ФИРА

В шесть утра мы приехали в Хайфу (ну ладно, пришли - теплоходы же ходят по морю, а не ездят!). "Ночь туда день там, ночь обратно!" - говорил гид, и так оно и вышло. Оттуда нас на автобусах повезли по всему Израилю. Вифлеем, Иерусалим, Голгофа, Виа Долороса - вся обязательная программа. Именно так, на один день, сюда привозили русских туристов с Кипра: ускоренное ознакомление с зарождением христианства. Вот тут Он родился, тут крестился, тут собирал единомышленников, здесь прочитал знаменитую проповедь, вон там Его искушал дьявол, а там судили, а там распяли, и так далее и так далее.

Автобус был заполнен под завязку. Это было лето 2008-го, но мы пока не понимали, что кризис уже здесь, что ещё месяц-два - и весь мир так накроет, что мало не покажется. Мы беззаботно тратили свои честно заработанные десятки тысяч рублей. Сувениры, сувениры, снова сувениры... В фотоаппарате закончилось место для фотографий - я спешно стирал старые и снова снимал. Деньги мои закончились чуть раньше, но в отличие от фотоаппарата, освободив место в портмоне, я не получал новых.

Наша экскурсовод(ка), которая была родом из Одессы, то болтала, не умолкая, то вдруг говорила, что мы не должны выглядеть как организованная туристическая группа, иначе у неё отнимут лицензию.
- Вот там было можно, а сюда уже организованным группам нельзя. Или можно, но тут свои гиды, и я не смогу вам ничего рассказывать, а они затребуют такой гонорар, что лучше вслух не произносить! А у меня ещё и лицензию отнимут.
И мы послушно делали вид, что знать не знаем, кто эта дама в красной панаме рядом с водителем и с микрофоном в руке.

После обязательной программы нас повезли на обед. Еды было много и она была невкусной. Ну, на мой капризный вкус. Я вышел на улицу и тут же наткнулся на араба, который стал предлагать мне купить у него чудом сохранившиеся лоскутки плащаницы Иисуса Христа. Это было так нагло, что я даже рассмеялся. Он сделал вид, что обиделся, потом тоже заулыбался и отошёл.

Через полчаса нас погрузили в тот же автобус и загадочно пообещали встречу с прекрасным. Ещё через полчаса автобус остановился перед ювелирным заводом. Тут я понял, что именно за это мы с женой заплатили по 375 евро, когда нам сказали, что будет экскурсия по святым местам Израиля. Вот что по-настоящему свято для организаторов! Кстати, хорошо, что мы отдали дважды по 375 (за каюту без иллюминатора), а не по 475 (за возможность смотреть на ночное море без единого огонька). Мы сэкономили двести евро - и это всё, что у меня осталось до конца отпуска.

Фабрика по производству "прекрасного" была великолепна! Всё сверкало и искрилось, жена расстроилась, сказала, что чувствует себя нищебродкой, лузершей и чужой на этом празднике. Я же был радостен, возбуждён и ироничен. Потому что увидел ценники. Самое дешёвое "прекрасное" стоило не менее 700 (семисот) евро. Даже если бы я захотел, всё равно не смог бы купить ничего. Ну, может, какую-то золотую капельку на тончайшей цепочке. Но там были в основном бриллианты, бриллиантики и бриллиантищи.

Залы были огромны, витрины неохватны, продавцы (пардон, менеджеры) легко и непринуждённо гнули покупателей в дугу. Все отлично говорили по-русски. Мне досталась Фира. Фира была пожилой, лет семидесяти пяти, женщиной, маленькой, сухой, в глубоких морщинах, в гигантских очках, со вкусом одетой, и, как ей казалось, умением заставить покупателя уйти с покупкой. Она не знала главного: у меня не было денег.

Но. как выяснилось, и это не помеха! Мы долго общались, она рассказывала о кольцах и серьгах, объясняла "за форму и за размер", говорила, что если я куплю "вот это кольцо, то жена никогда уже не уйдёт к другому", я тут же начинал демонстративно умолять жену примерить это кольцо, потом другое, потом кулоны, серьги... В конце концов жена развернулась и ушла, правда, не очень далеко - контролировала, чтобы я, не дай Бог, не купил какое-нибудь "прекрасное". Мы остались с Фирой почти с глазу на глаз.

- Если вы купите это кольцо сейчас, то наша фабрика сделает скидку, - говорила Фира. - Только сегодня - для россиян особые условия. Минус десять процентов!
- Нет, - говорил я. - Это слишком дорого.
- Хорошо, - легко соглашалась Фира, - дорого, понимаю. Но наш босс может скинуть ещё десять процентов, и уже получается двадцать. А? Как вам такое? Я умею договариваться, а?
- Хм-м-мм... - говорил я, и видел краем глаза, как начинает нервничать жена. - Хм-м-ммм.. Всё равно дорого...
- Слушайте, это же бриллианты! Они не могут стоить дёшево! А я, как человек, который умеет выживать, говорю вам: какое-то время будет тяжело, но зато вы будете с бриллиантом!
- Олег, - говорила жена издалека, у неё не выдерживали нервы. - Остановись, пожалуйста! К чему этот бессмысленный разговор?
- Подожди, - отвечал я ей. - Фира предлагает особые условия. Правда, они нас всё равно не устраивают...

- Что ж! - восклицала Фира. - Что ж, молодой человек! Я вижу, вы на самом деле любите свою жену. И я вас понимаю - она очень красивая женщина! Хорошо. Хорошо. Ладно. Специально для вас - ради вашего семейного счастья! - я сделаю то, что не делала никогда! Я откажусь от своего интереса в этой покупке. И отдам вам свою личную прибыль. Я ничего не заработаю, но зато укреплю вашу семью. Ещё минус десять процентов!
- Ого! - говорил я.
- Видите? Ради счастья вашей семьи я готова на всё. Не волнуйтесь, я умею выживать!
- Олег! - кричала жена.
- Тихо! - отвечал я ей. - Фира говорит очень правильные слова, - я поворачивался к Фире. - Спасибо, вы настоящий менеджер! Что вы там сказали насчёт сорока процентов?

Фира напряжённо улыбнулась, а потом сказала:
- Ладно. Сорок.
- И ещё плюс десять - просто потому, что я родом из Кишинёва! А это совсем рядом с Одессой!
- То есть, вы хотите взять это кольцо за полцены, - уточнила Фира.
- Да!
- Олег!..
- Спокойно! Да, Фира.
- Что ж, значит, оно вам обойдётся не в 7980 евро, а всего в четыре тысячи. Даже чуть меньше!
- Олег!!! Я прошу тебя!
- Тихо.
- Это идиотизм!
- Фира, не обращайте на неё внимания - она от счастья теряет разум. Всё прекрасно, кроме одного. У меня нет денег.
- Тоже мне проблема! Они и не нужны!
- Не понял... Вы отдаёте мне кольцо даром?
- Почти.
- Это как?
- Вы платите только сто евро.
- Так это всё была шутка с ценой за почти восемь тысяч?
- Нет, конечно! Вы платите сто евро ЗДЕСЬ. А остальное отдадите в Москве!
- Кому?
- Нашему человеку. Он найдёт вас и отдаст ваше прекрасное кольцо! Наши люди есть везде, не волнуйтесь.
- Я должен подумать...
Тут жена развернулась и ушла из зала совсем.
- Думайте быстрее, ваш автобус вот-вот отойдёт. А я как-нибудь выживу без своих процентов, я умею.

Я отошёл в сторону. И тут меня накрыло чувство стыда. Полчаса я морочил голову пожилой женщине, чуть ли не издевался над ней, вёл себя, как идиот и подонок, и ещё думал, что это остроумно. Боже, как стыдно! Я втянул голову в плечи и стал искать незаметный выход.

Тут ко мне подошёл один из туристов:
- Что, в самом деле, покупаешь?
- Нет, конечно - откуда такие деньги?
- Ну и правильно.
- Перед Фирой неудобно очень...
- Да всё нормально, это её работа. Таких шутников у неё каждый день десятки. Если бы не нравилось, давно бы сидела дома, на пенсии. Не парься.

Он ушёл а я ещё какое-то время стоял, как столб, и думал, как бы извиниться. Ничего не придумав, просто пошёл к ней, но у витрины Фиры уже не было, она отошла к коллегам и весело болтала с ними - как ни в чём не бывало. Действительно, наш дурацкий торг - всего лишь крошечный эпизод в её непростой жизни... Впрочем, она же сама говорила, что умеет выживать. Значит, действительно, привыкла к таким придуркам, всё нормально. Именно в этот момент она, продолжая разговаривать, сняла кофту. Мне показалось, что её рука чуть пониже локтя чем-то испачкана. Я присмотрелся. Там были вытатуированы мелкие цифры - синие, корявые, полустёршиеся.

Простите меня, Фира. Надеюсь, вы живы до сих пор.


Рецензии