Занимательная Египтология. Часть 59

Каирский музей. Часть 16

Следующий экспонат, на который обращает внимание наш экскурсовод, это огромная, почти пятиметровая статуя фараона Сенусерта Первого. Статуя  стоит на первом этаже музея. Она сразу бросается в глаза, потому что фараон выполнен в образе Бога Осириса. Известняковое изваяние было создано, чтобы украшать собой один из пилонов  в храме Карнака в Луксоре. Фараон Сенусерт Первый – это правитель Двенадцатой  Династии.

И тут же рядом не пропустите большую квадратную стелу – Столп Сенусерта Первого.  Я убежала вперед всей группы,  и у меня получилось сделать  целую серию фотографий этого шедевра искусства Древнего Египта.

Столп выполнен из известняка и украшен рельефами со всех  четырех сторон. Точная его высота 434 см и ширина 95. Когда-то давно этот столп стоял в Карнаке, в храме Бога Амона – Ра. Затем жрецы спрятали его в тайник у седьмого пилона, который нашел археолог Легрен при раскопках храма в начале двадцатого века.
Тайник был нереально огромный. В нем нашли сотни статуй фараонов, богов,  важных сановников, частных лиц, а так же стелы, колонны и другие архитектурные элементы, которые датировались началом Одиннадцатой династии и концом эпохи Птолемеев.

Сенусерт Первый был великим правителем, который не только серьезно расширил границы Египта, но и был великолепным строителем. Он строил большие памятники и создавал величественные памятники.  На каждой стороне стелы изображен фараон в объятии разных богов.

Сенусерт Первый одет в разные одежды и носит разные головные уборы. Это Немес – или царский платок, как у сфинкса или у маски Тутанхамона.  Красная корона Нижнего Египта. И двойная корона (чуть не написала «корова», вспоминаю царицу Хатшепсут, голова которой находится буквально метра через два от столпа) Верхнего и Нижнего Египта.

Так что если у вас есть минуточка, то выдохните и рассмотрите все 4 стороны столпа. Он великолепен!

А какие же Боги обнимаются с царем?

Это Бог Гор из  города Эдфу с головой сокола. Бог Атум из солнечного города Гелиополя в двойной короне. Бог Амон из Фив или Луксора. У него характерная корона из двух перьев. И Бог Птах из Мемфиса, который изображен внутри храма.

Иероглифы рядом с фигурами сообщают их имена и титулы. А так же в них содержатся пожелания долгой жизни, силы и удачи царю, имя которого заключено в картуш.
Если судить по этому столпу, то можно сказать, что искусство рельефа во время Двенадцатой династии достигло своего расцвета.  Мы видим необычайную четкость линий и изящество пропорций.

Египтологи подчеркивают, что с трудом можно отыскать равные примеры этой стеле на всем протяжении истории Древнего Египта.

Доходим до 16 зала. Перед нами черная гранитная статуя фараона Аменемхета Третьего. Вернее не статуя, а только торс.  Фараон предстает перед нами в облике первого жреца. Египтологи считают, что такая архаичная прическа не типична для изображений этого фараона. Кстати, именно необычный, тяжелый парик и привлек мое внимание к черному бюсту.

На лбу фараона раньше красовался урей – символ царской власти. Лицо статуи сильно повреждено, но даже в таком состоянии понятно, что лицо этого фараона содержит индивидуальные черты. Это лицо довольно взрослого человека. А еще, кажется, что фараон сильно о чем-то переживет.

Но, даже учитывая индивидуальные черты лица, многие ученые утверждают, что это, все-таки, обобщенный образ фараона. Идеализированный по стандартам Двенадцатой династии.

Искусственная борода тоже не сохранилась.  Наверное, все это было отбито от статуи еще в древности.

Аменемхет Третий - это фараон Двенадцатой династии. Статуя высотой один метр была найдена в 1862 году при раскопках в районе Фаюмского оазиса. 
Во времена своего правления,  Аменемхет Третий выбрал этот оазис в качестве места своего последнего упокоения. Он построил пирамиду и большой погребальный комплекс. Еще в древности все эти сооружения прозвали Лабиринтом.  А греки называли город Крокодилополем.

На плечи фараона накинута шкура леопарда, которая скреплена лентами на груди. Руки у статуи отбиты, но можно разглядеть по бокам от головы соколов, которые Аменемхет Третий держал, как символы божественной власти.  Скорее всего,  фараон исполнял какой-то жреческий обряд.

Возле Египетского музея мы были за 25 минут до его открытия. От остановки автобуса расположенной возле отеля Hilton, куда мы приехали из Шарм эль Шейха, до музея  мы доехали за 5 минут. В очереди на вход на территорию музея,  было довольно много народа, но наша шустрая гид Раша, как-то очень быстро протолкнула нашу небольшую группу вперед.  Плюс в микроавтобусе был еще один гид для итальянцев, которые были у нас в группе. Этот мужчина тоже весьма активно проталкивал нас вперед.

С самого утра в Каире было очень тепло. Около тридцати градусов. Но дети, стоящие в очереди, были довольно тепло одеты. Плюс тридцать, а они в плотных драповых пальто и в сапогах…

До открытия музея у нас есть время побродить по саду перед. Кажется, я уже все скульптуры тут знаю наизусть.

Перед нами стоят  подлинники.  Многие из этих бесценных  памятников привез лично О. Мариет из своих экспедиций.

Жара. Девчонки из других групп одеты в шорты. В шортах я ни разу ни рискнула поехать в Каир. Неадекватная реакция на белого человека,  и всяческие улюлюканья египетских подростков  (в том числе и девочек),  меня убивает. В Каире мне иногда реально  хотелось закутаться в паранджу.
 
Так как на дворе была пятница, и в арабской стране это выходной день, музей был до отказа забит арабскими детьми. Они реально охотились за белыми посетителями. Я уже и не помню, сколько раз меня потрогали, и сколько раз сфотографировали.  Это даже хуже Индии. А я думала, что хуже желания индусов сфотографироваться с белым человеком,  ничего не существует.

В очереди на вход в музей стояла большая группа туристов из Казахстана. Они приехали в Каир с официальным  тур оператором Нефер туром. К вопросу о том, как так недавно получилось, что в Хургаде, по дороге в Каир разбился автобус почти с одними гражданами Республики Казахстан. А так и получается. Нефер тур с их неадекватными ценами все равно собирает полные автобусы туристов.

Рядом со стеной музея на улице стоит  пирамидон. То есть верхушка одной из пирамид. Но какая-то она очень острая. Внутри музея, в Атриуме стоит несколько шикарных черных пирамидонов. Они потрясающие! Обязательно уделите этим творениям пару минут. В этот раз нас в Атриум вообще не заводили, а вот в ноябре 2017 год мы провели там почти пол часа.  Очередное доказательство того, что гиды водят группы по "своим" местам.

Арабские подростки все очень прилично одеты, и все со смартфонами. Глядя на этих детей понимаешь, что они, скорее всего, далеко не из бедных семей. Если вы вдруг согласились с ними сфотографироваться, вы уже от них не отделаетесь...К вам будут прибывать все новые и новые подростки...

Когда мы зашли в Египетский музей, я четко понимала, что мне нужно к корове в образе Богини Хатхор, и к остальным шедеврам этого зала, но я совершенно забыла  его номер.  Просто ни одной догадки. Когда мы по коридору первого этажа приблизились к голове царицы Хатшетпсут, меня озарило – а что, если заглянуть в боковой зал, вход в который находится как раз напротив этой головы!?

И, бинго! Это оказался тот самый нужный мне  12 зал. Как хорошо, что пока еще никто ничего отсюда не выносил и не вывозил в новый Египетский музей в Гизе. И в этом зале  экспонаты еще не  упаковали в коробки.

Хотя, я не нашла статую Ясет из черного гранита с остатками золотой короны на голове. Так как статуя не большая, всего 50 см высотой, она могла стоять в одной из витрин  с грязными стеклами, расположенными наверху.

Но статую Тутмоса Четвертого и его матери Тии, выполненной из черного гранита, я нашла сразу.

Высота статуи 115 сантиметров. Она была найдена при раскопках в Карнаке в храме Амон-Ра.

Фараон Тутмос Четвертый относится к одной из самых знаменитых династий Нового Царства, к Восемнадцатой династии.

Сын и мать восседают на простом квадратном сиденье, спинка которого ничем не украшена. Они держат друг друга за талию. В одной руке Тутмос Четвертый  держит Ключ Жизни – Анх.  На голове царя надет завитой парик с уреями, а на пряжке его набедренной повязки, вырезано его имя.

Между ног царя что-то свисает. Оказывается, это один из символов царской власти – бычий хвост.

Ступни царя стоят на «Девяти Стрелах». Это девять поверженных врагов Египта.
На голове царицы Тии так же надет парик, а вот урей на лбу с телом грифа. Гриф является атрибутом матери наследника трона.  На столбцах по бокам сиденья перечислены имена и титулы. Из надписей следует, что царица Тия умерла еще до создания статуи.

Какое-то время в 12 зале мне удалось пробыть абсолютно одной. Но это продолжалось не долго. Зал заполонили две группы - китайцы, и, кажется, малазийцы. Это были очень странные посетители Каирского музея. Все  с огромными сумками, рюкзаками, некоторые люди  были и с тем, и с другим. Несколько женщин тащили  сумки на колесиках. У нас с такими бабушки на базар за картошкой ходят.
Я смотрела и не понимала – зачем все это надо было брать с собой  в музей?! Неужели вещи нельзя было оставить в автобусе?!

Азиатские товарищи вели себя самым беспардонным образом – запросто восседая на бесценных статуях, складывая на них свои сумки.

Например, от одной статуи фараона Аменхотепа Второго мне  пришлось отгонять тетенек. Одна из них просто поставила к ногам фараона свою красную сумку. А что – очень удобная подставка. *грустная и ничего не понимающая улыбка*.


Рецензии