ВАгошков 1904 Кладбища Статистика Музеи Хомяков

1904г
Кладбища. Статистика. Музеи. Хомяков. Праздники


Отчего не благоустроены сельские кладбища.

С тех пор, как Государь Император соизволил отметить на всеподданнейшем отчете Черниговского губернатора за 1895 г., что упорядочение содержания кладбищ есть вопрос, касающийся всей России, духовное начальство, в ведении которого признаны состоящими кладбища (Решение Гражд. Кассац. Деп. Прав. Сената от 10 апреля 1896 г.), принимало и принимает все меры к содержанию кладбищ в благолепном виде.

Святейший Синод циркулярным указом 30 апреля 1897 г. за №4 предписал духовенству иметь тщательное наблюдение за тем, чтобы кладбища содержались в благоустроенном, опрятном и приличном виде… сооружением, где нужно, новых оград, заборов, плетней и насыпей, насаждением деревьев, причем к покрытию расходов на это предписано приглашать частных лиц, городские и сельские общества, побуждая их к сему пастырскими увещеваниями; разрешено также уделять на благоустройство кладбищ часть церковных и кладбищенских доходов.

Многие, бывшие до того в крайне запущенном виде, кладбища обновились, приняли вполне приличный вид. Но немало есть и теперь кладбищ, собственно сельскихъ, остающихся в неблагоустроенном виде: лишенные насаждений, с обвалившимися могилами, с поломанными и покривившимися крестами, с осыпавшимся рвом или валом стоят они, доступные скоту и свиньям, и производят унылым своим видом неприятное впечатление.

Где искать причины такого печального явления и как его устранить?.. Приглашать к покрытию расходов на сей предмет частных лиц, родственники которых почивают на кладбище. Конечно, в этом отношении более всего полезными представляются заботы о кладбище лиц влиятельных в деревне и состоятельных, а не бедняков крестьян. Но что же мы видим? Все сколько-нибудь влиятельные или имеющие средства люди из сельского населения погребают близких не на сельских кладбищах, а в церковных оградах, и потому они нисколько не заинтересованы в таком или ином состоянии своего сельского кладбища.
*

Первый опыт историко-статистического описания Орловской епархии.

Ровно пятьдесят лет тому назад, в самом конце 1853 года, в Орловскую духовную семинарию прибыл вновь назначенный преподаватель философских наук, молодой иеромонах Владимир (Петров), магистр Киевской духовной академии. Сын простого казака, монашество принял на четвёртом курсе академии, 19 марта 1453 года (1853!-В.А.), и Орловская семинария была первым местом его служебной деятельности.

 Орловской епархией в это время управлял Архиепископ Смарагд (Крыжановский), бывший прежде профессором и ректором двух духовных академий – Киевской и Петербургской, человек весьма умный и учёный. С его благословения иеромонах Владимир приступил к совершенно новому для того времени труду – составлению историко-статистического описания Орловской епархии.

Сотрудниками стали – профессора семинарии Михаил Спиридонович Гуляев, священник Михаил Иванович Преображенский и ректор 2-го Орловского духовного училища иеромонах Вениамин (Быковский). Главный труд принадлежал иеромонаху Владимиру. Он посетил города Брянск, Карачев, Дмитровск, Кромы и Севск, где изучал консисторский архив. Рукопись содержала 746 страниц, всего статей – 55, 38 из них принадлежали иер. Владимиру.

Кстати, учёные описали не только действующие монастыри, но и упразднённые. Среди них был и Кромский Троицкий монастырь, о котором дал статью иеромонах Владимир. А всего упразднённых монастырей в Орловской епархии было: мужских – 34, а женских – 10.

Иеромонах Владимир описал церкви Орловского, Кромского, Малоархангельского уездов. Церкви Мценского, Ливенского, Дмитровского уездов описаны священником М.Преображенским.

Таким образом, описание Орловской епархии составленное полвека тому назад, хотя и не везде достаточно полно, однако имеет научный характер и историческую ценность. Без сомнения, составители этого описания надеялись видеть свой труд напечатанным, но эта надежда, к сожалению, не осуществилась по неизвестным для нас причинам. Скоро по составлении описания почти все составители его, за исключением священника М. Преображенского, выбыли из Орла, в другие города; одновременно с ними был перемещен в Рязань и Архиепископ Смарагд, покровительствовавший этому труду. Рукопись описания осталась у иеромонаха Владимира, как главного труженика по её составлению. В 1857 году иер. Владимир был перемещен из Орла инспектором в Иркутскую духовную семинарию, а на его место определен был магистр В.И. Попов. 

В 1861г. иеромонах Владимир был назначен инспектором Петербургской духовной академии, с возведением в сан архимандрита. 20-го ноября 1865 года он был назначен начальником Алтайской духовной миссии и строителем Благовещенского монастыря в Алтайских горах, учрежденного в 1864 г. Здесь архимандрит Влядимир явился самоотверженным исполнителем возложенной на него высоким духовным правительством задачи – распространять свет христианства среди сибирских инородцев. При нем обращено в христианство 6679 человек, причем им лично крещено 408 душ.

Архим. Владимир не щадил себя: мёрз, тонул, голодал, подолгу питался при своих поездках одними  кореньями и травами. 6-го августа. 1883 Преосвященный Владимир был назначен епископом Томским, через три года Ставропольским, еще через  три года – Нижегородским и, наконец, в 1892 г. – Архиепископом Казанским. В Казани Высокопреосвященный  Владимир скончался  2 сентября 1897 года.

После его кончины рукопись, заключающая в себе описание нашей епархии, поступила вместе с другими документами в библиотеку Казанской духовной семинарии, где она находится и ныне.
У нас же, в Орле, этот труд до последнего времени был неизвестен.
Местный историк Г.М. Пясецкий им не пользовался.   

*
Орл. Епарх. Ведомости публиковали в 1904г статьи:

1. «Церковная земля, как источник содержания для духовенства». В ней, в частности, написано: «Лучшим побуждением и примером для этого может служить культурный Запад, где, благодаря умело поставленному хозяйству, земля является щедрым и надёжным источником доходов… Напротив, у нас, в России наблюдается совершенно  иная картина. Всюду практикуется в хозяйстве крайняя односторонность посевов… поля обрабатываются у крестьян весьма несовершенными орудиями и зесеваются плохими семенами. Чрезвычайно низкие урожаи».

2. «Общение духовенства при посредстве церковного Епархиального Музея».

В частности, сказано:
«С эпохи Петровских преобразований во внутренней жизни нашего народа произошло изменение. Передовой наш класс, усвоив с западным образованием и западное отношение к своей Церкви, из опасения давления православного клира на ход общественной жизни, стремится устранить церковь от всякого влияния на внешние формы народной жизни… Церковь, помирившись со своим положением, взяла под свою опеку одну совесть, сердце, – внутреннее царство Божие. Развивавшийся после того на европейский лад строй русской жизни, оторванный от своего прошлого, расслаблял народное миросозерцание, пока, наконец, не дал нам те отрицательные результаты, которые у всех на виду.

Народ оказался без устоев, лишился рабочей энергии, обеднял материально и нравственно до вырождения в босячество и хулиганство… Русскую душу нельзя удовлетворить никакими внешними благами, когда за ними не видно хлеба духовного, и, если ей не дают последнего, она становится на себя не похожею…
Самый глубокий нерв русской национальности составляло его религиозное чувство; пока ему не будет дано полного простора для своего выражения, народный дух будет обречен на вырождение, а русское общество – на разъединение. Никакие школы, никакие учреждения трезвости не воссоединят нас, если в них не будет «духа страха Божия».

А наша интеллигенция, усвоившая внешнюю культуру, по словам Кавелина, «должна будет остаться навсегда пустоцветом» на народной жизни за то, что не изучила и не поняла требования последней.

3. «А.С. Хомяков и его заслуга для Церкви».

1 мая 1904г исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Степановича Хомякова. Это имя немного говорит нашей памяти… Кроме Хомякова, братья Иван и Пётр Киреевские, Юрий Фёдорович Самарин, Константин и Иван Сергеевичи Аксаковы.. первые ясно опознали истинные начала Русской национальной жизни – Православие, Самодержавие и Народность. Православие, как источное начало, наглядным выражением или осуществлением которого в земной жизни являются Самодержавие и Народность.
Хомякова его друг Самарин смело назвал учителем Церкви.
(О братьях Киреевских написал В.Н. Лясковский.-В.А.)

4. «Пастырские собрания как наилучшая форма взаимообщения духовенства».
Сейчас это называется семинарами.

5. «О важности и необходимости молитвы за царя и за всех во власти сущих».

Отрывок из речи, сказанной 25 мая 1904 года за литургиею в Орловском Кафедральном Петропавловском соборе:

«Переживаемое нами ныне время таково, что оно летописцем будет отмечено как одна из самых знаменательных эпох в исторической жизни русского народа, как время эпохи Димитрия Донского, как время Литовского разорения, как время Двенадцатого года, и, наконец, как время Крымской войны, Севастопольской обороны. А во многих отношениях оно и знаменательнее всех названных исторических эпох, потому что теперь, видимо, во всей своей силе, в отчаянном напряжении… предсмертной энергии-агонии, закоренелое в своем лжеверии и нечестии язычество дружно вооружилось против христианства вообще, против православия в особенности…».

6. «По поводу разъяснения узаконений касательно производства работ в праздничные дни».
Отрывок: «11 мая 1904г, доносил пристав 1 стана Орловского уезда Консистории, крестьянин дер. Рыбницы Собакинской волости А.А. Дровников, в состоянии сильного опьянения покушался лишить себя, жизни чрез повешение при след. обстоятельствах. 6 мая , в день Вознесения Господня, у них в деревне было богомолье, он с этого дня запьянствовал до 11 числа, в этот день пришла жена и начала его ругать, упрекая в том, что в доме куска хлеба нет, дети голодные плачут, а он беспросыпно пьянствует.

Затем пошла домой, привела детей, оставила их плачущих и ушла. По его словам, это его растревожило, и он побежал за лавочку к ракиткам, снял с себя пояс, намереваясь повеситься, а когда от него отняли пояс, то он говорил:
«Всё равно повешусь!»
Картина не требует пояснений. Когда же, наконец, поймёт наш добрый народ, в чём должно заключаться истинное почитание праздников?!»
…Не лучше ли освободить крестьянина от неправильного толкования закона – не производить работ в праздничные дни?!
Автор А.

7. «Знахари в деревне и необходимые меры против них со стороны духовенства». Прежде всего, уверен автор, нужно больше врачей…

8. «Отношение пастыря Православной Церкви к общественно-экономическим вопросам».

9. «Кликушество как продукт народного суеверия и меры пастырской борьбы с ним».

10. 27 июня 1904 года была освящена, строившаяся более 50 лет, Покровская церковь г. Орла. В 1863г 18 октября обвалился средний трибун с страшным шумом, а главный корпус дал трещины. Погибло 50 тыс. руб.

11. «К современным нуждам деревни». Отрывок: «Деревня наша год от году беднеет: мужичку становится есть нечего, обуться-одеться не во что, а на дворе – хоть шаром покати… Крестьянин обеднял оттого, что чересчур усилились его семейные разделы… Но «не станешь своему уступать, не миновать чужому угождать».

12. «Что может сделать сельский священник для религиозного просвещения своих прихожан?» Отрывки: «Жатвы много, а делателей мало!» – говорил своим некогда ученикам Спаситель. …Могучий третий Рим, гордый своим православием, верою своих отцов, видимо, падает, писал автор П.Чулков. Известная часть членов Церкви Христовой, так называемая интеллигенция, прикрываясь ложным знаменем «искания чистейшей, абсолютной истины», намеренно уклоняется от чистой евангельской истины, от узкого, тернистого пути ,лёгкого ига Христова, и поворачивает на широкую дорогу, ведущую в погибель, дорогу страстей и пороков испорченной грехом человеческой природы ,называя это идеалом человечества, «сверхчеловечеством».

…Предоставим с своей стороны слепцам водить слепых. Конец пути их известен. Они вместе упадут в яму. …Где же наши ювелиры духовного алмаза народного, где наши целители - Пантелеи? Их много, но они спят. Ими могут, а по совести, и должны быть каждый интеллигентный, мало-мальски просвещённый работник… помещик, народный учитель, земский врач, волостной писарь, волостной старшина… И выше всех их должен стоять священник, ответственный религиозный руководитель прихожан, впереди всех должен идти он, духовный предводитель стада…

13. Поднимали Орл.Епарх.Вед. и такую тему, как «Церковное вино».

14. «Об оздоровлении учащихся».

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель, 2019


Рецензии