Творческий феномен поэмы А. Радищева Ангел тьмы

Литературный очерк

Знак информационной продукции 12+

Произведение «Ангел тьмы» выдающегося российского просветителя, писателя, поэта, учёного А.Н.Радищева (1749-1802) занимает особое место в его  творчестве. Впервые оно было напечатано в четвёртом томе «Собрания оставшихся сочинений покойного А.Н.Радищева» в 1811 году [5, с. 387]. Рукопись, по которой осуществлялось издание, не сохранилась и дата написания осталась неизвестной. Однако в издании было приведено указание на то, что «Ангел тьмы» представляет собой отрывок из поэмы «Ермак», которую Радищев задумал написать в Сибири. Возможно, указание «Ангела тьмы» на принадлежность к будущей поэме, сделали со слов сыновей Радищева, которые видели эту пометку в его рукописи или знали о его замыслах. Но на вопрос о том, что «Ангел тьмы» это набросок к поэме (повести) о «Ермаке», документально ответить невозможно [5, с. 387]. Сын Радищева Николай Александрович в биографическом очерке упоминает, что в ссылке его отец писал «Историю покорения Сибири» и историческую повесть «Ермак», «но ни того, ни другого сочинения не кончил, а последнего остались небольшие отрывки» [8, с. 44].
Сохранившийся фрагмент не даёт нам полной картины творческого замысла автора. Раскрываемый читателю сюжет произведения заключается в описании мрачного образа «ангела тьмы», сконцентрировавшего в себе все человеческие пороки, взлетающего на вершину Уральских гор, и выступающего в качестве некой геологической силы исполинских масштабов, до неузнаваемости преобразующей лик земли:
«Острые верхи гор обнажилися и покрылися льдяною корою на веки. Кремнистые гор сердца вострещали под тяжкою его пятою, разверзлись и необъятные в недрах сотворили хляби. И се стихии, ощутив пустоту и пространство, внезапу стремятся на равновесие. Легчайшая из стихий огнь, возвиваясь от среды земныя, летит вихрящася к её поверхности, разъярённая в полёте облаком, которой он пожирает, горя. Тяжкая из стихий вода, расторгнув состав земли и пресытяся её растворов, катится отягчённая от лица обиталища животных и разверстый зев. Встречаются ненавидящиеся взаимно сии вещественности начала, но духом жизни в составе её укрощаемые, встречаются и паче древних исполинов, устремляются одна на другую, не яко сложенные тела ударяемые, но проницая одна другую во внутренности своей растворяемы, ботеют, множатся. Уже каждая капля воды, уже малейшая искра возрастают тмократно, расширяются и тесны окружить неизмеримые недра земноводного, упирают в них, жмут, возносят, разметают и, не находя ни укротительныя прохладности, ни места на растяжение, колеблют всю внутренность земную, свергают горы, изглаживают долины, отверзают хляби и пропасти и в бешенстве своём грозят природе, являя ей разрушение» [5, с. 167].
Величественной панорамой в воображении читателя предстают картины природных стихий: древнего океана, излияния лавы из жерл гигантских вулканов, серебрящиеся вечными льдами вершины громадных гор, сминаемые вследствие несокрушимых, и одновременно взаимоуничтожающихся сил воды и огня. И возникает вопрос: не является ли это попыткой в столь оригинальной форме воспроизвести геологическую историю происхождения Сибири?
Данное произведение – это, несомненно, феномен отечественной литературы. Конечно, есть примеры писателей-геологов (В.А. Обручева, И.А. Ефремова, О.М. Куваева, Е.А. Городецкого и других), органично вплетающих геолого-минералогические знания в канву художественного сюжета. Но никто из них не сумел столь  поэтично воспеть противоборство эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) геологических сил. Подобный аналог в мировой литературе – это, пожалуй, лишь финал романа Ж.Верна «Таинственный остров» – момент, когда в жерло вулкана хлынули океанические воды. Однако здесь автор как бы признаётся в бессилии, беспомощности художественного отражения происходящего:
«Шла битва воды и огня! Какое зрелище! Чьё перо могло бы описать эту чудесную и страшную битву? Чья кисть могла бы её нарисовать?» [1, с. 605-606]. Иное дело – Радищев. Отметим так же, что векторы противоборства стихий у обоих авторов друг другу прямо противоположны. Если у Ж.Верна это фатальное разрушение, стирание сущего с лица земли, то у Радищева это – первый акт созидания «нового обличья», того, что позднее будет «укрощаемо духом жизни».
Радищев и раньше включал геологическую тематику в своё повествование:  «… свирепая стихия, огнь, проникнув в недра земные и встретив противубортсвующую себе влагу, ярясь, мутила, трясла, валила и метала все, что ей упорствовать тщилося своим противодействием…» [7, с. 243].
Источником его вдохновения выступает интерес к геолого-минералогическим наукам. Так, в письме А.Р.Воронцову из Илимска от 24 марта 1792 года он высказывает просьбу прислать ему «с оказией описание Урала (минералогические описание Уральских гор») [6, с. 435]. В примечаниях к изданию сказано, что, скорее всего, речь идёт о книге И.Ф. Германа «Опыт минералогического описания уральских рудных гор» [6, с. 637].
Специалистами было обнаружено, что художественная манера «Ангела тьмы», восходит к творчеству Д.Мильтона с его знаменитой поэмой «Потерянный Рай». Радищев был хорошо знаком с этим произведением, читал его на английском языке, и в «Путешествии из Петербурга в Москву» дважды упоминал Мильтона в качестве одного из величайших писателей человечества  [5, с. 387]. Титанические образы, космический пейзаж этого отрывка очень близко напоминают поэму Мильтона, местами почти совпадая с нею [5, с. 389]. В качестве наглядного представления этого утверждения, приведём сопоставление отрывка из поэмы «Потерянный Рай» в двух переводах (прозаическом и поэтическом) с аналогичным местом у Радищева:

Мильтон (прозаический перевод А. Серебренникова) [5, с. 389]: «… Озирается повсюду пламенными очами. В мрачных его взорах видимы печаль, смущение, гордость, ненависть».

Мильтон (поэтический перевод А. Штейнберга) [3, с. 25]:
«… Он теперь обвёл
Угрюмыми зеницами вокруг;
Таились в них и ненависть и страх,
И гордость, и безмерная тоска»

Радищев [5, c. 167]: «… Развесистые брови закрывают сверкающие очи, на коих обитает лесть, неистовство, обман, исступление, лжесмехи, коварство и ярость; изрыгающие, егда вещает, ложь, смерть и проклятие…»

Если «Ангела тьмы» Радищев действительно написал в Сибири, то ещё одним источником вдохновения автора выступало само величие сибирской природы. Восхищённый «мощью Сибири», Радищев, по воспоминаниям сына Петра Александровича, «летом … ходил с ружьём по лесам и горам, окружающим Илимск. Ездил на лодке вверх и вниз по Илиму, а зимою на санях в разные стороны …» [8, с. 76].
В письме от 22 ноября 1794 года из Илимска Радищев восторгается Сибирью: «Я не могу описать своей радости, когда, добравшись до окрестностей Тунгуски я мог вдоволь созерцать горы, называемые первозданными…; поднимаясь на эти громады, я переносился воображением в отдалённые времена, когда голая и бесплодная земля являла собой лишь страшное обиталище и огромную пустыню, или, переносясь в позднейшие времена, мне казалось, что я вижу, как природа, медленная в своём поступательном движении, собрав все силы, сметает с поверхности земного шара всё явно устаревшее, и, сотрясая глубинные слои, земли, представляет её в совершенно новом обличии. Какое широкое поле для догадок, и мне кажется, что мы ещё далеко не исчерпали все возможные предположения относительно образования нашей планеты  и произошедших в ней перемен» [6, с. 467]. Это взгляд не просто просвещённого человека, но учёного, мысленно выстраивающего причинно-следственные связи наблюдаемых им природных объектов, и, несомненно, вдохновляющий на творчество.
Обратим внимание, что Радищев прямо указывает на Уральские горы, как на место происходящего действа [5, с. 167]. В этом нет ничего удивительного. ведь именно с Урала начинается знаменитый поход атамана Ермака и его товарищей. И именно на Урале, в Кунгуре, вероятней всего, у Радищева и возникла идея написания поэмы [9, с.103-104].
А.Г.Татаринцев, рассуждая о том, с какой целью Радищев вёл свои дневники, выдвигает предположение, что «Записки» и «Дневник» представляли собой впрок заготовленный материал для многих творческих замыслов…» [9, с. 211]. И замысел этот: «посвятить этой «стране», её природе особый труд. В него-то и должны были войти обстоятельные пейзажные описания. «Сокращённое повествование о приобретении Сибири», поэма «Ермак» были, по-видимому, лишь подступом к этому большому замыслу. Они не были закончены, может быть, потому, что необходимые материалы находились в … ящиках (впоследствии затерянных) с бумагами и книгами, которые Радищев отвёз в Иркутск в январе 1797 г., после известия об освобождении из имимской ссылки… Если бы мы располагали их содержанием… то круг проблем, волновавших Радищева в Сибири и по возвращении оттуда, можно было бы определить значительно точнее... [9, с. 245-246].
Интересное мнение мы находим у современного биографа А.Н. Радищева – О.И.Елисеевой. Она пишет, что в представлениях Радищева «Сибирь… походила на «обе Индии», а местные народы – на жителей «знойных берегов Сенегала» [2, с. 247]. И далее отмечает, что Радищев в «Сокровенном повествовании…» подчёркивает, что Ермак после покорения Сибири направляет Ивану Грозному «отписку» - то есть письмо. А это расходится с историческими представлениями об этом факте, поскольку в реальности в Москву с Иваном Кольцо была направлена «челобитная»… Благодаря равноправному посольству казаки заключили с царём равноправный же договор, который в любой момент может быть расторгнут. Последнего Радищев не проговаривал, но этот вывод следовал из текста» [2, с. 248].
Но реализовать задуманное не успел:

Воздохну, что нет уж силы,
О, Ермак, душа велика.
Петь дела твои! --- [4, с. 31-32].

Таким образом, уникальность произведения Радищева «Ангел тьмы» нам представляется по следующим причинам:
1. Отсутствием ответа на вопрос – является ли этот отрывок частью задуманного произведения о Ермаке?
2. Использованием художественного образа противоборства геологических стихий огня и воды для формирования представлений у читателя о возникновении Урала и Сибири.
3. Вероятным использованием этого отрывка, наряду с дневниками и мыслями, изложенными в письмах А.Р.Воронцову, для большого замысла нового публицистического произведении, аналогичного «Путешествию из Петербурга в Москву», в котором Радищев собирался раскрыть в художественной форме и возникновение Сибири, и поход Ермака и свои взгляды на роль Сибири «в судьбах мира».

Список литературы
1. Верн Ж. Собрание сочинений в 12 томах. Том 5. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. 656 с.
2. Елисеева О.И. Радищев. М.: Молодая гвардия, 2015. 344 с.
3. Мильтон Д. Потерянный Рай. – М.: Художественная литература, 1982. – 414 с.
4. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Том первый. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1938. 503 с.
5. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Том второй. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1941. 432 с.
6. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Том третий. М.-Л., Издательство Академии Наук СССР, 1952. 676 с.
7. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М.: Детская литература, 1975. 270 с.
8. Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями. – М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. 132 с.
9. Татаринцев А.Г. Радищев в Сибири. М.: Современник, 1977. 269 с.

Статья опубликована в сборнике: «Сибирь литературная. XVIII-XXI века»: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Сибирь литературная. XVIII-XXI века», посвященной 100-летию общественно-политических событий февраля-октября 1917 года. Омск, 19 октября 2017 г. / ред.- сост.: С.Е. Рудницкая. Омск: 2018. –  с. 43 - 49.

Со сборником можно ознакомиться на сайте Омского государственного литературного музея им. Ф.М. Достоевского (раздел "Научная жизнь").

Обложка издания А.Н. Радищева с сайта https://knigapolis.ru.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии