Чумарские рассказы

ЧУМАРСКИЕ РАССКАЗЫ

Есть в войсках такое негласное сословие – «ЧУМАРИ». Это военнослужащие РСВГ – рот по сопровождению воинских грузов. Они сопровождают и охраняют  эшелоны от отправителя до пункта назначения, а потом возвращаются в свою часть. Караулы ездят в обычных теплушках. Там имеется чугунная печь-буржуйка, дощатые нары, ящик для топлива, фонарь со свечою, совок, кочерга и ведро. А все удобства за вагоном. Дорожная пыль и грязь быстро делают ребят чернявыми. Отсюда и название – ЧУМАРИ.
Не миновала эта участь и Леньку Захарова. За 25 лет службы ему пришлось побывать во всех чумарских ипостасях: караульным, начальником караула, дежурным офицером эшелона и
начальником эшелона.

Призвали Леньку в мае 1970 года. Отправили служить далеко на юго – запад, за Карпатские горы, в венгерскую сторону.  Там Ленька стал стрелком роты сопровождения и охраны РТБ 36-й Воздушной армии. Всех, кто там служил, называли «глухонемыми».
 Порох, тогда, держали сухим. Постоянно отрабатывали разные действия ядерной триады. А ВВС была родоначальницей этой триады, и её РТБ постоянно отрабатывали свое ратное мастерство.  Задача у Леньки была простая – обеспечить охрану грузовика с ядерным огурцом на марше, и, в составе полевого караула на месте развертывания на различных аэродромах Южной группы войск.
Но, огурцы эти были капризными. Некоторые элементы имели ограниченный ресурс и требовали своевременной замены.
                *           *           *
Вот как начиналась служба чумарская:
В командировку едут: сержант  Михайловский, рядовые: Гилёв, Захаров и Сабельников».
Такими словами закончил вечернюю поверку замкомвзвода старший сержант Тарахтий А.
Утром следующего дня в казарму прибыл капитан Луцевич А.А., сообщивший, что он едет начальником эшелона. Отправление на следующий день после завтрака. А за сегодняшний день нужно подготовиться, получить паек на трое суток дороги, помыться в бане.
Солдату собраться – только подпоясаться. К вечеру караул был готов к отправке. После завтрака  караул получил свое оружие и боеприпасы. И быстренько так упрятали советские деньги в полость приклада автоматов. А что бы эти денежки можно было быстро вытащить в полости разместили картонный диск с ниткой. Нитку эту бережно уложили под подзатыльник приклада, завернули шурупы и присыпали их пылью. Начальник штаба подполковник Калугин (списанный штурман) проинструктировал убывающий караул, и, вручив документы, пожелал счастливого пути.  Штабной автобус-попрыгунчик на базе Газ-63 доставил команду на ст. Карцаг. Начальник эшелона сходил к коменданту и вскоре вернулся с билетами. Был он несколько огорченный. На вопросительные взгляды сказал, что билеты только до ст. Чоп. А дальше – как повезет. После обеда поезд миновал р. Тиса и подкатил к ст. Чоп. Таможенный досмотр прошли быстро. И никто не заподозрил в караульных валютных контрабандистов.  Капитан отвел караул в местную гостиницу. Бойцов  поселил в 4-х местный номер, а сам разместился этажом выше в одноместном номере.
Зайдя к бойцам сказал, что уходит по делам и разрешил по очереди сходить в магазин. Ну, и сходили. Дело было уже вечером. К тому времени как он пришел караул был уже изрядно пьян. Но, все были на местах.
           Вскоре вернулся начальник эшелона, и поскольку был изрядно пьян, то не заметил, что караул, тоже, был навеселе. Он радостно сообщил, что достал билеты на самолет, и рано утром нужно ехать в аэропорт Ужгород. А утром, пока командировочная команда  добиралась до самолета, несколько православных радостно сообщили: «Христос воскреси».
 На календаре было 18.04.1971 г. В этот день  была наша православная Пасха. В Ужгороде погрузились в АН-24 и полетели через горы Карпатские во Львов. Болтанка была сильная. Личный состав караула чувствовал себя неважно, и имел бледный вид. Сказалась вчерашняя водочка. А в Львове ждал нас Ан-10.  Полетели в Москву. Только погас транспарант «No smoking» бойцы закурили свои «Гуцульские» сигареты. Пассажиры недовольно зашумели от этой вони, и вскоре предложили караулу хорошие сигареты. Покурив подаренные сигареты, караул заснул мертвецким сном.  Автоматы были зажаты между ног, и при каждом падении головы (клевании) лицо попадало на ствол автомата.
К ночи караул был уже на аэродроме Кубинка.
Через несколько дней получив груз, отправились в обратную дорогу поездом. В теплушке отделили отсек. Там и жили. На станции примыкания подцепили вагоны к проходящему поезду и покатили на запад. Вот только часовой Сабельников не успел сойти с тормозной площадки и ехал на ней. Погода была мерзкая, шел снег с дождем. Площадка была спереди вагона с грузом. Ехали не быстро. Остановились только через три часа на ст. Можайск. Часовой наш сидел скрюченный и заледенелый.  Так его и затащили в теплушку. Раздели его с трудом. Натерли одеколоном, и,  одев в сухую одежду, отправили на нары спать. Одеколону было много. Контрабандой везли его в Венгрию, где он ценился  и пользовался спросом у населения.  Несмотря на весну в Можайске лежал свежий снег. Ранним утром караульные, несмотря на легкий морозец, разделись до пояса и отправились на колонку совершать утренний туалет, чем вызвали удивление проходивших мимо людей. С замороженным часовым обошлось все хорошо, у Сабельникова даже насморка не было. Правда, начальник эшелона, после этого, запретил нести службу на тормозной площадке. Можно было только переходить по ней на другую сторону.
По дороге нас, иногда, проверяла железнодорожная комендатура.
Проблема была с освещением. Комендатура экономила свечи, и давали их по паре штук. Горела та свеча всего сорок минут. Натерев свечи хозяйственным мылом, удлинили её срок службы до трех -четырех часов. Пользовались свечами экономно, только при приготовлении еды и при приеме пищи. В остальное время довольствовались отблесками пламени в печке, топившейся круглосуточно. Угля на советских железных дорогах было много, поэтому на нем не экономили. При удобном случае запасались отработанными  польстерами. Это такой мешочек с паклей, пропитанный мазутом для смазки колесных букс.
Проблемы начались после того, как вагон с грузом переставили на европейскую колею, а караулу предоставили венгерский караульный вагон. Удивительно то, что в СССР много тысяч километров железных дорог. Множество караулов сопровождает воинские грузы, а караульный люд несет службу в скотских условиях, а маленькая страна Венгрия имеет в обиходе караульные вагончики. Это двухосный вагон. В нем есть пирамида для оружия, стол, двухярусные топчаны, печка, встроенный ящик для топлива. Особо понравилось наличие застекленных окон, входные застекленные двери с лестницами. И не надо было запрыгивать в него, а входить как в пассажирский вагон. Туалета, конечно не было. С топливом были проблемы. Нигде не было залежей угля либо брикетов.  В ход шли любые добытые деревяшки. По соседству в эшелоне была платформа прикрытия с бетонными конструкциями. Между деталями были проложены деревянные бруски. Когда приехали на станцию прилегания, то на этой платформе не осталось ни одного бруска. С помощью лома, и какой - то матери все они были извлечены на нужды обороны.
 При ожидании проезда через госграницу помылись в приграничном озере, и таможенник лицезрел караул в чистом виде.
  Через долгие три недели, встретив и Первомай, и день Победы в СССР, эшелон прибыл в часть. Праздники, конечно, отмечали как все советские люди.
На прощание начальник эшелона сказал, что ничего про наши «подвиги» не сообщит командиру, но и рапорт на поощрение отпусками писать не будет. С этим караульные радостно согласились.
Ленька сделал для себя важный вывод: «Водка вещь безответственная и не уживается ни с дорогой, ни с караульной службой». Это стало непреложным законом Ленькиной жизни.
Ленька, в дальнейшем связал свою судьбу со службой в Ракетных Войсках Стратегического Назначения.
 Прошло пять лет. В 1976 году 811 ракетный полк  в/ч 68532 был снят с боевого дежурства и расформирован. Ракеты  8К64У (Р-16) были размонтированы на ступени. Из 27 –го арсенала «Суроватиха» прибыли 26 специальных вагонов,  и все ракеты полка были загружены в эти вагоны. Комплектующие,  групповой и одиночный ЗиПы загрузили в обычные крытые вагоны. Набралось всего около 40 вагонов. Сдатчиком груза был назначен заместитель командира группы БСП 22 Леонид Бологов. А начальником караула командир полка полковник Пельменев В.Л. назначил Леньку Захарова. Видимо он узнал, что на своей срочной службе Ленька занимался сопровождением разрядных грузов в РТБ 36 воздушной армии. Да, к тому же с командиром Леньке  неоднократно доводилось участвовать в транспортировке новых ракет с железнодорожного  тупика на 6 ТП (техническая позиция) технической ракетной базы  до БСП-22 (боевая стартовая позиция). Охраной маршрута  и занимался прапорщик Алексей Захаров.
А сам командир в годы Карибского кризиса был начальником эшелона при переброске  ракетного полка из г. Плунге на Кубу и обратно.
В 811 ракетном полку прапорщик А.Захаров был начальником расчета командных приборов и к службе относился очень ответственно. Замполит подобрал личный состав караула – одних отличников Б и ПП.
Загрузился караул в теплушку. Оборудовали там караульный отсек. Запаслись продуктами, водой, дровами. Это было в конце сентября.
Состав наш был литерный. К нему ничего не прицепляли. И без особых проблем мы прибыли на станцию Пермь-сортировочная. В эшелон, тут же, заявился дежурный заместитель  коменданта участка пути (ДЗКУП). Это был лейтенант в морской форме. Проверив документы на эшелон, пошутил, что отправит нас на Владивосток. Буквально через минут пять к  эшелону подцепили локомотив, и эшелон тронулся на восток. Да уж, это была «шутка». Ранним утром состав был на станции Семь Ключей (Свердловск – Сортировочная). Предположил Ленька, что отправят поезд на Казань –Арзамас. Но, увы, к вечеру вернулись в родные края. На Перми второй появился в эшелоне  комендант, и начальник караула высказал свои претензии, на которые он ответил, что груз разрядный, эшелон формировать не надо, а Пермское отделение Свердловской ж/д план по вагонообороту не выполняет. Вот поэтому ж/д комендатура и помогла (конечно, с пользой для себя) выполнить этот план за счет Министерства Обороны.
Отличник Б и ПП были не разворотливы, находчивости солдатской не проявляли, поэтому приходилось их пинать в прямом смысле этого слова. Опыт солдатский службы хорошо помог. Организационных рогаток прапорщик Захаров наставил – все было под жестким контролем. От начальника эшелона получил полную поддержку. Доставили ракеты в арсенал. Забрал караульный начальник у начальника эшелона пистолет и с караулом возвращались в свою часть. На Московском вокзале в г. Горький была предпосылка к нападению на начальника караула в туалете двоих мужичков. Своевременно заметил их подготовку и с кабинки туалетной вышел с двумя пистолетами наготове. Эти двое быстренько так ретировались. Пришлось отгородиться в зале ожидания и выставить часового. Вернулись в часть глубокой ночью в субботу. А в воскресенье прапорщика Захарова А. посетил главный инженер Садырин В. и сказал, что ему снова ехать в командировку. На сей раз караул  выбрал сам. Из разгильдяев. И не пожалел. Путь был дальним. Эшелон направлялся в 26 арсенал Жеребково. На этот раз проблем с личным составом не было. На каждой стоянке пополнялось топливо, вода и продукты. Караульные мои были инициативны. Без напоминаний натирали свечи мылом. И они уже горели не 40 минут, а гораздо дольше. А когда ехали по Украине рацион наш пополнился кукурузой. Показал начкар бойцам, что из неё можно приготовить (опыт службы в Венгрии 36 ВА). Бойцам эта кукуруза понравилась до того, что ею объелись. И когда пропускали по однопутке встречные поезда весь караул сидел в кукурузе. В теплушке же туалета не было. Принятыми мерами понос караула был закреплен. По приезду сдали эшелон. Начальник эшелона остался сдавать оборудование. Опять забрал пистолет начкар и отправился с караулом обратно.
После расформирования полка Ленька Захаров был переведен в другой полк, с более современным ракетным оружием, закончил экстерном военное училище и стал лейтенантом.
 В 1979 году послали лейтенанта за молодым пополнением в г. Караганду. Поехали с сержантом. Возвращаться должны были эшелоном. На всякий непредвиденный случай выписал молодой лейтенант не лейтенантского возраста, выписал перевозочные документы и на себя и на сержанта на обратный путь. Маршрут эшелона начинался на юге Казахстана и должен быть закончен в г. Казань. По дороге забирая призывников, неспешно доехали до ст. Свердловск.  Рекруты были дисциплинированы. Офицеры, сопровождавшие команды навели хороший шмон, и изъяли бОльшую  часть алкогольных напитков. Конечно, кое- что и осталось у призывников. Но, пьяных не было. В Свердловске дежурный заместитель участка пути, прибыв в эшелон, заявил, что эшелон дальше не пойдет и подлежит расформированию. А проблемы с дальнейшей перевозкой людей будет заниматься командующий УрВО после празднования дня Победы. А на календаре было 3 мая.
Вывели массу призывников на стадион и приказали ждать там дальнейших указаний. Хоть и весна была, да не жарко было сидеть на открытых трибунах. Да и костер на стадионе не разведешь.
В команде было 20 человек. Столько же было и у капитана Сорокина (он был с той же дивизии, что и лейтенант). А в группе капитана из Казани было двести человек. Были и ещё команды поменьше для других гарнизонов.  Посовещались лейтенант с капитаном и решили, по совету ж/д коменданта, провести свои команды «зайцем».  По своим проездным взяли билеты на себя и на сержантов. О своих планах по телефону сообщили в свою дивизию.
А призывникам поставили задачу проникнуть в вагоны под видом провожающих. Пассажирский поезд Свердловск – Пермь уходил поздней ночью. После отправки поезда собраться в общих вагонах. К тому времени офицеры и сержанты уже освободили по два купе в общих вагонах.
Проводники вникли в ситуацию, и шуметь не стали. В пять часов утра поезд прибыл на ст. Юг. Стоянка была две минуты. Призывники были уже наготове. Высадка производилась через два тамбура в каждом вагоне. Через минуту обе команды были на посадочной площадке.
После того, как поезд укатил дальше, убедившись в том, что пути свободны, призывники броском преодолели все пути станции и оказались на грузовом перроне. А там уже ожидали крытые грузовики.  Начальник отделения мобилизации и комплектования, забрав документы на команду призывников, проверил наличие людей и дал команду на посадку. А офицерам сказал, что курс молодого бойца будет проходить на жилой площадке технической ракетной базы, а офицеров высадит на жилой площадке дивизии.
А как решилась проблема с двумястами призывников для Казанской ШМАС  осталась за кадром.

Прошло много лет. После окончания военной академии в 1983 г. вернулся в 52 ракетную дивизию старший лейтенант А.Захаров. Через три недели он стал капитаном.
 В 1985 году из 684 ракетного полка в/ч 57341 стараниями прапорщика Сидорова Н, расстрелявшего караул на ПУ-9, многих офицеров, включая и капитана А.Захарова, перевели в 2498 Техническую Ракетную Базу  в/ч 05202. Там как раз формировали группы  по обслуживанию нового ракетного комплекса ж/д базирования -  БЖРК. Были там сплошь лейтенанты. Капитанов было немного. Многие из них  были карьеристами, прослужившими в полках немало лет. А тут и технику надо было новую получать в арсеналах, базах и других дивизиях. Лейтенантов посылать не стали, ибо опыта у них не было. Но, на капитанские и майорские должности ставили их без особых проблем. И тут, командование вспомнило, что есть карьерист в части. Так и стал капитан начальником эшелона. В одну только Суроватиху ездил девять раз. С каждой поездкой помогал арсеналу отлаживать процедуру размещения, приемки и отправки караулов. Неоценимую помощь оказал А.Захарову в этом начальник управления - командир в/ч 26180 и Горьковский обком КПСС. Результат был ошеломляющий: в городке отремонтировали гостиницу, сменили там мебель, оборудовали камеру хранения для имущества караула, заменили заведующую гостиницей. В гостинице появилась горячая вода, телевизор и холодильник. К гостинице же и теплушку стали ставить. Теперь, без особых затрат физической силы загружали в неё топливо – отходы лесопилки, воду и имущество караула. И уже не надо было неделями ожидать порожних вагонов для техники. Обком КПСС заставил железную дорогу работать быстро.
 Закончилось дело тем, что начальник арсенала отправил депешу командиру ТРБ с требованием не посылать больше за грузами капитана А.Захарова.
Между поездками в этот арсенал пришлось получать технику на заводах. В Кировограде получали спецмашину с красной полосой на КУНГе.  Когда ехали вперед – удалось караул сводить в Мавзолей В.И. Ленина. Караульные были все из Узбекистана. Шли они в очереди по Александровскому саду, а капитан, обвешанный оружием, в сопровождении топтунов наружной охраны Кремля, шел вдоль ограды этого сада. Когда бойцы вышли из Мавзолея, старший топтун заявил: «Капитан, забирай своих бойцов, и что бы тебя близко не было видно».
Поздней ночью, через сутки караул  был в этом Кировограде, что стоял на р. Ингулец. Быстро приняли технику и готовились в обратный путь.
 Надо было заготавливать продукты на обратный путь. Пришел капитан  в  воинскую часть рядом с авиаремонтным заводом. Это была РТБ ВВС. И командиром в ней оказался полковник Хаецкий В., который, вначале 70-х, служил главным инженером РТБ, где А.Захаров  проходил срочную службу. Тогда Хаецкий  был молодым майором. Он огорчил начальника эшелона, заявив, что продуктами помочь не может из - за жуткого дефицита. Выдал  продовольственно -путевые деньги на караул. На Украине, тогда,  в магазинах продуктов было мало.  Кроме овощей и хлеба не было ни чего. Даже сахара не было. Наудачу  удалось купить конфеты «Подушечки». Продали только 5 кг. Вот и шел эшелон не спеша. Выручала караул тушенка, выданная на дорогу вперед. Продукты кончились.  Деньги, и начальника эшелона, и начальника караула, и караульных -  то же. Коменданты на жд, куда - то уходили, как только эшелон прибывал на станцию. И появлялись перед отправлением для отметки постовой ведомости.
  Да ещё и на ст. Юг отцепить вагоны забыли и увезли ст. Кунгур. Это было на десятые сутки  путешествия по железным дорогам СССР. При стоянках на узловых станциях устраивал для караула банный день. На буржуйке грели ведро воды. Голый воин стоял возле теплушки, а другой, но одетый, воин поливал сверху тепленькой водичкой из чайника. Так и мылись в дороге чумари. Только вот белье было грязное.
Надо было, что - то предпринимать. В Кунгуре у капитана  жил тесть-фронтовик Николай Григорьевич Разепин. Вот к нему он и поехал. Благо, тогда военные могли на городском транспорте ездить бесплатно.
Вот ветеран и снабдил караул овощами и хлебом. Спасибо, Николаю Григорьевичу – выручил. На крайний случай была у капитана припрятана банка тушенки. С ней он и приготовил обед для караула. Потом пошел разбираться с диспетчерской службой. Диспетчер оказался бывшим ракетчиком из Красноярской дивизии. Через полчаса прибыл магистральный трех секционный электровоз серии ВЛ, подцепил эшелон и потащил на запад. Но, не далеко он  провез. Бросил на ст. Ергач. Пришлось заняться террором диспетчерской службы. Похулиганил, маленько, начальник эшелона – закрыл станцию для маневровых работ, вытащив ключи входных и выходных стрелок. Станция работала только на транзит. Результат был. Через пару часов  со ст. Ферма прибыл маневровый тепловоз, ключи был вручены диспетчеру,  и нас перегнали  на ст. Кукуштан. Опять пошел в диспетчерскую службу. Диспетчером была молодая беременная и незамужняя женщина. Пришлось капитану пообещать жениться на ней. И через пару часов прибежал ещё один маневровик, и через полчаса вагоны с воинским грузом стояли на ст. Юг. А там и военный локомотив подъехал, и  эшелон двинулся по военной ветке на ст. Горка. Туда изголодавшему караулу и обед со столовой привезли.
Всякое случалось в дороге: и рельсы разошлись на старой дороге от ст. Бологое до ст. Ярославль, и большая протечка бензина из цистерны, стоящей на соседнем пути на ст. Ярославль-Сортировочная.
Отказ тормозов у тепловоза, который врезался в эшелон на ст. Юг. Люди влетели в стенку вагона, верхняя крышка буржуйки, вместе с трубой слетела на пол, огонь из печки - до потолка, бачек с остатками еды -  на полу, а каша вместе с людьми - на стенке. Техника на платформах не пострадала.
Эшелон, несмотря на надпись «ЛЮДИ. С горки не спускать!» на ст. Орехово-Зуево с горки и сбросили. Влетели в стоящий на колодках состав. Обе двери теплушки, разнесли в щепки закладки-бревнышки и захлопнулись. Под крышу вагона установили пару досок с полатей, открыли люк, и часовой торчал из люка, охраняя эшелон. Выше 0.5 метра подниматься ему было запрещено,  из-за провода контактной сети. Открыл нам двери вагонные дежурный комендант.
Все это чревато последствиями. Но, благодаря взаимодействию с диспетчерами ж/д тяжких неприятностей и происшествий  удалось избежать.
Пока так капитан А.Захаров катался, лейтенанты стали майорами, так и не понюхав солдатских портянок.
В большинстве чумарских поездок начальником караула назначался старший прапорщик Давыдов Василий Васильевич. К сожалению, недавно, Василий Васильевич покинул наш мир после тяжелой продолжительной болезни. На память осталась совместная фотография, сделанная на ст. Едрово Октябрьской  ж/д.

                *                *                *

Прошли годы. Майор в отставке Алексей Захаров с теплотой вспоминает свои «чумарские» приключения.
Про поездки в больших воинских эшелонах написано в рассказах «Сухари» и «Фонари»

ЗАТО Звездный                2019 г.


Рецензии