Пятнадцать раз отмерь

Дополнение №2 к книге Сергея Ускова «Как стать звездой?»; 

      Начинающих артистов, прочитавших книгу, можно разделить на несколько больших групп.
      К первым – относятся те, кто хочет «сделать себя сам», то есть изготовлять медийные продукты самостоятельно (сочинять музыку, песни, делать сайт, раскручиваться в Интернете и т.п.) с минимальным участием помощников и приглашенных специалистов. Причинами могут служить, как отсутствие средств, так и спорное утверждение «если хочешь сделать отлично – сделай это сам». К сожалению, такой подход редко приводит к успешному продвижению. И, если в альтернативных (андеграундных) жанрах это еще может быть хоть как-то оправданно, то в популярных жанрах – такие действия приведут лишь к «разочарованию в шоу-бизнесе».
     Ко вторым – те, кто имеет некоторый бюджет и считает, что «его дело – только выступать», а всю остальную работу – должна делать команда нанятых специалистов. Теоретически – такой подход правилен, однако – его реализация имеет место быть лишь у артистов с категорией А+ , А и, частично, В. Они действительно «только выступают», а   все остальное делают другие. Но эти «другие» – являются проверенными людьми, чей профессионализм не подвергается сомнению, поскольку людей, давно работающих в индустрии шоу-бизнеса отдельно взятой страны не так много: все друг друга знают. Однако начинающий артист, не имея никаких дружеских или профессиональных связей, не может собрать команду таких специалистов! Он вынужден обращаться в продюсерские центры (продюсирование и продвижение), к поэтам-песенникам, в студии звукозаписи, к клипмейкерам, веб-мастерам и прочим изготовителям конкретных продуктов, приходя к ним, что называется «с улицы». В результате (в самом лучшем случае!) он будет иметь на выходе тот «костюм», который демонстрировал на сцене Аркадий Райкин, читая свою юмореску. В худшем – он испытает разочарование от качества их работы настолько, что вообще перестанет что-либо делать (особенно, если закончатся выделенные на это деньги). Если же заказывать услуги у ведущих специалистов в своих областях (как гарантия качества), то это приведет к огромному перерасходу средств (при том, что средства эти – сумма со многими нулями) с получением некоего среднего результата: артист может попасть лишь в категорию С.
     Наиболее правильно – поступает третья группа артистов: они руководствуются пословицей «семь раз отмерь – один раз отрежь». Такие действия эффективны даже при небольшом бюджете; а если он велик – то в этом случае можно действительно рассчитывать на отличный результат: артист добьется востребованности, а значит и заработка, что и является целью всех стараний. Однако на этом пути – его подстерегают «подводные камни», «мель» и «штормы». Как избежать этого, приведя свой корабль к берегам богатой страны под названием «успех» я и расскажу далее.

     Если артисту ясен весь план  продвижения и схема работы (что неудивительно, если он прочел книгу «Как стать звездой?»), то следующим его шагом – будет изготовление медийных продуктов, контента, аккаунтов и сайта, а затем – реклама своего творчества (услуг).
     И, как показывает практика, именно на этом этапе такой артист допускает львиную долю ошибок, которые сводят на нет, как качество медийных продуктов, так и бюджет.
     Основная ошибка – обращение к людям непрофильных специальностей для выполнения конкретной работы.
     На деле – это означает, что вместо того, чтобы обратится для съемок клипа к клипмейкеру – обращаются к оператору или режиссеру; для записи песни к дидже;ю, а не к звукорежиссеру, для написания слов песни – к поэту, а не к поэту-песеннику, для продвижения – к человеку со множеством знакомств, а не к продюсеру и т.д.
     И это – еще в лучшем случае! Иногда обращаются просто к тому, с кем удалось познакомиться, тому, кто много и красиво говорит, кто хвалится множеством своих связей, кто берется за всё – лишь бы за это хорошо заплатили…
     В результате – истратив немалые средства, артист получает настолько серые и шаблонные продукты, что автоматически становится в один ряд с массой подобных ему – тех, кто совершил такие же ошибки…
     Итак, чтобы создать какой-либо продукт (песню, клип, концертную программу-шоу, сайт и проч.) необходимо четко представлять себе, что должно получится на выходе.
     Например, если артист желает снять клип на свою дебютную песню, то ему следует пятнадцать раз подумать: а стоит ли снимать клип, где артист представлен калейдоскопом трехсекундных сцен и который не даст никакой информации заказчикам его концертов ни о нем самом, ни о его работе на сцене. И не лучше ли – снять постановочное концертное выступление с этой песней?
     Если принято решение снимать выступление, то нужно выбрать специалиста, кто возьмется за это. Это должен быть либо хороший частный оператор (с помощником), имеющий как минимум две камеры и умеющий качественно смонтировать отснятый материал, либо фирма, предоставляющая такие услуги. Разумеется – перед этим следует навести справки и посмотреть примеры работ; иначе затея превращается в лотерею.
     При таком заказе – обращаться к клипмейкерам не стоит – даже если они и сделают неплохо, то, скорее всего их работа будет стоить дороже (и, порой намного, если обращаться в топовые фирмы).
     Однако если решено снимать клип, то, разумеется, ни о каком операторе речи не идет: клип это, по-существу, мини-фильм; а это значит, что над его изготовлением должна трудится целая команда! Продюсер (менеджер) – пишет план работы, режиссер (сценарист) – сценарий, осветители – ставят свет, техники – готовят декорации, оператор – снимает сцены для клипа, второй оператор – снимает весь этот процесс для т.н. бекстейджа, монтажник – монтирует клип и бэкстейдж из многочасового материала…
     В зависимости от бюджета и задач выбирается фирма или частный клипмейкер. Излишне говорить, что эта фирма и этот клипмейкер должны заниматься изготовлением исключительно художественных клипов – ни о каком совместительстве (фирма делает видеопрезентации, видеовизитки и… может снять и клип; клипмейкер днем – концертный агент, вечером – дидже;й; но уже снял пять клипов для своих друзей) и речи быть не может!
     Много ошибок совершается также при покупке и записи песни: нет ни одного поэта-песенника, музыканта или аранжировщика, кто не предлагал бы записать начинающему артисту «хит» (да еще и по сходной цене)! Поскольку кто ж купит и согласится потом записывать «не хит», а просто банальную песню?!
     Что такое «хит», «шлягер», «потенциальный шлягер», просто хорошая или посредственная песня подробно описано в книге «Как стать звездой?» поэтому повторятся не буду. Скажу лишь, что песня, слова, музыка и исключительные права которой стоят (вместе с записью вокала, сведением и саунд-продюссированием) в районе тысяч двадцати пяти (а то и дешевле) никак на звание потенциального шлягера не потянет. Соответственно и вкладывать в ее раскрутку десятки тысяч рублей нецелесообразно.
     Первая песня-сингл начинающего артиста может быть и неоднозначной, но она непременно должна быть яркой! Поэтому лучше записать ее одну на весь бюджет (который выделен на песни), чем записывать целый альбом серых и невыразительных композиций, приобретя их, что называется, оптом…
     Разумеется, студия, музыкант, аранжировщик и поэт-песенник должны быть известны в медийном сообществе хоть как-то; в идеале – их работы должны звучать на радио в исполнении артистов хотя бы категории С.

     У многих начинающих артистов имеется горячее желание самостоятельно изготавливать медийные продукты: желание усиливается и по причине небольшого бюджета. Они пробуют писать музыку и слова песен, делать сайты из готовых бесплатных конструкторов, самостоятельного шить сценические наряды...
     Но это допустимо лишь тогда, когда основная специальность артиста позволяет ему качественно создать тот или иной продукт! Например, если его специализацией является изготовление сайтов – то он, разумеется, может создать себе сайт сам; портной – пошить себе наряды, журналист – написать красивую биографию, видеомонтажер – смонтировать отснятый материал и т.д.
     Однако следует предостеречь от любительского экспериментирования, помня, что явить себя миру можно только один раз! Второго «первого раза» не будет…
    
     Поэтому, какой бы продукт артист не хотел создать – ему следует руководствоваться одним правилом: все продукты создаются только специалистами, имеющими по профилю своей работы основную занятость!
     А таких людей в индустрии шоу-бизнеса не стопроцентное количество; встречается немало тех, кто «и пахарь и жнец и на дуде игрец». Обычно – они предлагают услуги по «комплексному продвижению», «рекламе в соцсетях или вообще – в Интернете», «организации выступлений и интервью» и прочих подобных, довольно расплывчатых услугах. Восторгаются творчеством, много говорят и обещают, рассказывают сплетни про известных людей (почерпнутые из желтой прессы и подслушанных разговоров), небрежно упоминают о своих связях уходя, впрочем, от вопросов типа: «чем конкретно занимаетесь?» «есть ли у вас свой сайт?» «кого из артистов вы продвинули?» «почему в ваших профилях в соцсетях написано, что вы окончили кулинарный техникум и работали потом в пресс-службе масложирового комбината?»
     Восторженные отзывы на творчество начинающего артиста, гиперактивность,  множество обещаний – это повод насторожится: специалист (даже если это продюсер) никогда не выражает своих восторгов от встречи с таким артистом (он повидал слишком многое и многих) и уж тем более ничего не обещает; большинство же узких специалистов вообще предпочитают выполнить для артиста конкретную заказанную работу (например, снять клип) и забыть о нем.
     И это – нормальное поведение таких людей, поскольку в настоящее время очень трудно найти продюсера, который занялся бы комплексной работой по продюсированию начинающего артиста, пройдя с ним весь путь и выведя его хотя бы в категорию С.
     Поэтому артисту самому следует определиться с планом деятельности и этапами его выполнения, а затем – начинать создавать продукты, тщательно взвешивая свои материальные возможности, а, также изучая деятельность и работу тех, кому он доверяет их создание.

 Перед прочтением статьи настоятельно рекомендуется прочесть книгу, поскольку статья лишь дополняет ее и базируется на той информации, что уже получена читателем из книги (прим. авт.).

© Сергей Усков, 2016
               


Рецензии