Фильм Весна, лето, осень, зима и снова весна

Философский фильм южнокорейского режиссёра Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима и снова весна» отражает цикличность в жизни людей, и цикличность в совершении ошибок. В природе всё рождается (весна), растёт (лето), увядает (осень), потом умирает (зима), потом всё повторяется. Также происходит и с людьми.

Фильм повествует о двух буддийских монахах, учителе и его ученике. Они жили в пагоде, плавучем доме, на горном озере вдали от людей. Вокруг были горы, водопады, прекрасные пейзажи. Обстановка способствовала духовному развитию.
 
Начинается фильм весной. С ней ассоциировано детство ученика. Старший монах обучал мальчика врачеванию, посвящал в буддизм. Однажды мальчик проявил детскую жестокость: привязал камень к рыбке, к лягушке и к змее, и отпустил их. Эта забава его очень развеселила. Учитель это всё видел, и решил проучить мальчика, привязав камень к его спине, когда тот спал. Проснувшись, мальчик стал просить снять с него тяжёлый камень, но учитель сказал: «Иди и освободи всех животных от тяжкого бремени. Тогда я сниму с тебя камень. Но учти, если кто-то из них умрет, ты будешь носить камень на сердце до конца своих дней!» Мальчик нашёл этих животных и выяснил, что рыбка умерла, лягушка осталась живая, змея умерла. Увидев это, мальчик заплакал. Эта ошибка стала предтечей его дальнейших более серьёзных ошибок в жизни.

Наступило символическое лето. Мальчик вырос и стал юношей. К пагоде прибыла женщина с больной дочерью и оставила её для излечения. В процессе лечения девушки юноша общался с ней, у него возникло к ней влечение. Однажды под влиянием похоти он вступил с ней в интимную связь, и это повторилось несколько раз. В один из таких случаев их обнаружил учитель. Ученик стал оправдываться, говоря, что поступил дурно. Учитель ответил: «Это произошло само по себе. Такова природа».  Сразу выяснилось, что девушка уже выздоровела,  учитель стал отправлять её домой. Ученик стал возражать, что ей нельзя уезжать, на что в ответ услышал: «Похоть вызывает желание обладать, а это желание пробуждает намерение убивать». Учитель увёз девушку на берег и отправил домой. Его ученик не смог пережить расставание с возлюбленной и покинул своего учителя, прихватив с собой статуэтку Будды.

Пришла осень. Спустя годы, живя в мире людей, бывший ученик убил свою жену из ревности и гордыни – за то, что она ушла к другому мужчине. Тем самым оправдались слова его учителя. Ученик лишённый душевного покоя, полный ненависти и злобы, скрываясь от правосудия, вернулся в пагоду. «Был ли ты счастлив?» – спросил его учитель, – «Мир людей стал для тебя невыносим?» Ученик ответствовал: «Оставьте меня, учитель! Неужели Вы не видите, как я страдаю?!». После этого он объяснил, что с ним произошло. Учитель ему сказал: «Порой нам приходится отдавать то, что мы любим. То, что нравится нам, может понравиться и другим».

Ученик попытался совершить нечто похожее на самоубийство перед статуей Будды, заклеив глаза, нос и рот бумагой, на которой написал: "закрыть". Учитель, обнаружив это, побил его палкой, приговаривая: «Безмозглый юнец!», и привязал, подвесив на верёвке. Чтобы вернуть душевный покой своему блудному ученику, старик сказал: «Хотя ты легко убиваешь других, тебе самому не удастся уйти далеко». Затем он велел ему вырезать ножом, которым тот совершил убийство, на деревянном полу плота иероглифы текста священного писания – «Сутру сердца». «Вырежи эти иероглифы. И вырезая каждый из них, изгоняй гнев из своего сердца». «Сутра Праджняпарамита»  – «Сутра сердца совершенной мудрости» или просто «Сутра сердца» – это изложение буддийских идей совершенной мудрости; один из самых известных первоисточников буддизма Махаямы.

В это время как раз за сбежавшим убийцей прибыли два полицейских. Они назвали старого монаха Святейшим. Он попросил их: «Это Сутра Праджняпарамита. Она возвращает душе мир. Позвольте ему закончить». Они позволили убийце доделать задание учителя. Сам учитель кошачьим хвостом в качестве кисточки рисовал иероглифы чёрной краской на полу. А убийца-ученик вырезал Сутру вначале с гневом и злостью, а затем с успокоением и усталостью. Он трудился день и ночь до утра. Ему даже полицейский помог – свечу ночью держал. Как только ученик закончил, он отключился и заснул. На следующий день полицейские помогли Святейшему раскрасить разноцветными красками вырезанные иероглифы. После этого они повезли на лодке преступника, но не стали ему надевать наручники.

В этот момент выяснилось, что Святейший обладал сверхъестественными способностями, которые он получил в результате своего духовного совершенствования. Он своей волей остановил лодку, когда полицейские увозили его ученика. Как только его ученик оглянулся, он попрощался с ним, и лодка сразу поплыла. Затем учитель усилием мысли закрыл ворота у пристани, а лодку заставил саму приплыть к нему (по сюжету можно предположить, что он делал это и раньше, когда наблюдал за учеником). После этого он заклеил глаза, уши и рот с носом бумагой, на которой написал: "закрыть". После этого он совершил самосожжение. При этом от лодки отплыла змея.

Возможно несколько трактовок этого действия. Первоначально акт самосожжения можно было бы трактовать как самоубийство. Самоубийство в буддизме практикуется, но осуждается. Оно только преумножает страдания, ухудшает карму. Только самопожертвование ради блага окружающих может оправдать суицид. Но в фильме нет такого оправдания. Развивая идею самоубийства, нужно как-то его объяснить. Возможно следующее объяснение. Учитель не смог направить своего ученика по духовному пути, не научил правильно жить и любить. Несмотря на духовное воспитание, его ученик остался жестоким злобным эгоистом. Старый монах покончил жизнь самоубийством, потому что не справился с задачей воспитания своего ученика. Своим поступком он испортил свою карму и после смерти превратился в змею, а точнее – символически его душа перешла в тело змеи. То есть в результате реинкарнации его душа перешла на более низкий уровень развития. Он себя так наказал.

Возможно качественно другое объяснение. Учитель мог знать момент, когда он умрёт, и он сделал так, чтобы его тело сразу сгорело. Тогда самоубийства не было. Его тело сгорело после смерти.

Наступила зима. Много лет спустя зимой ученик после мирского наказания возвращается к озеру. Там он прощается с останками своего учителя и располагается в пагоде. Изо льда он создаёт статую Будды и в неё вкладывает особые камни, оставшиеся после сгорания его учителя. По книгам он начинает осваивать боевое искусство, тренирует и закаляет своё тело и дух. А в доме в это время живёт змея.
 
Вскоре в пагоду пришла женщина с закрытым лицом, принесла ребёнка, оставила его, а когда уходила, упала в прорубь и утонула. Началось таяние льда, ледяная статуя Будды растаяла, и камни – останки учителя унесло водой в озеро. Ученик вытащил из проруби труп утонувшей женщины. Затем мучимый совестью, с камнем на сердце после детских жестоких поступков и убийства в зрелом возрасте бывший ученик привязал к себе тяжёлый камень, взял статую Будды и потащил их, преодолевая препятствия, на вершину горы. Там он поставил статую и помолился в медитации.

Наступила символическая весна. Бывший ученик стал учителем, а оставленный у него ребёнок стал его учеником. Спустя несколько лет мальчик совершил ошибки такие же что и его учитель в детстве. Балуясь, мальчик проявил жестокость, и засунул камушки в рот рыбке, лягушке и змее. При этом он радовался своим жестоким забавам, также как много лет назад вёл себя его учитель. За всем этим с вершины горы у озера наблюдала молчаливая статуя Будды. На этом закончился фильм.

Прокомментируем некоторые интересные моменты фильма.
С точки зрения буддизма, ученик, вернувшись к учителю, возможно, пытался сделать практику пховы, также как и его учитель при самосожжении. Это практика направленного безвозвратного переноса сознания из тела. Овладение практикой пхова даёт возможность переродиться в одном из высших миров и выйти за пределы сансары. При этом некоторые естественные отверстия тела блокируются (бумажки с мантрами в фильме), поскольку считается, что сознание попадет в низшие миры в неблагом перерождении, если покинет тело через них, а не макушку. Это практика переноса сознания в момент смерти в Чистую землю будды Амитабхи.

Ученик, осуществляя практику пховы, не закрыл уши. Это может трактоваться так, как если бы он захотел после смерти родиться в мире полубогов, которые в буддизме противопоставляются богам. Полубоги, завидуя богам, проявляют гнев и гордыню. Возможно, именно за это учитель поколотил ученика. Сам же учитель, осуществляя эту практику, уши закрыл. И его сознание в момент смерти через макушку могло перенестись в Чистую землю будды Амитабхи, или в один из других высших миров.

Изо льда ученик вытащил шарира – это стеклообразные частички, остающиеся после сожжения тел будд, архатов, просветленных, святых, которые в дальнейшем используются для поклонения в буддизме. Образование шарира можно объяснить естественным образом. Возможно, что шарира – это камни мочевого пузыря или камни в почках, которые остаются после кремации. При определенных температурных условиях человеческие кости кристаллизуются. Шарира могут быть результатом этого процесса. В химическом анализе шарира содержат вещества из кости и камня, но обнаружены также волосяные, мясные и кровяные шарира. Некоторые шарира могут быть образованы из небольших костей, которые остались относительно сохранными при кремации. Вероятно, что после кремации шарира присутствуют в любом из человеческих останков, так как различий между строением тела высокоразвитых буддийских мастеров по сравнению с мирянином нет. Только буддисты на них обращают особое внимание и используют в качестве реликвий.

Фильм очень многослоен. В нём много символов. Некоторые из них могли быть недоработаны. Поскольку это кинематографическое произведение, то оно может реализовывать задумки автора, при этом может не точно отражать религиозное или философское учение.

В фильме есть символические двери. Такая дверь разделяет спальню от молельни в пагоде. Ворота у озера символически разделяют монашеский мир от внешнего мира. Весной в домике на плоту обитала собака, летом – петух, осенью – белый кот, зимой – змея, новой весной – черепаха. Судьба собаки не показана – она лишь мельком появляется весной в детстве мальчика. Летом юноша, покидая учителя, увозит с собой петуха и отпускает на свободу. Осенью полицейские увозят ученика вместе с котом, которого потом отпускают. Зимой в пагоде обитает змея. Новой весной новый ученик в пагоде забавляется с черепахой. Эти животные могут что-то символизировать.

В фильме много мыслей и идей. Но через фильм проходит основная мысль, что на следующем цикле развития в природе и у людей всё повторяется. Новое поколение людей совершает такие же ошибки, что и предыдущее поколение. Ошибки у молодёжи могут быть даже хуже, чем у их предков. Говорят, что история учит тому, что ничему не учит. Люди постоянно встают на одни и те же грабли. И остаётся открытым вопрос: когда же люди поумнеют и начнут учиться на ошибках своих предков?


Рецензии
Очень многие люди не учатся даже на своих собственных ошибках, что уж говорить об ошибках предков:) Чаще всего они говорят:"Вот если бы вернуть время назад, то я бы не сделал то-то и то-то". Они имеют в виду, что не повторили бы своих прошлых ошибок. Я думаю, что они правы - тех самых ошибок они бы не повторили. Они бы понаделали других:) БОЛЬШОЕ СПАСИБО Вам за Ваше творчество! Очень понравилось!

Светлана Ложечник   04.08.2020 21:29     Заявить о нарушении
Да, есть такое.
Спасибо!
С уважением.

Владимир Алексеевич Ильин   21.08.2020 00:50   Заявить о нарушении