетманское правление и избрал гетманом П. Скоропадского; Центральная рада была разогнана. Реальная власть перешла к австро-германскому командованию. Еврейские партии отнеслись к оккупационному режиму отрицательно, но никаких действий, направленных против него, не предпринимали; основная масса евреев Украины видела в германских и австрийских войсках силу, способную защитить их от погромов. Еврейские промышленники, крупные торговцы и финансисты приветствовали переворот, надеясь, что оккупационная администрация обеспечит неприкосновенность частной собственности и экономическую свободу. Одесский финансист С. Гутник вошел в состав гетманского правительства в качестве министра торговли и промышленности, банкир А. Добрый тесно сотрудничал с немцами.

За переворотом Скоропадского последовала ликвидация отрядов «вольного казачества» и «гайдамаков» (дружины еврейской самообороны были распущены Центральной радой еще в марте 1918 г.). Новые власти стремились исключить антиеврейские эксцессы и погромы. Вместе с тем, представители оккупационной администрации позволяли себе антисемитские выходки. Так, в марте 1918 г. на железнодорожном вокзале Киева были вывешены рядом два плаката: «Остерегайтесь карманников!» и «Остерегайтесь евреев-менял!». В августе 1918 г. австро-венгерское командование направило раввинам Волынской, Подольской, Екатеринославской и Херсонской губерний циркулярное письмо, в котором говорилось: поскольку за «единичных членов еврейской нации», которые «пытаются склонить ... солдат к различным преступлениям», отвечает «все еврейство», подобные действия могут повлечь за собой «контрибуцию на еврейское население и исключительные меры против него». Австрийский комендант Верхнеднепровска (Екатеринославская губерния) запретил «местным жителям иудейского вероисповедания вступать в какие-либо сношения» с солдатами, пригрозив за первую «провинность» поркой, за вторичную — расстрелом. В июле 1918 г. гетманским указом были ликвидированы министерство по еврейским делам и все национальные рады, включая еврейскую, отменен закон о национально-персональной автономии. Под самыми различными предлогами на евреев накладывали контрибуцию. В Северной Таврии оккупационная администрация отправила в концлагерь всю еврейскую общину Геническа по доносу уволенного учителя талмуд-тора.

Крестьянские повстанческие отряды, боровшиеся с австро-германскими и гетманскими войсками, громили евреев, обвиняя их в том, что они привели немцев на Украину. Особенно много погромов произошло летом 1918 г. в Звенигородском и Таращанском уездах Киевской губернии, где находился основной очаг движения. 5 июля в местечке Лысянка повстанцы подвергли евреев издевательствам и убили около 40 человек (бесчинства прекратились с прибытием германского отряда). 18 евреев были убиты в деревне Торчицы, десять — в Жашкове, по семь человек — в Винограде и Рыжановке.

Наряду с повстанцами-крестьянами, борьбу с оккупационной администрацией и гетманскими властями вело большевистское подполье, в рядах которого было немало евреев. В состав Повстанческой девятки, возглавившей его в апреле 1918 г., вошли большевики Я. Гамарник, Р. Фарбман, левый эсер И. Штейнберг. Подпольная работа приобрела новый размах после создания компартии Украины (КП/б/У), первый съезд которой состоялся в Москве в июле 1918 г. В состав избранного им ЦК вошли Ш. Грузман, И. Крейсберг, П. Ровнер (?–1919), Р. Фарбман, И. Шварц, Я. Яковлев (Эпштейн). В сентябре 1918 г. секретарем ЦК КП/б/У стала Серафима Гопнер. Многие большевики-евреи вели подпольную работу на местах — М. Белоцкий (1899–1944), Е. Филиппов (Эдельштейн; 1870–1919), А. Снегов, В. Юдовский. В то же время Всеукраинский съезд раввинов, состоявшийся в мае 1918 г. в Одессе, объявил проклятие советской власти.

В сентябре 1918 г. на Украине прошли выборы нового Временного еврейского национального собрания (формально считались выборами делегатов Всеукраинского съезда еврейских общин). В них участвовали члены советов 168 еврейских общин из 194, зарегистрированных в июле. Из 125 делегатов съезда 42 представляли общих сионистов, 23 — Бунд, 16 — Ахдут, 14 — Це‘ирей Цион, 12 — Фарейникте, 11 — По‘алей Цион, четыре — Фолкспартей. Первая и единственная сессия Еврейского национального собрания (она же — Съезд еврейских общин) состоялась в ноябре 1918 г. Ее участники обратились к мировому сообществу с требованием признать евреев нацией, могущей войти в Лигу Наций (подготовка к созданию которой начиналась в то время), дать гарантии восстановления еврейского национального и политического центра в Палестине, допустить еврейскую делегацию на мирную конференцию. Собрание сформировало делегацию на эту конференцию в составе пяти человек, избрало 25 членов Малого национального собрания и образовало Еврейский национальный секретариат.

В августе 1918 г. оппозиционные правительству Скоропадского украинские партии и организации объединились в Украинский национальный союз (УНС). 14 ноября 1918 г., после капитуляции австро-германского блока, руководители УНС образовали в Киеве Директорию и призвали народ свергнуть гетмана. 16 ноября с аналогичным призывом выступил в Белой Церкви С. Петлюра. Его отряды двинулись на Киев, где тем временем вспыхнуло антигетманское восстание, в котором участвовали и боевые дружины еврейских партий — Бунда, Фарейникте, По‘алей Цион. 14 декабря 1918 г. войска Директории овладели Киевом. Еврейские социалисты приняли участие в антигетманском движении также в Фастове, Черкассах, Коростышеве, Гайсине, Немирове и Бердичеве.

Уже 10 декабря 1918 г. Директория восстановила закон о национально-персональной автономии и учредила (на временной основе, до формирования министерств) отдел по делам национальных меньшинств во главе с Ш. Гольдельманом. При вступлении Директории в Киев ее приветствовали делегации Еврейского национального секретариата, еврейской общины города, Союза еврейских учителей, Бунда. В конце декабря 1918 г. было воссоздано министерство по еврейским делам во главе с одним из лидеров По‘алей Цион А. Ревуцким. Оно разработало программу финансирования еврейского образования, подготовило проект нового закона о еврейских общинах, придававшего им светский характер. Но эти начинания не удалось реализовать, поскольку уже на исходе 1918 г. Красная армия развернула наступление против Директории. 3 января 1919 г. большевистские части заняли Харьков. Этому предшествовало восстание в городе (2 января) под руководством большевистского ревкома во главе с Я. Яковлевым (Эпштейном). Одним из членов ревкома был Я. Гамарник. Затем большевистские войска взяли Полтаву, Екатеринослав, а 5 февраля 1919 г. — Киев. Власть в городе перешла в руки исполкома Киевского совета, в который входило восемь евреев.

За время пребывания Директории в Киеве Еврейский национальный секретариат зарегистрировал около 60 погромов. Чаще всего они происходили на железнодорожных станциях, где евреев высаживали из поездов, грабили, избивали, а нередко и убивали. Так было, например, 19 декабря 1918 г. на станции Бобринская, затем на станциях Сарны, Казатин, Жмеринка, Ромодан, Бахмач, Олевск и других. Кровавые погромы учинили отряды Директории в Летичеве, Меджибоже (оба — Подольская губерния), Прилуках Полтавской губернии, Домбровицах Волынской губернии. Шесть дней длился в январе 1919 г. погром в Бердичеве (17 евреев погибли, 40 получили ранения, сотни были ограблены), два дня — в Житомире (погибли 53 человек, 19 были ранены), 17 дней — в Овруче (Волынская губерния). Центральный совет профсоюзов Украины, Центральный комитет помощи погромленным (созданный в январе 1919 г.), Киевская городская дума протестовали против антиеврейских бесчинств, обвиняя Директорию в пассивности. Глава правительства В. Чеховской запланировал ряд антипогромных мероприятий, но Директория саботировала их осуществление.

В большевистский Совнарком Украины (первоначально — Временное рабоче-крестьянское правительство; сформировано 28 ноября 1918 г. в Курске) входили А. Хмельницкий (нарком юстиции) и Б. Магидов (нарком труда). Всеукраинскую ЧК возглавлял (до марта 1919 г.) И. Шварц. В мае 1919 г. в Совнарком вошел (в качестве наркома госконтроля) А. Иоффе. Немало евреев было и среди военачальников и политработников Красной армии, которая в апреле 1919 г. заняла почти всю Украину. Восьмой армией командовал Г. Сокольников(Бриллиант), 45-й стрелковой дивизией, а затем Южной группой войск 12-й армии — И. Якир. Дивизионными военкомами были Я. Гамарник, М. Рухимович, И. Минц (1896–1991), Л. Мехлис, членами революционных военных советов армий — М. Владимиров (Шейнфинкель, 1879–1931), И. Кизильштейн (1889–1931) и другие.

В процессе формирования большевистских органов власти и управления функции большинства министерств Директории перешли к соответствующим наркоматам, а министерство по еврейским делам было попросту упразднено; та же участь постигла и Центральный комитет помощи погромленным. Впоследствии в системе наркомата соцобеспечения создавались органы, призванные оказывать помощь «трудовому народу, пострадавшему от еврейских погромов», однако в 1919 г. они не успели даже использовать средства, выделенные на эти цели Директорией. Постепенно исчезли почти все еврейские национальные партии. Уже в феврале 1919 г. левое большинство Бунда на Украине образовало Комбунд, а левое крыло Фарейникте — Объединенную еврейскую социалистическую партию. В мае 1919 г. они объединились в Еврейский коммунистический союз Украины (Комфарбанд), который сразу заявил о своем стремлении слиться с КП/б/У, что и произошло в августе 1919 г. В июле 1919 г. последовал (формально — по требованию Комфарбанда) роспуск сионистских организаций, которому предшествовали обыски в их помещениях. Продолжала действовать лишь близкая к большевикам Радикал-социалистическая партия По‘алей Цион (возникла в апреле 1917 г.; ее штаб-квартира находилась в Одессе).

Органы советской власти на Украине вели активную борьбу с антисемитизмом, которым отличались и части Красной армии, особенно Таращанская дивизия. Уже в феврале–марте 1919 гг. ее шестой полк устроил погромы в Росаве и Мироновке Киевской губернии. В конце июня в Теофиполе Волынской губернии таращанцы убили свыше 150 евреев, разграбили почти все еврейские дома, из них 176 сожгли. В начале мая 1919 г. Богунский полк громил евреев в местечке Золотоноша Полтавской губернии. Красноармейцы учинили еврейские погромы в Клевани Волынской губернии, Бердичеве, Обухове и Погребище Киевской губернии. Еврейскими погромами, как правило, сопровождались столкновения между участниками антибольшевистских крестьянских восстаний и подразделениями Красной армии, причем во многих случаях (например, в Василькове, Обухове, Умани Киевской губернии, Немирове Подольской губернии в апреле–мае 1919 г.) красноармейцы довершали начатое повстанцами. Неоднократные обращения советского правительства Украины по этому поводу к рабочим, крестьянам, красноармейцам, равно как и декрет от 13 февраля 1919 г. об уголовной ответственности (вплоть до смертной казни) за погромы не возымели действия.

Пыталась бороться с антисемитизмом и Директория, находившаяся с 2 февраля 1919 г. в Виннице, откуда из-за наступления Красной армии ей пришлось в начале марта эвакуироваться в Проскуров, а затем в Ровно и Каменец-Подольский. По инициативе П. Красного (министра по еврейским делам) и других евреев, сотрудничавших с Директорией, 27 мая 1919 г. она приняла постановление о создании чрезвычайных государственных комиссий для расследования погромов и привлечения виновных к уголовной ответственности. Правительство УНР выпустило ряд антипогромных воззваний, однако практически никаких реальных мер не предпринималось; более того, антисемитскую пропаганду вела правительственная пресса: например, в официальном издании военного министерства «Видродження» писалось: «Евреи были на стороне поляков, когда мы с ними воевали, и за это дорого заплатили. Теперь Украина борется с Московщиной, и еврейство вновь перешло в лагерь наших врагов. Заплатит оно и за это».

В тех районах Украины, которые находились под контролем Директории, погромы стали для евреев постоянным бедствием. Восемь дней продолжались бесчинства в Василькове Киевской губернии, семь — в Златополе, 15 — в Литине, девять — в Балте и т. д. Жестокие погромы учинили воинские части УНР в Белой Церкви, Ананьеве, Елисаветграде, Новомиргороде, Радомысле, Сквире, Жмеринке (дважды), Теплике (Подольская губерния) и других местах. Больше всего жизней унесла резня в Проскурове. 6 февраля 1919 г. город заняла бригада атамана Семесенко, он издал приказ о введении осадного положения, в котором, помимо прочего, говорилось: «Особенно предупреждаю жидов. Знайте, что вы — народ, нелюбимый всеми нациями, а вы причиняете такие беспорядки христианскому народу. Пока вас не атакуют — сидите тихо...» В ночь на 15 февраля группа рабочих во главе с большевиками подняла восстание, которое войска Семесенко быстро подавили. После этого он выпустил листовку, где говорилось, что «это дело одних жидов», и, собрав своих солдат, заставил их поклясться перед знаменем, что они вырежут всех евреев. За три с половиной часа было убито 1650 человек, в том числе женщины и дети, вплоть до грудных младенцев. 18 февраля один из отрядов бригады Семесенко учинил кровавый погром в Фильштине, где погибло 485 евреев. Пять дней длился в марте 1919 г. погром в Житомире, жертвами которого стали 317 человек. В начале июня 1919 г. при захвате Каменец-Подольского войсками Директории украинские солдаты на протяжении трех дней грабили и убивали евреев. 52 человек погибли в самом городе, 78 — в местечке Китайгород в четырех км от него. Затем последовали погромы в других городах и местечках Подолии — Проскурове, Браилове, Баре, Оринино, Яхновке, Песчанке, Брацлаве. Всего с декабря 1918 г. по август 1919 г. войска Директории устроили десятки еврейских погромов, уничтожив десятки тысяч человек.

С середины лета 1919 г. отношение Директории к евреям начало меняться. Гражданская администрация, к которой перешла власть в Каменец-Подольском, осудила погромы и призвала евреев сотрудничать с украинцами. 17 июля С. Петлюра принял делегацию евреев города, заверивших его, что еврейское население поддержит Директорию, если она будет решительно пресекать погромы. Петлюра обещал принять соответствующие меры и 20 июля издал приказ, обязывавший командиров воинских частей бороться с погромной агитацией в местах их дислокации. В приказе говорилось: «Евреи стали на путь помощи нам в борьбе с врагом и в строительстве Украинской независимой республики. Поэтому любые насилия принесут нам лишь вред, внесут разброд в наши ряды и погубят все наше дело». Аналогичное воззвание было подписано Петлюрой 26 августа 1919 г. В июле–октябре в Каменец-Подольском, Проскурове, Виннице и ряде других городов и местечек были организованы митинги солидарности евреев с Директорией. Делегаты конференций еврейских партий (Фарейникте, Бунда, общих сионистов, По‘алей Цион, Це‘ирей Цион, Фолкспартей), прошедших в Каменец-Подольском в конце августа, высказались в поддержку УНР. С конца августа 1919 г. Директория, главной опасностью для которой к тому времени стали не большевики, а деникинцы (см. ниже), всячески демонстрировала свою готовность помочь евреям. Правительство УНР выделило Комитету помощи пострадавшим от погромов 11,4 млн гривен (около шести миллионов рублей). Активизировалась деятельность министерства по еврейским делам; в ряде населенных пунктов оно восстановило еврейские школы, провело выборы в Советы еврейских общин. В Каменец-Подольском университете были созданы кафедры еврейской истории и литературы.

Особой жестокостью по отношению к евреям отличались многочисленные повстанческие отряды (фактически банды), воевавшие с большевиками и деникинцами. Атаманы Ангел, Волынец, Гончар-Батрак, Дьяков, Зеленый, Казаков, Ляхович, Мордалевич, Огородников, Сокол, Соколов, братья Соколовские, Струк, Тютюнник, Шепель и другие «прославились» кровавыми погромами. Почти все общины Подолии и Киевщины пострадали в результате их бесчинств, которые приняли наибольший размах в Немирове, Тульчине, Тростянце, Ямполе, Шаргороде, Красном, Ладыжине, Балте, Рыбнице (ныне на территории Молдовы), Браилове, Жмеринке, Литине, Пиляве, Староконстантинове, Деражне, Погребище, Межигорье, Михалполе, Калиновке, Хмельнике. В Брацлаве члены банды Волынца убили и ранили в начале мая 1919 г. около 200 евреев. В Брусилове было уничтожено все еврейское население, в Гайсине погибло 152 человек, в Дубно (Волынская губерния) число погибших и раненых достигло 300 (всего в этом городке проживало около 900 евреев). В Радомысле бандиты Дм. Соколовского перебили около 400 евреев.

Жестокие погромы устраивал атаман Зеленый, первоначально сотрудничавший с Красной армией. В апреле 1919 г. один из его приспешников расстрелял 30 евреев в Василькове. Входивший в банду Зеленого отряд атамана Клименко захватил в районе Межигорья два парохода; 94 пассажира-еврея были утоплены в Днепре. Во время налета объединенных сил Зеленого на Куреневку (предместье Киева) погибло 15 евреев, 20 получили ранения. Большевики направили против банд Зеленого карательную экспедицию, изгнавшую их с Киевщины, но в конце июня 1919 г. они овладели селом Триполье, где разбили присланный из Киева отряд рабочих. Среди попавших в плен бойцов этого отряда была группа киевских комсомольцев, в основном евреев (около 100 человек); их утопили или расстреляли (спаслись шесть человек; этот эпизод вошел в историю как «трипольская трагедия»). Продолжая набеги на города и местечки, бандиты Зеленого убили 20 евреев в Ржищеве, 20 — в Переяславе, 25 — в Кагарлыке, около 150 — в Юстинград-Соколовке (за то, что община не смогла уплатить наложенную на нее контрибуцию), около 400 — в Погребище. Лишь в сентябре 1919 г. Зеленый был окончательно разгромлен.

В начале мая 1919 г. на юге Украины вспыхнул антибольшевистский мятеж Н. Григорьева, бывшего командира дивизии Красной армии. Его сторонники захватили целый ряд городов и местечек, повсеместно учиняя еврейские погромы: в Елисаветграде они уничтожили по меньшей мере 1325 человек, в Радомысле — около тысячи, в Черкассах — около 700, в Тульчине — 520, в Умани — 550, в Брацлаве — 240, в Фундуклеевке (на Киевщине), где жили около 500 евреев, — 170, в Смеле — свыше 80, в Каменке — 75, в предместье Екатеринослава (во время боев за город) — свыше 150, и т. д. В конце мая мятеж был подавлен.

На значительной части территории Украины действовали выступавшие под анархистскими лозунгами отряды Н. Махно, численность которых достигла 40 тыс. человек. В 1919 г. — первой половине 1920 г. они сражались главным образом против деникинцев (зачастую во взаимодействии с Красной армией, а иногда в ее составе), с осени 1920 г. — против большевиков. Значительное влияние оказывали на махновцев лидеры анархистской организации «Набат», базировавшейся в 1919–20 гг. в Харькове, в особенности Всеволод Волин) — председатель Военного революционного совета движения, его главный идеолог и ближайший сподвижник Махно. Среди махновских лидеров было еще несколько евреев: начальник контрразведки движения Л. Задов (Зиньковский; 1893–1937), П. Турчанинов (Лев Черный; 1875–1921), командир бригады М. Чередняк (1883–?), член редколлегии газеты «Набат» И. Гутман (партийная кличка Эмигрант), А. Канторович (Барон), командир группы А. Клейн (1891–1921), редактор газеты «Путь к свободе» И. Теппер (Гордеев) и другие.

Н. Махно и все руководители этого движения осуждали антисемитизм и активно боролись с еврейскими погромами, принимая против их участников самые суровые меры (вплоть до расстрела). В феврале 1919 г., например, созванный махновцами Гуляйпольский районный съезд Советов принял резолюцию «против грабежей, насилий и еврейских погромов, чинимых разными темными личностями, прикрывающимися именем честных повстанцев». В апреле 1919 г. Махно лично застрелил коменданта железнодорожной станции Большой Токмак за то, что тот вывесил транспарант «Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батько Махно!». В мае 1919 г. были расстреляны 22 махновца, учинившие кровавый погром в еврейской сельскохозяйственной колонии Горькая. Махно издал ряд приказов и воззваний, направленных против погромов. Тем не менее, рядовые махновцы были настроены антисемитски и в ряде случаев (например, летом 1919 г. в Александровске) устраивали массовые убийства евреев.

Тяжелым бедствием стал для евреев поход на Украину войск генерала А. Деникина, прежде всего Добровольческой армии. 24 июня 1919 г. она заняла Харьков, 31 августа — Киев; в начале сентября деникинцы контролировали всю Восточную Украину, за исключением тех районов Подолии и Волыни, которые находились под властью Директории. Солдаты Добровольческой армии, особенно казаки, повсеместно устраивали погромы под лозунгом «Бей жидов, спасай Россию!». В Фастове они уничтожили свыше 1300 евреев, в Черкассах — около 150, в Смеле — 130, в Монастырище — свыше 120. Убийства сопровождались изощренными издевательствами, массовыми изнасилованиями и грабежами; многие еврейские местечки сжигали дотла. В сентябре–декабре 1919 г. в Киеве почти ежедневно происходили грабежи, убийства, изнасилования. Отступление деникинцев на юг в конце 1919 г. — начале 1920 г. (после взятия Киева большевиками 16 декабря 1919 г.) через Киевщину, Подолию и Херсонщину также сопровождалось повальными погромами, перераставшими в поголовное истребление еврейского населения: только в местечке Кривое Озеро Подольской губернии в декабре 1919 г. было вырезано около шестисот человек. В большинстве случаев деникинские погромы носили организованный характер; ими руководили офицеры, издававшие приказы о борьбе с «жидами» или «жидовскими комиссарами» и выпускавшие листовки соответствующего содержания. Всего деникинцы учинили на Украине не менее 296 погромов и нападений в 267 населенных пунктах и на железной дороге. Оголтелую юдофобскую пропаганду вели группировавшиеся вокруг Деникина крайне правые партии и организации (Союз русских национальных общин, Русское собрание и другие); антисемитские статьи печатались не только в черносотенных газетах «Киевлянин» и «Вечерние огни», но и в кадетской «Заре». Распространению погромных настроений способствовали публикации, которые готовили отдел пропаганды Особого совещания (квазиправительства при Деникине) и Осваг (Осведомительное агентство — деникинская контрразведка).

Многие евреи, особенно зажиточные и религиозные, надеялись, что Добровольческая армия восстановит на Украине порядок, свободу частного предпринимательства и вероисповедания. 8 августа 1919 г. представители еврейских общин Екатеринослава, Харькова, Таганрога и Ростова-на-Дону обратились к Деникину с верноподданническим письмом, в котором приветствовали Добровольческую армию как «избавительницу» от гнета пролетарской диктатуры и выражали готовность помочь ей деньгами и людьми, а также просили подтвердить специальной декларацией равноправие еврейского народа (как это сделал А. Колчак в Сибири); Деникин отказался удовлетворить эту просьбу. Тем не менее в октябре 1919 г. в Киеве был создан Еврейский комитет содействия возрождению России, в который вошли (как частные лица) общественные и политические деятели различной ориентации — от религиозных ортодоксов до социалистов. В воззвании комитета указывалось, что еврейство «кровно заинтересовано в победе начал государственности над диким разгулом классового и национального террора».

В отдельных случаях деникинские генералы, заботясь о поддержании дисциплины и считаясь с общественным мнением в поддерживавших Добровольческую армию странах Антанты, издавали антипогромные приказы; так поступали, например, В. Май-Маевский, возглавлявший в 1919 г. Добровольческую армию, и командующий войсками екатеринославского направления Ерманов. Однако эти приказы не возымели никакого действия. В Белой Церкви, Корсуни, Черкассах, Конотопе, Нежине, Борисполе и других городах евреев спасали представители общественности и местное население. В сентябре 1919 г. бывший киевский городской голова Е. Рябцев, бывший член Генерального секретариата УНР А. Зарубин и другие основали в Киеве Лигу борьбы с антисемитизмом; при ней действовало Бюро юридической помощи погромленным. Несмотря на противодействие деникинской администрации, Лига выступала против погромов, требовала решительной борьбы с ними. Сбор пожертвований в пользу пострадавших от погромов организовал Евобщестком.

Сравнительно стабильным было положение евреев в Крыму, особенно в период австро-германской оккупации (апрель–ноябрь 1918 г.). В сентябре 1918 г. в Симферополе состоялся съезд представителей еврейских общин Крыма. Был учрежден Союз еврейских общин Крыма во главе с Д. Пасмаником. Функционировали и другие еврейские организации, в том числе ОЗЕ, содержавшее санатории в Ялте и Евпатории. 15 ноября 1918 г., в связи с выводом германских войск, было сформировано Крымское краевое правительство под председательством караима С. Крыма (1867–1935), опиравшееся на Добровольческую армию и англо-французские войска; министром внешних сношений стал М. Винавер. В результате притока беженцев с Украины и из центральных районов России численность еврейского населения Крыма удвоилась и достигла 100–150 тыс. человек. В апреле 1919 г. была провозглашена Крымская социалистическая советская республика, просуществовавшая до июня 1919 г., когда Крымом овладели войска Деникина; в отличие от других мест, их пребывание здесь не сопровождалось антиеврейскими эксцессами. В Крыму активно действовали сионистские организации, в том числе ячейки Хе-Халуца, созданные И. Трумпельдором (находился в Крыму в мае–августе 1919 г.); в районе Джанкоя на частной ферме еврейская молодежь проходила подготовку к сельскохозяйственному труду в Эрец-Исраэль. Летом 1919 г. в Симферополе работало Палестинское бюро, помогавшее евреям выехать в Эрец-Исраэль. В октябре 1919 г. в Балаклаве состоялось совещание сионистских организаций юга России с участием М. Дизенгофа, представителей Крыма, Киева, Одессы, Ростова-на-Дону. В 1920 г. в Эрец-Исраэль отправилась (через Севастополь) так называемая Крымская группа в составе 120 человек.

После того, как в апреле 1920 г. фактическим диктатором Крыма стал генерал П. Врангель, деятельность еврейских организаций активизировалась. Функционировали кооперативные ассоциации взаимопомощи, культурные и просветительские общества (в том числе Тарбут), школы и детские сады с обучением на иврите. Последние месяцы правления Врангеля характеризовались нарастанием антисемитизма, хотя до погромов не дошло, чему способствовало обращение в октябре 1920 г. к Врангелю Комитета защиты прав евреев, живущих в России и сопредельных странах (Комитет находился в Стамбуле), которое по сути было апелляцией к международному общественному мнению. Летом 1920 г. врангелевское Правительство юга России выступило с «декларацией по национальному вопросу», в которой заявило, что все народы России вправе определять форму правления путем «свободного волеизъявления». В ноябре 1920 г. Красная армия вновь захватила Крым. Крымский областной ревком возглавил Б. Кун, а обком большевистской партии — Розалия Землячка.

После распада Австро-Венгрии (осень 1918 г.) в Восточной Галиции возникла Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). Ее независимость была провозглашена 18 октября 1918 г. Украинской национальной радой, сформированной во Львове представителями различных партий и групп; было объявлено о равноправии национальных меньшинств и о том, что «евреи признаются отдельной нацией» (им было предоставлено 13% депутатских мест в Раде, что соответствовало доле евреев, численность которых в Восточной Галиции составляла в то время около 660 тыс. человек, в составе населения края). 1 ноября власть во Львове перешла к Раде; одновременно в Восточную Галицию вторглись войска Польши, не признавшей суверенитета ЗУНР, начали действовать легионы, сформированные из галицийских поляков. Комитет общественной безопасности, созданный еврейскими партиями и общественными организациями в эти дни, объявил о нейтралитете евреев; тем не менее некоторые из них приняли участие в украинско-польской войне. 21 ноября польские части заняли Львов и устроили трехдневный еврейский погром, убив 142 человек и разрушив 50 домов. Правительство ЗУНР переехало в Тернополь, а затем в Станислав. Война продолжалась до лета 1919 г.; Восточно-Галицийская еврейская национальная рада (высший орган еврейской автономии) настаивала на еврейском нейтралитете; ее поддержал состоявшийся 18–20 декабря 1918 г. в Станиславе съезд еврейских национальных рад края. Это вызывало недовольство как украинцев, так и поляков, однако власти ЗУНР не препятствовали созданию отрядов еврейской самообороны. 15 февраля 1919 г. еврейская милиция сумела пресечь попытку погрома в Тернополе, предпринятую украинскими крестьянами из окрестных деревень. Государственный секретариат (правительство) ЗУНР и президент республики Е. Петрушевич уделяли серьезное внимание борьбе с погромной агитацией. В марте 1919 г. было опубликовано специальное распоряжение об уголовной ответственности за призывы к еврейским погромам; тогда же к президиуму Государственного секретариата был прикомандирован представитель Еврейской национальной рады. Выходили газеты на идиш «Подолер идише цайтунг» и «Тогблат». Многие евреи вступили в Украинскую галицийскую армию, где был сформирован Еврейский курень (1200 человек) во главе с лейтенантом С. Лайнбергом, среди его солдат выделялась группа гимназистов-старшеклассников из Тернополя.

В январе 1919 г. правительство ЗУНР подписало в Киеве соглашение с правительством Директории о вхождении Западной Украины в состав УНР. Однако уже летом 1919 г. всю Восточную Галицию заняли польские войска; 25 июня 1919 г. Совет десяти (руководящий орган Парижской мирной конференции) решил включить ее в состав Польши. Весной 1920 г. польская армия захватила значительную часть Правобережной Украины, но летом того же года была вынуждена оставить ее под натиском Красной армии. Отступая, поляки иногда поджигали еврейские местечки, грабили и избивали евреев; отряды Директории, участвовавшие в походе польских войск на Украине, также устраивали погромы. Громили евреев и части Красной армии, хотя ее командование пыталось с этим бороться. В мае 1920 г. бойцы Первой Конной армии учинили погром в местечке Любар Волынской губернии, а в конце августа, отступая под ударами польских войск, — несколько кровавых погромов в Восточной Галиции, затем снова на Волыни — в Барановке, Чуднове, Рогачеве. В сентябре 1920 г. реввоенсовет Первой Конной армии расформировал за погромы шестую кавалерийскую дивизию; 153 участника бесчинств были расстреляны.

В 1920 г. на Украине продолжали действовать крестьянские банды; и на территории, находившихся под контролем Красной армии, и в районах, занятых польскими войсками, эти банды устраивали (хотя и реже, чем в 1919 г.) еврейские погромы. В конце марта 1920 г. отряд атамана Куровского учинил подлинную резню в местечке Тетиев Киевской губернии. Поклявшись по требованию атамана не щадить ни одного еврея, бандиты уничтожили сотни человек; от полного истребления еврейского населения Тетиева спасли вступившие в местечко красноармейцы.

Всего в 1918–20 гг. в 1300 населенных пунктах Украины имело место свыше 1500 еврейских погромов; в ряде населенных пунктов они происходили неоднократно: в Черняхове Волынской губернии — десять раз, в Елисаветграде — пять, в Володарке Киевской губернии — четыре, и т. п. Точные данные о числе погибших отсутствуют, поскольку многих евреев убивали на дорогах, в поле, в лесу, в поездах и т. п.; по различным подсчетам, это число составляет от 75 тыс. до 200 тыс. человек. Около 200 тыс. евреев было ранено и искалечено; свыше 50 тыс. вдов и до 300 тыс. сирот остались без кормильцев; десятки тысяч женщин подверглись насилию. В телеграмме, которую Всеукраинский комитет помощи погромленным направил в феврале 1920 г. правительствам, парламентам, еврейским общинам зарубежных стран, говорилось, что трагедия, переживаемая евреями Украины, «не имеет себе примера со времен резни Хмельницкого... Все ужасы, выпавшие еврейству за последние два столетия, в частности, все кровавые жертвы в последнюю мировую войну, бледнеют перед тем, что творится теперь».

В ряде случаев сопротивление погромщикам оказывали отряды еврейской самообороны, спонтанно возникавшие в некоторых населенных пунктах. Они не могли сражаться с частями регулярной армии, но нередко отражали нападения банд. В Богуславе, Немирове, Корсуни, Овруче, Хабном, Хмельнике еврейские дружины не раз обращали погромщиков в бегство. Настоящей боевой единицей стал еврейский отряд, сформировавшийся в местечке Голованевск Подольской губернии. Его бойцы — несколько сотен юношей — имели на вооружении не только винтовки и самодельные гранаты, но и артиллерийское орудие; отряд защищал от бандитов не только сам Голованевск, но и окрестные местечки. Активно действовала в Одессе Еврейская милиция по борьбе с погромами, насчитывавшая около 600 человек и располагавшая несколькими пулеметами. Помогали предотвратить погромы и одесские евреи-уголовники во главе с М. Винницким (Мишкой Япончиком; ?–1919).

В 1919 г. — начале 1920 г. помощь евреям, пострадавшим от погромов на Украине, оказывали главным образом зарубежные организации, прежде всего Джойнт; секция народного комиссариата социального обеспечения Украины во главе с М. Рафесом, созданная с этой целью в начале 1920 г., из-за отсутствия средств действовала малоэффективно. В 1920–21 гг. активное участие в решении проблемы жертв погромов приняли Сетмасс, ОРТ и другие некоммунистические объединения. Еврейский общественный комитет помощи погромленным (Евобщестком; идиш — Идгезком), созданный при их участии в июле 1920 г., к началу 1921 г. открыл в 22 городах Украины десять продовольственных пунктов, свыше 30 детских домов и школ, 12 профессиональных училищ и мастерских, четыре лечебно-санаторных учреждения.

С восстановлением советской власти в Восточной Украине возобновился процесс ликвидации независимых еврейских организаций. Уже в начале 1920 г. Киевский губернский революционный комитет предписал членам всех еврейских партий, работникам их учреждений и руководителям еврейских общин дать подписку в том, что они полностью сворачивают свою деятельность, а также сдать архивы, печати и наличные деньги. Аналогичные акции осуществлялись и в других местах Украины. Закрывались еврейские религиозные учреждения, их фонды конфисковывались (этим занимались созданные в 1919–20 гг. подотделы губисполкомов по «ликвидации имуществ религиозных организаций»). «Забота» о евреях и руководство их национальной жизнью были возложены на еврейские секции (см. Евсекция) при комитетах КП/б/У, создававшиеся на основании постановления ЦК КП/б/У от 18 августа 1919 г. Свою работу они начали в декабре 1919 г. — январе 1920 г.

Несмотря на революции, войны, погромы и законодательные ограничения (например, введенный большевиками в июле 1919 г. запрет на использование иврита, объявленного «контрреволюционным языком»), в 1917–20 гг. на Украине продолжала развиваться еврейская культура. Выходили еврейские газеты и журналы на идиш и русском языке, функционировали издательства «Мория», «Омманут» (Одесса), выпускавшие литературу на иврите; еврейские книги на русском языке печатали издательства Б. Фукса (Киев), Я. Шермана, «Киннерет» (Одесса). В 1918–20 гг. выходили литературные сборники на идиш «Эйгнс», «Ойфганг» (Киев), где печатались прозаики Д. Бергельсон, Дер Нистер, А. Кацизне, поэты Д. Гофштейн, Л. Резник, А. Шварцман, Кадя Молодовская, Л. Квитко, П. Маркиш, драматург И. Добрушин и другие. Летом 1919 г. была создана Еврейская историко-археографическая комиссия Украинской АН — первое на Украине научно-исследовательское учреждение в области иудаистики. На Украине в 1918 г. начала свою деятельность Култур-лиге, сыгравшая немалую роль в развитии еврейской литературы и образования.(16)

--------------------------------
(14)https://ru.wikipedia.org/wiki/
(16)https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/15410/


Рецензии