Кубань 50х - 60х годов

Как жили наши деды и отцы, их жены и дети в 50х - 60х годах на Кубани.          

             Кубань. Когда учился в Чапаевской школе, №11, до 1961 года сидел за   одной партой с сыном художника, увлекся рисованием и стал много рисовать. С сыном директора школы собирались убежать из домов на море, он мечтал о путешествии. В моей памяти запечатлелись и не приятные случаи, произошедшие в 50 х годах. Помню мы с братом Борисом расковыривая в земле осиную нору обнаружили ящики с немецкими наградными  крестами, пряжками для ремней. В 59 - 60 году бортовой автомобиль, с бригадой женщин при подъезде к купальне, перевернулся в траншею, для заготовки льда к холодильному погребу молокозавода, погибли люди. Извините за длительное перечисление, но, не перечислив богатство природы Кубани, значит, ни чего не сказал про Кубань. В местной третьей речке Кочеты, водились: черепахи, раки, утки нырки, ужи. Много рыбы: плотва, окунь, щука, линь, карп, сазан. Ловили рыбу: удочками, донками, вершами, хватками и даже бреднями, сделанными из оконных тюлевых занавесок. В полях: зайцы, лисы, енотовидные собаки. Под стрихой камышовых крыш хат ночуют воробьи, на фронтонах домов лепят гнезда ласточки, скворцы в скворечниках, над голубятнями летают голуби. Разводили домашнюю птицу: уток, гусей, индюков, кур, цесарок. Повсюду летали: вороны, галки, синицы, удоды, зяблики, совы, летучие мыши, ястребы и цапли. Над необъятным полем манящим к себе иллюзией колеблющей водной глади , созданной испаряющей влагой земли, высоко в небе зависали жаворонки. Так и хотелось дойти до моря. Много деревьев: дикой и обычной акации, шелковицы, терна. В лесопосадках для задержания пыльных бурь, употребляй абрикосы, жердели - не запрещено. В садах плоды: черешни, вишни, сливы, алычи, ореха, яблонь. В полях участки: виноградников, бахчи арбузов, дынь, подсолнечника, люцерны (люцерну Хрущев заменил кукурузой), помидоров и много еще чего. Конечно основная продукция это пшеница и сахарная свекла - буряк. Вот такая Кубань.

Зимой сильно гудели провода. Иногда сугробы заносили полностью дома. В 1955 году местные жители освобождали от снежного плена своих соседей. Люди были дружные, бесхитростные саманные, турлучные хаты строили себе бригадами. Дети любили участвовать в конном замесе, чинно сидя на лошади, топчущейся по смеси смоченной глины, перемешенной с соломой, половой - (размельченной соломой). После окончания замеса купать лошадей в реке и вздымая пыль дороги галопом промчаться на лошади по поселку. В конце стройки, устанавливается на улице большой стол, с обязательным присутствием кубанского борща и спиртного. Обычно хлопоты по подготовке застолья возлагались на соседей под руководством опытной стряпухи. А где застолье, там гомон, песни, пляски под гармонь и радостные лица ребятни.
Турлучный дом - хата обмазывалась бригадой за один день, дня через три преображение, побелка в белый подсиненный цвет. Затем с соблюдением обычаев заселение. Первая входит кошка. Правда ласточки уже приступили к лепке своих гнезд на фронтонах дома, и воробьи радуются своему новому жилью. Ну и ладно, ну и хорошо будем жить вместе! На работу и с работы женщины едут на бортовых автомобилях, распевая многоголосые, в два, в три голоса песни. Один из них отдаленный, звонкий,  расширяющий пространство, как бы звучит из далеких простор полей, сливая исполнителей с матушкой природой. Манера пения  передавалась из поколения в поколение. В поле тоже поют. Невозможно пройти мимо, невольно останавливаешься и слушаешь, слушаешь, подпевая их песням прославляющим Кубань. Что ни песня, то рассказ. Работа в поле под палящими лучами солнца, внаклонку очень тяжелая, но в лицах женщин улыбка и ни тени уныния. Короткие паузы между песнями, заполняются бытовыми новостями в шутливой форме. Сейчас благодаря Великому Кубанскому подвижнику песенной культуры, дирижеру Кубанского казачьего хора Виктору Гавриловичу Захарченко, песня обрела захватывающую мощь и вышла за пределы полей. Невозможно представить Кубань без песен. Пока звучат песни Кубани, Кубань жива!

Праздники отмечались с большим размахом, особенно в станице Платнировская. В день урожая обязательно концерт артистов из Краснодара и прогулки по парку, в котором каждый творческий коллектив, каждая бригада старается показать свои достижения. Идешь вдоль аллеи деревьев, красочно разодетых участников праздника с красивыми улыбками на лицах. Ищешь тему близкую твоей душе, а выбрать непросто, все нравится: здесь пляска под гармошку, в десяти шагах язвительные частушки. Идем мимо ярко оформленного развала: на длинных столах, вплотную, уложена выращенная продукция. Вдыхаем запахи: петрушки, сельдерея, мяты, плодов: яблок, абрикос, помидоров, винограда, сливы, груши. Всего не перечислить. Вдалеке на фоне боя барабанов опять звучат частушки, думается, конца и края нет веселью народа. Урожай собран! Останавливаемся у циркового представления. Внутри сетчатого шара с надрывистым треском мотора носится мотоциклист. За копеечки покупаем мороженое, газировку, и под впечатлением эмоционально обсуждаем увиденное. Рождество, колядки, чудилки: ряженные вдоль дворов ходят, пугают и веселят народ. Свадьбы тоже интересные, с грохотом барабанов, выстрелами из ружей. Умели работать и веселиться. Красивые, величавые действующие церкви с переливающим звоном колоколов. Похороны с духовой музыкой, с боем больших барабанов зазывающих к участию в проводах. Пожары - общая трагедия, много было камышево-соломенных крыш. В хуторе третья речка Кочеты, на футбольном поле, проводились серьезные соревнования с награждением кубками. Весной все вокруг бело и воздух заполнен сладким, нежным запахом акаций. Заборы у многих, живая непролазная, колючая изгородь из воткнутых в землю и проросших прутьев акации. Мальчишки любили строить шалаши, играть в атаманов, лазить по скирдам, посещать сторожей бахчи, виноградников, бродить по лесополосам, запускать ветряных змеев, ходить в походы с ночевками на отдаленные реки, ловить рыбу, раков, ночевать в скирдах, шалашах.

Фотография застолья после строительства хаты на улице Чапаева в Усть-Лабинском районе третьей речки Кочеты. Приблизительно 1955 год. Фото от Владимира Перцева.

Жила Пелагея. Перцева Прасковья. Козлова ( Щерстюк) Валентина. Попов Юрий. Иваненко ( Чуприна).  Нина Тропинская. Мария Сема. Николай Глушич. Владимир Врадий. Ольга Костюк. Владимир. Кошевая. Анна Декало ( Костюк). Харитина. Перцев Владимир. Глушич Кирилл Яковлевич. Глушич Прасковья. Глушич Борис. Щербина Михаил. Глушич Александр. Глушич Александра Симоновна. Свитко Никита. Глушич Евгения. Перцев Фёдор Константинович. Цюрюпа Матрена. Перцев Анатолий. Перцева Надежда. Жила Екатерина. Перцев Александр. Глушич Филипп Никитович. Винокуров Александр. Жила ( Кочетова). Наталья. Полывяная Евдокия


Рецензии