Наш человек

Наш человек…
                (К 100 летию ВЛКСМ).
                «Нигде и никогда не было такого равенства пред лицом смерти, как на подводной
                лодке, где либо все погибают, либо все выживают.»
                Магомет Гаджиев,
                Герой Советского Союза, капитан 2-го ранга, подводник.
Совсем недавно, в советские времена, если в кругу товарищей – единомышленников,  появлялся новый человек ,и возникало сомнение, стоит ли его принимать в своё проверенное содружество,
знавший его выдавал характеристику и  рекомендовал одним словом – «наш человек!».
Этим всё было сказано.
Наш – значит единомышленник, надёжный, соратник, верный слову, не способный предать, ставивший «наше» выше, чем «моё».
Теперь характеристику несколько расширили: «Наш, советский человек!».
Подобных людей, с горечью отмечаю для себя, всё меньше остаётся на нашей земле под солнцем.
Мы считаем важнейшим периодом нашей жизни, без относительно каких высот ты достиг или не достиг, годы службе Родине в рядах славной Советской Армии.
И чем больше её опошляют с экрана ТВ, тем ярче и заманчивее светятся те трудные и памятные годы…
Теперь, при прошествии многих лет, когда пришла пора «итожить итоги», невольно сожалеешь, что о человеке, знавшего много лет, постыдно многого и не знал о его былом.
Таким «Наш, советский человек» для меня является Новиков Александр Иванович.
Знал его много лет, уже и не вспомнить с какого года, при разных «чинах и званиях».
 К сожалению, совсем недавно, узнал, что он моряк –подводник Северного флота, один из первых представителей Уварова на атомной ПЛ.
Александр Иванович откликнулся на мою просьбу и переслал мне скромные, «сухие» записки – воспоминания о морской службе.
И моя, более трёх лет, служба в СА протекала не на ковровых дорожках при штабе, довелось и мне побывать в «Гиблых, у чёрта на куличках», местах. Но она не идёт в сравнение с опасностью, трудностями. сложностями на ПЛ.
Признаюсь самому себе откровенно, не выдержал бы я месяцы находится в тесном, закрытом, без солнца и свежего воздуха, помещении.
Знаком с людьми многих воинских специальностей, на самом высоком пьедестале для меня находится  моряк - подводник.
Увлечённый теперь страстью поиска следов жизни интересных земляков, всегда с особым почтение и скрупулёзностью иду по следам подводников…
В жизни молодых людей советских времён много общего: « Не попал в ВУЗ, ждёт статья ВУС!».
ВУС – военно учётная статья.
Новиков Александр, как и я в1956 году «пролетел» мимо Саратовского ВУЗа, как похоронку получил маленький, серый листок: « не прошёл по конкурсу»!
Мама успокоила:»Что Бог не делает, всё к лучшему! На какие бы «шиши» я тебя пять лет содержала в городе!? Иди работать…».
О «пролетевших» моментально вспомнил военкомат и тогда ещё майор Полуянов ПИ (добрейшей души человек!)…
В ноябре 1968 года и Александр Новиков предстал перед Уваровским военкомом подполковником Полуяновым ПИ, как «пролетевший» Мичуринский ВУЗ.
« В школе мы постоянно занимались спортом, поэтому многим хотелось служить либо в десанте, либо на флоте!» - вспоминает теперь Александр Иванович.
На флоте служба тогда длилась 4 года, а молодёжь мечтает попасть на флот, лучше на подводный.
Трудно сказать – что это? Романтика или патриотизм? Скорее всего, и то и другое!
Удивительная была советская молодёжь!!.
После скрупулёзной медицинской комиссии военком объявил: «Гордитесь ребята! Вы первые из Уварова, кто идёт служить на атомные подводные лодки!».
«Отбор был жесточайший, кроме медицинского, физического состояния, проверялась вся родословная до бабушек и дедушек» - вспоминает Новиков.
Уваровский военкомат направлял на атомный флот Новикова АИ, Набережнева Владимира и Чарыкова Александра.
Обстоятельные медицинские комиссии в Тамбове, на базе ВМФ в Кронштадте и окончательное решение: Новиков, Набережнев в АПЛ, Чарыков – в надводные корабли.
Командир учебного отряда подводного плавания в Кронштадте контр – адмирал А. Надеждин лично беседовал с каждым призывником. О многом спрашивал…
Не перестаю удивляться, к 80 годам люди забывают многих встреченных на дороге жизни. Но никогда своих первых командиров!
Вспоминаю и я своё собеседование с моим первым командиром подполковником Педенко на Украине в городе Хмельницком.
Во время многодневной дороге в вагоне все уши прожужжал призывник  Пухов из Ржаксы.
«Я закончил музыкальную школу. Классно играю на баяне. Военком – друг отца. На проводах в армию за столом военком говорил отцу и мне, точно, прямая дорога в музыкальный взвод…» целыми днями твердил земляк.
Поздно ночью прибыли разношёрстной, некоторые ещё «не проветрившиеся» ,в клуб 100-го танкового полка, где нас уже ждут наши будущие командиры.
Подполковник Педенко называет фамилии и «воин» в телогрейке выходит на сцену.
«Пухов!» - вызывает подполковник с танкистскими эмблемами ( не музыкальными!).
Пухов встаёт, берёт свой «сидор», прощается со мной .
Думаю, ему хорошо в музыкальном взводе, разводы да парады, концерты в разных гарнизонах…
«Евдокимов!» - зовёт Педенко.
Поражённый, как молнией, встаю и не иду. Размышляю, что же я буду делать в музыкальном взводе? Мне на ухо наступил не медведь, целый слон…Откажусь…Не желаю служить в музыкальном – размышляю  я. Стою, как столб..
Уже повышенным голосом снова зовёт меня командир.
Обречённый, поднимаюсь на сцену, становлюсь рядом с Пуховым. Он знает, что в музыке я «не в зуб ногой».
Смотрим друг на друга с недоумением.
Командир наш  полусотню новичков ведёт в расположение части и объявляет: «Будете проходить службу в 320 Бронетанковой ремонтной мастерской!».
Я обрадован, к тому времени я уже окончил автомобильный техникум:»Слава Богу! Это моя стихия! Техника!».
Пухов унылый…
Начались занятия по обслуживанию, ремонту танков. Частенько раздавалось: «Баянист, неси кувалду!».
И « музыкант» нёс…
Теперь вспоминаю эти секунды и благодарю себя, что « не брякнул»: « Не хочу служить в музыкальном взводе!»…
Новиков Александр зачисляется в группу электриков,  Набережнев – машинистов – турбинистов.
« В середине декабря 1968 года приняли присягу. А в конце декабря на остров Даманский напали китайцы – хунвейбины ( кто постарше помнят! Компьютер помнит, поправляет меня).
Десять дней пришлось спать в одежде в обнимку с АК. Все написали рапорта с просьбой отправить защищать «пядь советской земли», остров Даманский» - пишет Александр Иванович.
« В июле 1969 года с отличием закончил учебный отряд. Более 90% выпускников направлялись служить на Северный Флот, в том числе и мы с Набережневым…
В Североморске 1, штабе Северного Флота, всех распределили по ближайшим базам. Я попал в Североморск 7, Западная Лица, Большая Лопатка.
Набержнев попал в Полярный.
Состоялась первая встреча с неласковым, холодным Баренцевым морем.
На катерах доставили на полуостров Рыбачий, где находилась теперь и моя база.
Распределили по подводным лодкам.
Я попал на одну из первых атомных торпедных лодок Советского Союза « К – 52» 627 проекта, бортовой номер 308.
Командир подводной лодки капитан первого ранга Борисенко Виталий Дмитриевич. Командиру 36 лет. Седой…
Только прослужив много месяцев, понял, какую ответственность он нёс за экипаж, всех нас…» - вспоминает Александр Иванович.
« я пришёл служить на лодку в переходный период, службу на флоте переводили с 4-х лет на 3 года.
Несколько моряков служили уже пятый год. Никакой дедовщины у нас и в помине не было.
Наоборот. «годки» старались нас научить тонкостям службы, чтобы мы получили допуск к самостоятельному несению вахты, только тогда они уедут домой…» читаю в воспоминаниях Александра Ивановича.
Подтверждаю, и я понятия не имел позже разросшейся опухоли «дедовщины».
Дружба, уважение, товарищество тогда было!
«Мой боевой пост был в 7-м отсеке на управлении гребными винтами…
Навсегда осталось в памяти первое погружение, когда за прочным корпусом через кингстоны со свистом вырывается воздух высокого давления, освобождая место забортной воде в балластных цистернах…
При погружении на предельную глубину ( для нашей АПЛ это было 300 метров) начинали потрескивать шпангоуты, что оптимизма не прибавляло…
Наш экипаж принимал участие в строительстве памятника на вершине сопки 39 морякам – подводникам с лодки «К-3», погибших при пожаре в сентябре 1967 года…
К сожалению, аварии с гибелью моряков случались, и, очевидно, будут случаться, часто…
За время моей службы наша лодка дважды была на боевых дежурствах далеко за пределами страны. Дважды принимала участие в учебных стрельбах.
За образцовое выполнение воинского долга поощрялся отпусками на родину…
В апреле 1970 года в Средиземном море готовилось учение «Океан» в честь 100 летия со дня рождения ВИ Ленина. Принимали участие все флота Советского Союза. Все типы кораблей, и АПЛ тоже.
10 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана потерпела аварию атомная подводная лодка Северного флота «К-8». При пожаре на лодке погибло 52 человека. в том числе и командир.
АПЛ пришлось потопить. ..
Н могу не добавить от себя.
Всенародная беда всегда ярко обнажает «нутро» человека каждого, отвечает на самый главный вопрос : «Наш» человек или случайный, равнодушный, «моя хата с краю»…
Беда в Бискайском заливе показала мужество, самоотверженность экипажа, верность его долгу, но и не распорядительность, безразличие и равнодушие.
Клуб моряков – подводников в Петербурге  сообщает в интернете о беде в Бийском заливе. Теперь по прошествии многих лет многое виднее видного.
8 апреля 1970 года, накануне 100 летия ВИ Ленина АПЛ «К – 8» возвращалась с учений «Океан» в Средиземном море.
В этот день в 22 часа 29 минут на АПК произошла авария в Бискайском заливе.
Командир АПЛ капитан 2-го ранга Всеволод Борисович Бессонов. Экипаж 125 человек.
На лодке возник пожар.
На АПЛ у реактора четыре офицера: Валентин Хаславский, Александр Чудинов, Геннадий Чугунов и Георгий Шоставский.
Знали, понимали, что погибнут, но свой пост не оставили, продолжали бороться с реактором.
Последние их слова:» Кислорода больше нет! Ребята, прощайте! Не поминайте лихом! Всё!».
К моменту всплытия лодки уже погибло 30 моряков. Тела вынесли на палубу.
Вышли из строя средства связи.
Заметили сухогруз. Пятью красными ракетами подали сигнал бедствия. Канадский сухогруз подошёл, потом быстро развернулся и ушёл, не попытавшись оказать помощь, хотя бы связью.
Шли вторые сутки. О судьбе лодки не знали ни в Генеральном штабе ВМФ, ни в штабе Северного флота.
10 апреля на сигнал бедствия подошёл болгарский сухогруз и обеспечил связь с  штабом Черноморского флота. Принял моряков, оказывал всякую помощь в течении полутора суток.
 Штаб Черноморского флота в течении 5 часов уточнял;»Какая лодка? Пригласите на связь командира или замполита…Сообщите координаты..»
Думали провокация накануне славного юбилея.
Через сухогруз Адмирал флота Советского Союза Горшков СФ передал приказ:»Спасите лодку!».
С  АПЛ никто не сошёл. Продолжали моряки бороться за свой корабль…
Ночью 12 апреля 1970 года лодка навсегда ушла на дно Бискайского залива.
Никакого сообщения ТАСС не передало…
24 мая 1970 года работа 16 съезда ВЛКСМ открылась минутой молчания в честь памяти погибшего секретаря комсомольской организации «К-8» Леонида Чекмарёва.
Посёлок Гремиха, база «К -8» осиротел.
Директор местной школы на свой страх и риск отменил занятия в школе в знак траура о погибших.
Капитан болгарского сухогруза потратил 5 часов, убеждая командование советского флота в гибели АПЛ. Передал открытым текстом о беде советский капитан сухогруза  Рем Смирнов.  В СССР не верили. ..Провокация…
Болгарское правительство наградило своего капитана высшим орденом Болгарии «За гражданскую доблесть и заслуги» 1-й степени.
Советское правительство истинного моряка, «нашего» человека Рема Смирнова наградило… биноклем.
Командиру «К -8» посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Члены экипажа награждены орденами…
Только через восемь(!) лет на средства моряков – подводников, ветеранов подводного флота установили памятник погибшим на АПЛ «К-8»…
Не могу с возмущением не отметить, отношение власти к «инициативным памятника», т.е поставленным, сооружёнными инициативными людьми, сослуживцами  плохое, если не сказать больше…
«Нашими» людьми был поставлен памятник у здания Уваровской милиции. Много лет стоял. Снесли не «наши» люди. Помешал!
На моё возмущение руководители города не смущаясь ответили:»А памятник нигде не зарегистрирован!...».
Большего оскорбления в жизни не испытывал…
Вековая борьба между «нашими» и не «нашими». Последние, часто побеждают.
 Могут и ответить:
«Знали, на какую службу шли! Я туда не посылал!...»…
Возвращаюсь к воспоминаниям Новикова АИ.
  Нашу лодку вернули на базу в Северодвинске  на предприятии «Звёздочка» поставили на плановый текущий ремонт для замены стержней реактора…
Когда лодку поставили в сухой док и мы вышли на верхнюю палубу, увиденное превзошло все наши ожидания. Воочию убедились, какие огромные размеры нашего АПЛ – длина более 100 метров, высота 5 –и этажный дом…
Моя служба на «К – 52» закончилась 5 ноября 1971 года…
 Радиационная защита на первых АПЛ была, очевидно, далека от совершенства.
Многие  моряки – подводники потеряли здоровье, страдаю и я.
Набережнев Владимир ушёл из жизни в 37 лет…
Моряки – подводники не забывают друг друга.
Поддерживаю связь с Бочаровым Александром Николаевичем – Северный флот, 1977 – 80гг, «К – 86» 675 проект.
Талалаевым Виктором Павловичем –Северный флот, 1970 – 1973 гг, «К -22» 675 проект…
Ушёл «на гражданку» с званием «мастер». В совершенстве знал не только обслуживаемые механизмы моего поста, но и всю лодку… Награждён знаком «За дальний поход».
Моряки всю жизнь его хранят, берегут  . Носят на лацкане выходного костюма.
Читаю в скромных воспоминаниях Новикова Александра Ивановича.
Теперь отыскиваю историю «К -52» во всё знающем интернете.
АПЛ заложена 15 октября 1959 года на Северном машиностроительном заводе.
23 декабря зачислена в состав Северного флота с базированием в Западной Лице.
Удивительно, как быстро построена, начинена всем многим необходимым такая сложная махина!
В течении 1961 года совершила 5 выходов в море. В апреле 1961 года выполнила сложный поход под паковыми льдами в районе Земли Франца – Иосифа и острова Шпицберген.
!0 апреля 1962 года на ПЛА «К-52» во время учений Северного флота произошла авария, значительно ухудшавшая радиационную обстановку, приведшую к переоблучению экипажа.
1967 – 1969годы – ПЛА «К -52» совершила 3 автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 185 суток.
Осенью 1967 года во время несения боевой службы в Средиземном море столкнулась с американской подводной лодкой, получила повреждения.
За время боевой службы «К – 52» командовали 8 командиров.
С сентября 1966 по октябрь 1973 года – командир капитан первого ранга Борисенко Виталий Дмитриевич.
Под его командованием проходил службу и Новиков АИ.
В конце 1987 года выведена из состава ВМФ, в 1996 – 97 годах утилизирована.
 
                Памяти экипажа первенца атомного флота…
О напряжённости, трудности службы на АПЛ теперь читаю воспоминания моряков, проходивших службу в те годы: « Появилась необходимость достроить корабль в ускоренном темпе. Был брошен клич помочь строителям завода. Почти полгода экипаж АПЛ работал с раннего утра и до позднего вечера без выходных.
После ужина и до 23 часов экипаж занимался изучением корабля…».
В наши дни в День моряка – подводника в интернете  ведут активную, интересную, дружескую переписку моряки – ветераны. С гордостью и достоинством вспоминают свою трудную и опасную морскую службу…
В России, Советском Союзе, в наши дни всегда уважали, гордились своим Военно – морским флотом, особенно его ударной силой атомным подводным флотом.
Здесь не служили не «наши» молодые люди!
Эти молодые люди, ежеминутно рискуя своей жизнью, защищали нашу мирную жизнь.
Достойны они признания и благодарности.
«Наши» люди, как правило, на всю жизнь остаются верными своему долгу – служить людям.
Александр Иванович вот уже 11 лет домком.
По себе знаю все «прелести» этой должности. Она требует быть требовательным и справедливым к жильцам дома, дипломатом и стойким защитником интересов дома.
Александр Иванович в полной мере справляется со своими хлопотными обязанностями. Его портрет размещали на городской Доске почёта, имеет грамоты похвальные, награждён Благодарственным письмом Председателя  областного совета муниципальных образований Кузнецовым АЮ …
К сожалению и не на пользу воспитания молодёжи, моряков – подводников редко приглашают на встречи с молодёжью , мало и близкие соседи знают ох опасной и тяжёлой службе.
Пытаюсь в меру моих способностей исправить несправедливость.
Апрель  2018 года.               
               

               


Рецензии