ВАгошков ОЕВ Орёл. Святочные народные празднества

1903г. Епархиальные Ведомости.

Святочные народные празднества в Орловской епархии.

Святки на Руси с незапамятных времен считаются самым веселым праздником как среди интеллигентныхъ людей, такъ и у простонародья. Простой народ в своем веселье проявляет гораздо больше оживления  и неподдельной радости, чем всякое другое сословие. Своеобразный широкий и шумный разгул, которым наполнены все Святки, начиная с 25 декабря и кончая праздником Крещенья, побуждает наших крестьян с особенною радостью и нетерпением ожидать этого праздника и задолго готовиться к нему. Правда, многое… утратило теперь свою прелесть и даже совершенно забылось, но многое еще твердо держится среди простонародья и свято хранится, передаваясь из рода в род. Еще доселе в наших селах ко Времени Святок приурочивается масса различныхъ удовольствий, развлечений, игр, обрядов. обычаев, гаданий, примет и поверий.

Но богатство святочных празднеств, конечно, далеко не везде одинаково.   
„Что ни губерния, то поверье, что ни городъ, то норовъ", говорить русская  пословица.  Так и в данном случае: в разных местностях России есть, понятно, и свои особенности в святочных торжествах.

Празднование Святок среди крестьян какъ в нашей епархии, так и по всей почти России начинается под день Рождества Христова. В нашей епархии, в уездах Дмитровскимъ, Кромском, отчасти Ливенском и особенно в Трубчевском, это празднование открывается колядованием. В этом еще уцелевшем обычае участвуют теперь исключительно одни только дети. Древняя „Коляда", и все соединенные с нею старинные обряды совершенно исчезли. Теперь весь обряд сводится к тому, что дети-подростки ходят под окнами величать богатых хозяев с „Колядою".

Остановившись под окном, дети обыкновенно поют своеобразную песенку, начинающуюся словами: ..Коляда, коляда! Пришла коляда у такого-то двора (напр. у попова двора, или у Иванова двора)! А дальше в содержании этой песни выражаются различные пожелания домохозяевам: „Дай вам, Боже, лошадь с жеребеночком, корову с теленочком, свинью с поросеночком и т.д." Почти каждый домохозяин считает своим долгом наградить молодых благожелателей за колядованье деньгами или же съестными припасами. В этом и заключается весь несложный обычай „колядованья", известный в Кромскомъ уезде под именем „хожденья с колядою".

В Дмитровском уезде, особенно в некоторых захолустных его местностях, подростки, хотя тоже „колядуютъ" или, по местному выражению, «ломают коляду», но самый способ колядованья представляет некоторую особенность. Мальчики и девочки, преимущественно певчие, ходят в Рождественский сочельник по хатам односельчан и поют при этом песенку иного содержания. Вот, напр., некоторые своеобразно-срифмованные строфы этой песни:

„Христос рождается.
– Что въ печи жарится?
– Петух да курица.
– А за что они трудятся"?
– За свои труды.
– Подавай их матушка, сюды!»...

За это певчим и даютъ кое-что из праздничных кушаний. Замечательно, что в Трубчевском уезде, где обычай колядованья особенно развит среди крестьян, колядуют не только накануне Рождества, но даже и под Новый год. В остальных уездах нашей епархии этотъ старинный обычай или совершенно забылся, или настолько извращен, что утратил всякий смысл и не имеет ничего общего с „колядованием".

Наряду с этим вполне безобидным обычаем, доставляющим невинное удовольствие крестьянским подросткам, въ нашей епархии есть кое-где и жестокие предосудительные обычаи, совершаемые в Рождественский сочельник. Так, в Севском уезде накануне Рождества крестьяне производят избиение воробьев для завтрашнего разговенья. Эта неизвинительная жестокость оправдывается мнимоблаговидным измышленным основанием: воробьи, по народным сказаниям, при крестных страданиях Спасителя и особенно при его смерти все кричали: „жив, жив", тогда как другие птицы, напр., голуби ворковали: „умер, умер"...
 
Этим и исчерпываются особенности народной жизни в канун Рождества нашей епархии. Самое рождественское утро крестьянские дети проводят в общеизвестном „славленье Христа'', Славленье заключается во многих уездах нашей епархии в хождении по домам с вертепом и звездою, а иногда только в пении тропаря и кондака празднику. Вертеп устраивается в виде картонного с украшениями ящика, а звезда делается из бумаги величиною в аршин, раскрашивается краскою и освещается свечами.

Мальчики, ходя по селу, для важности и особой торжественности вертят звезду во все стороны. За свое пение славелыцики получают разные подарки и деньги. В день Рождества во многих уездах парни и девушки ходят по домам духовенства, землевладельцев и торговцев поздравлять с праздником и величают хозяина с семейством, за что получают в награду и благодарность угощенье. А взрослые и почтенные поселяне считают своею обязанностью посетить друг друга и взаимно угощаются, часто до избытка, водкою. При этом, в Кромском уезде при поздравлении с праздником ни один хозяин дома не позволит себе выпить последней рюмки водки, предоставляя ее обязательно гостю. Что лежит в основании этого обычая, трудно решить: простая ли любезность и вежливость, или же суеверная примета, – одно только несомненно, что это свято соблюдается всеми крестьянами…

Новый год крестьяне встречают обыкновенно разными обычаями и играми. В Севском и Дмитровском уездах принято „водить козу". В этом обычае в Севском уезде принимают участие только парни. Один из них надевает вывернутый полушубок, полусгибается, а иногда даже становится „на четвереньки", чтобы больше походить на козу. К одному из рукавов полушубка приделывается деревянная резная голова с бородою из пеньки или из хлопьев, и таким образом устраивается нечто похожее на козу.

Козу водить парень, который называется „миханошей". Другой парень наряжается журавлем и тоже одевается в вывернутый полушубок или тулуп, а в руки берет крюк. Этимъ крюком он, входя с козой в избу, клюет все, что попадается ему под руку. Коза и журавль являются  главными действующими лицами в этом обычае. Остальные парни, человек 10-15, ходят за ними по избам и поют одну и ту же песню, начинающуюся словами:

„А станьте в ряду, я козу веду!"...
Коза, согласно содержанию песни, то ляжет, то встанет, то поклонится хозяину.
Этот обычай в некоторых местах Севского уезда имеетъ несколько иной вид. Коза устраивается изъ палки, обвитой разным тряпьем и погремушками. Один из парней, замаскировавшись возможно страшнее, садится на импровизированную козу, и толпа путешествует с ними по всему селу из дома в дом с музыкой, пляской и песнями.

В Дмитровском уезде козою наряжают девушку и водятъ ее по улицам с веселыми песнями. По временам „козу" вводятъ в какую-нибудь хату, где она должна давать ответы на все предлагаемые ей вопросы.

Под Новый год по некоторым уездам, особенно расположенными на границе Курской и Черниговской губернии, довольно широко практикуется обычай, похожий на „колядованье", называемый „Овсенемъ". „Кликать Овсень", по местному выражению в Кромском уезде, ходят обыкновенно толпой подростки, мальчики и девочки, один из которых, носит за плечами мешок для сбора подарков.

При этом все участники монотонно поютъ:   

„Овсень, овсень!
Ходиль по всем,
по маленьким, по стареньким" и т. д.

После такого начала в песне следуют различные новогодние пожелания, перемешанный съ просьбами въ форме угроз: „Не дадите пирога, сведут корову за рога" и пр. За это хозяева дают ходебщикам что-нибудь из съестного, а иногда  и гонять  от дома назойливых попрошаек. 

Нечто подобное наблюдается и в Севском уезде, особенно в селахъ, граничащих с Черниговской губернией. Только там с подростками ходят по домам и взрослые девушки и, как принято выражаться на местном наречии „шандрыкаютъ", т. е. шедруют под окнами. Ясно, что этот обычай перешел с крестьянами из соседней Малороссии, где под новый год ходят „щедровать" и поют „щедривки" – песни, в которых величают хозяина. Только самое название обычая извратилось, благодаря особенностям местного жаргона.

Под Новый же год почти по всемъ уездам нашей епархии распространен чисто семейный обычай, известный подъ оригинальным названием „Касарецкого молить".

 Это название в Дмитровском уезде несколько видоизменено: вместо „молить Касарецкого" крестьяне выражаются „ломать Касарецкого". а в других уездахъ самое название совершенно отсутствует, хотя обычай в большом употреблении. Чтобы понять смысл назвавия обычая, нужно знать, в чем он состоит. Вечером под Новый год съезжаются обыкновенно зятья, каждый к своему тестю, в гости. Тесть обязательно готовить, кроме обычных угощений, поросенка, по возможности целымъ.

 Поросенокъ ставится на столе на главном месте, а около него зажигается свеча. Когда дойдет очередь угощаться поросенком, то все присутствующие встают на местах и молятся. После молитвы начинают есть поросенка, причем каждый член семьи получает заранее назначенную и раз на всегда определенную часть его: кто голову, кто ноги и пр.

Почему весь обычай относится именно к поросенку – трудно решить, а что касается названия обычая „молить" или „ломать Касарецкого'", то истинный смысл его едва ли кто понимает из крестьян. Ясно только одно, что слово „Касарецкий", очевидно,  исковеркано из „Кессарийский", т. е. св. Василий Великий, архиепископ Кессарии Каппадокийской, память которого празднуется в день Нового года, 1 января.

„Молить Касарецкого" означаетъ, как видно из самого обряда, что  поросенка едят только после общей молитвы, а название „ломать Касарецкого" произошло оттого, что в Дмитровском уезде обыкновенно один из зятьев разламывает, „ломает" поросенка на части и роздает всем присутствующим.

(Вспомнить партизанку Митенкову и её слова о Касарецком в моей книге «Тросна».-В.А.)

На самый день Нового года в Трубчевском и Севском уездах, а равно в Елецком и Ливенском, на границе Тульской губернии

(до начала ХХ века Ливенский уезд граничил с Тульской губернией, с его Новосильским и Ефремовским уездами; ныне это Краснозоренский (видимо, часть) и Новодеревеньковский районы Орловской области.-В.А.)

существует обряд „засевания" зернового хлеба в залог плодородия в наступающем году. Утром, во время обедни, домохозяева приносят в избу сборных или чистых семян и, разбрасывая их по полу, приговариваютъ:
«А сето, сето на новое лето».

Иногда это делают дети. Разбрасывая зерна ярового хлеба, они говорятъ:
„Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещенный".
Старшая женщина в дому собирает с пола зерна и хранит их до посева.

В Крещенский сочельник, на так называемые в народе „свечки", крестьяне повсеместно свято соблюдают общеизвестный благочестивый обычай „закрещиванья" разных предметов домашнего обихода – дверей, окон и пр. Для этой цели все поселяне стараются донести до своего дома горящую свечу после вечернего богослужения и, входя в дом, выжигают на разных предметах крестики для предохранения от нечистой силы. Затушенные свечи тщательно берегутся в каждом доме в течение целого года, как предохранительное средство от разных несчастных случаев, особенно от пожаров и отъ воровства.

Ночью, накануне Крещения, в большинстве наших уездов, и особенно в Ливенском, Кромском, Дмитровском, Трубчевском и Болховском, среди крестьян практикуется хождение за так называемою „полунощною водою". Для этого в полночь отправляются на реку к проруби. В это время, по народному поверью, должна всколыхнутся вода, которую тотчас же нужно почерпнуть с благоговейной молитвой. „Полунощная крещенская вода", как думают крестьяне, имеет чудесную силу. Если заболеет человек и болить долго и трудно, находясь между жизнью и смертью, то стоит только дать такому больному „полунощной воды'', и его положение определится: если ему суждено выздороветь, то он быстро начнет поправляться. В противном случае еще скорее помрет и избавится от мучений.

Эта вера в свойство „полунощной воды" ускорять исход затянувшейся болезни – особенно твердо держится среди простонародья, но в некоторых местностях нашей епархии этой воде приписывается вообще целебная сила от разных недугов.

В день Богоявления повсеместно почти распространен среди крестьян обычай купаться в реке, после водосвятия, для здоровья. Обычай этотъ коренится в глубокой народной вере в целебную силу священной воды. В Дмитровском уезде, поэтому привозят „на Иордан" так называемых „кликуш", т. е. больныхь женщин, страдающих, по народному убеждению, от порчи колдунами, или, по местному выражению, „знакулями". После освящения воды, когда разойдется с реки весь народ, „кликуш" раздевают и окунают в «Иордан». Потом на них надевают чистое белье, и болезнь, по вере поселян, должна пройти. Нередко, однако, такое купанье при крещенском морозе вместо исцеления кончается смертью, или же ещё более тяжким недугом. Часто и здоровые купальщики на всю жизнь делаются калеками.

Святки…
Молодые люди среди игр и веселья выбирают для себя суженых, старики вспоминают былое доброе время, а старушки помогают молодежи своим опытом в различных гаданиях. И все это совершается преимущественно вечерами в шумных многосемейных собраниях, начиная с 25 декабря и кончая 5 января. В течение этого времени молодежь ходит „ряжеными", т. е. маскируется, играет в соседи, сходится по избам на вечеринки, или на улицах водит хороводы, катается с горы или на лошадях и, наконец,  устраивает различные гадания. Особенно развиты среди крестьянской молодежи святочные гаданья, совершаемые в разное время.

Такъ одни гаданья совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приурочиваются ко сну. По наивным догадкам люди хотят узнать свою будущую судьбу. Притом большинство гаданий построено на суеверной основе, несовместимой с званием христианина, а иногда носит чисто кощунственный характер. Особенно это нужно сказать о такъ называемом „навождении зеркал". Это гаданье совершается обыкновенно в полночь, при тусклом комнатном свете, при всеобщем молчании. Для этого гадающие избираютъ уединенную комнату, берут два зеркала: одно больше, а другое поменьше, большое зеркало ставят на столе, против него маленькое: по краям зеркал  зажигают свечи. Гадающая девушка снимает с себя крестъ, садится пред зеркалом и внимательно смотрит в него. В это время в зеркале будто бы иачинают показываться одно за другим 12 зеркал. Какъ скоро будут „наведены зеркала", то в последнем из них должен отразиться загадываемый предмет.

Кроме гаданий, сильно развита в селах картежная игра на деньги. Часто для этой азартной игры парни откупают у какого-нибудь бобыля хату на все Святки и по целым ночам играют в карты, спуская иногда последнюю одежду с себя и проигрывая весь трудовой заработок. Мало того, в Ливенском, Елецком, Кромском и Малоархангельском уездах процветают до настоящего времени и по многим селам и даже в самых городах жестокие святочные развлечения, в которых сказывается грубая наклонность к бесчеловечным кровавым удовольствиям.

Мы разумеем кулачные бои, травлю собак и бои петухов и гусей. Эти предосудительные обычаи часто оканчиваются увечьем людей на всю жизнь, а при травле собак и бое птиц – крупными скандалами и дракою между их владельцами, не говоря уже о бесцельном мученье животных и птиц.

У наших поселян существует общее поверье, что с вечера под Рождество начинаются бесовские потехи, и что нечистая сила прилетает тогда на землю. Ведьмы будто бы сдружаются с злыми духами, летают на шабаш, скрадывают с неба месяц и звезды и пр... Относительно Святокъ крестьяне наши замечают:
«темные святки – молочные коровы; светлые святки – ноские куры».

Если под Рождество будет звездная ночь, то будет много ягнят; а если много лают собаки, то в течение года будет много пожаров. Если следы от лошадей на снегу после водосвятия на Крещенье окажутся черными, то будет урожай гречихи и расплодится много мух. Если на Крещенье будет метель особенно крупными хлопьями, то следует ожидать хорошего урожая и т. д.

Каждый пастырь знает своих прихожан и видит, что предосудительного есть в их обычаях и что необходимо вывести из употребления. Там, где сохраняются указанные нами вредные для религии и нравственности народные удовольствия и развлечения, он постарается уничтожить их или видоизменить в невинные, а где сказывается одно безобидное веселье, там не нужно никакихъ запрещений.
Личный пастырский опыт, а иногда и сама жизнь продиктуют ему, как поступить в том или ином случае. 
Л. С-инь.

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель, 2019г


Рецензии