Поэма. Тридцать девять

(автобиографическая поэма)

1

Автобусная остановка.
Аллея всего метров двести.
Шагать как-то вовсе неловко,
Какие же ждут его вести?

Вчера он еще и не думал,
Что всё вдруг изменится круто:
На «ДО» и на «ПОСЛЕ» без шума
Разделится жизнь в это утро.

*  *  *
На рынок шел утром хорошим,
Случайно знакомую встретил.
Не встречей он был огорошен,
А странным известием этим:

– Недавно меня утвердили –
Я стала директором школы.
– Вы этим меня удивили!
Поздравлю вас ради прикола…

– Спасибо! Какие приколы?
За чистую выдам монету
Вам новость: пока в нашей школе
Учителя музыки нету…
Быть может, приложите силы,
Способности ваши, уменье?
Могу даже дать вам, друг милый,
Срок в пару дней на размышленье.

– Я  в шоке, – сказал, – как иначе?
Подумать, конечно, мне надо!
Смогли вы меня озадачить!
За что мне такая «награда»?

– Что ж? Думайте и постепенно
Решение дома примите.
Но только прошу: непременно
О нём сразу мне сообщите.

*  *  *
– Подумать тут надо, бесспорно!
Да, крепко подумать тут надо!..
И в памяти всплыл их задорный,
Огромный класс, что не наградой,
А карой господнею звался.
И каждый учитель с тревогой,
Входя в этот класс, громко клялся
Забыть поскорее дорогу.
Но всё ж приходилось общаться…
Учить класс могли педагоги!
И даже могли добиваться
От класса хороших итогов.

Лишь с музыкой были проблемы.
Те люди, что преподавали,
Хорошими были, наверно,
Но очень уж быстро сбегали,
Не выдержав шума и гама,
Держать не могли дисциплину.
Стоять перед классом с баяном
Смогла из них лишь половина.

Другой половине казалось,
Что жизнь свою тратят напрасно,
И что, кроме школы, осталось
Полно вариантов прекрасных,
Где можно без шума и гама
В родстве душ вполне гармонично
Сонаты, ноктюрны и гаммы
Учить исполнять на «отлично».

А той половине, что в школе
Зачем-то еще оставалась,
Упреки, насмешки, приколы
С иронией грустной достались.

И пусть педагоги вот эти
Работать, как надо старались.
Увлечь своим авторитетом
Детей не смогли, но пытались
Ансамбли создать и солистов,
Для смотров хоры собирали…
Но только ребята со свистом
Гурьбой с репетиций сбегали.

И было им всем не понятно,
Зачем срочно их собирают?
Зачем одевают нарядно
И петь-танцевать заставляют?

Но главным же было в то время
Сдать во время рапорт прекрасный
И, сбросив отчётности бремя,
Надолго забыть об ужасных
Тех пару пред смотром неделек,
Вновь сделать на год передышку,
Чтоб вновь насладиться бездельем,
Прикрыв от работы отрыжку…

*  *  *
Вот так в размышлениях дома
Сидел целый день он и вечер,
Пока не пришла к нему дрёма,
Не тронула нежно за плечи.

Надеялся: ночь вот наступит
И мысли улягутся сами…
Но сердце в груди так и лупит –
И нервы заныли басами.
К басам тенора подключились,
Альты подключились, сопрано
И в хоре согласье случилось…


*  *  *
Очнулся от сна… Еще рано,
Еще может всё измениться!
Иль всё, как и прежде остаться?
Иль взять телефон… извиниться…
И в школу идти отказаться?

Решенье пришло в одночасье:
– Попробую! Будь там, как будет!
Быть может, за мной моё счастье
По жизни шагать не забудет?
Попробую год продержаться,
Собрав свою силу и волю.
Из школы успею убраться
На поиски лучшей мне доли…

Он с мыслью такой по ступенькам
Автобуса молча поднялся…
«Попробую!» – с этим решеньем
Учебный ГОД  ПЕРВЫЙ начался.

              2

Какой-то кошмар! Как же можно
Так прыгать, визжать и носиться?
И голосом этим истошно
Друг другу орать и не злиться?

В таком хаотичном движенье,
В какой-то сплошной круговерти
Прошел первый день и везенье
 С ним было тогда, уж поверьте.

В учительской после уроков
Сидел тихо, день вспоминая,
И думал: за школьным порогом
Осталась вся жизнь молодая…

Вся жизнь… А ему только двадцать…
И опыта нет никакого.
Но надо ли школы бояться?
Ведь нет ничего в ней такого,
Чему бы нельзя научиться,
Чего перенять он не в силах,
И чтобы чего-то добиться,
Готов погонять кровь по жилам.

*  *  *
И вот день за днем потянулись.
За ними тянулись недели…
Каникулы! Словно очнулся –
Два месяца так пролетели!

Почувствовал, как потихоньку
И как-то совсем незаметно
Он в школьную жизнь так легонько
Вошел и уже худо-бедно
Уроки всё легче давались,
И стали детишки послушней,
А те, кто сперва измывались,
Смогли навострить свои уши.
И некогда было мальчишкам
Валять дурака на уроке,
Ведь он загружал их «по крышу»
Своим отношением строгим.
А вскоре внеклассной работой
Он смог удивить свою школу:
На конкурсе песен с заботой
Умело играл и толково.
И были в игре той моменты,
Летящие вдаль без предела,
И вскоре с его инструментом
Вся школа задорно запела.

А вот и декабрь с Новым годом
Уже на пороге маячит.
Учить надо все хороводы –
Он музыкой вновь озадачен.

Спустя много лет вспоминает:
Неужто он был семижильным?
Сейчас он, недоумевая,
Не знает, где брались в нем силы.
А сил уходило немало:
Концерты, занятья, уроки.
И жизнь это всё заставляла
Готовить в короткие сроки.

*  *  *
И вот после зимних каникул
Директор его вызывала,
Про конкурс хоров Положенье
С тревогой ему показала.

Он знал, что на конкурсах прежних
Успехов давно уже нету,
Хоть прежний учитель прилежно
Присвоил зарплату за это.
Что школу трясло и шатало
Пред конкурсом за две недели,
Что слёз проливалось немало
И что «невпопад» дети пели.

– Нельзя так! – Подумал он сразу. –
Хоть длинным путем и пойду я,
Создам-ка для хора я базу –
Основу для хора такую,
Чтоб в ней были только ребята,
Способности чьи и желанья
Во всем совпадали. Наградой
Мне будет, когда без страданья
Часы репетиций, концерты
Они посетят с наслажденьем.
Успех к ним придет и, поверьте,
Что петь станет вовсе не лень им!

*  *  *
И он занялся делом скучным:
Детей из семи параллелей
Он всех хорошенько прослушал
В течение целой недели.
Но в хор записал, между прочим,
Не только лишь голосом чистых,
А тех, кто уж очень захочет
Петь в хоре и стать в нем хористом.

Набрал он детей на два хора
И репертуар подготовил
Для младших – полегче, без спора,
Для старших – сложней, безусловно.

Часы репетиций, начавшись,
Для всех проносились так скоро,
Что не было скучно ребятам –
Им нравилось петь песни хором.

Недели шагать стали бодро.
Да! Бодро шагали недели!
Программу хорошую к смотру
Ребята наладить сумели.
За сценою все волновались,
И выхода к зрителям ждали.
Он их подбодрил. Рассмеялись
Так дружно – слыхать было в зале.

Но занавес дрогнул и лица
Серьёзными стали мгновенно,
И соло запела певица
Уверенно и вдохновенно.

И хор поддержал её дружно,
Красиво так и мелодично.
Напрасно волнение! Нужно
Закончить программу привычно.

Баян был послушен и руки
Аккорды уверенно брали,
Мелодий последние звуки
До зрителей в зал долетали.

И вот выступлений моменты
Свершились… Детей отпустили…
Пошел он своих конкурентов
Послушать. А то загрустили,
Заметил, они почему-то
Иль ревность к успеху взыграла?
Иль, может, к победе кому-то
Удачи теперь не хватало?

*  *  *
Послушал он всех и по лужам
В раздумье домой возвращался.
Он чувствовал: сделал не хуже, –
От мыслей таких был он счастлив.

Коллеги – его конкуренты –
С богатым ведь опытом были.
Знакомые им элементы
Им верой и правдой служили.
Тропинкою шли проторенной,
Не сильно себя утруждая,
А тут конкурент увлеченный
Ворвался, их опережая!

Ну, что тут поделаешь? Надо
Еще подождать всем немного.
Жюри и подробно, и складно
Лишь завтра объявит итоги.

*  *  *
А завтра волненье утихло
И смотра итог объявили.
Поздравили скромно и тихо –
Вторыми на конкурсе были…

В учительской только бумажка
Среди остальных объявлений,
Средь срочных и вовсе не важных
Была для него поздравленьем.

И текст был написан вручную,
С успехом, мол, вас поздравляем,
Что на высоту вот такую
Вы школу с успехом подняли…


3

Ах, молодость! Ах, увлеченья!
Растайте недопониманья!
Случилось к победам стремленье –
И прочь недостаток вниманья!

Стремление же составлялось
Из замыслов творческих новых.
Ему жизнь прекрасной казалась –
Работать понравилось в школе!

И понял, что год продержаться
Он смог, собрав силу и волю.
Желанье пропало убраться
На поиск своей лучшей доли.

И школа тянула магнитом,
Хотелось творить и работать,
Идти по путям неизбитым,
К хорам проявляя заботу.


*  *  *
Три года прошли, как мгновенья.
Есть опыт довольно богатый.
Росло к новым целям стремленье.
Расти не хотела зарплата…

Солиднее стал, изменился
И авторитет наживает.
Вот, к слову, недавно женился,
Но денег уже не хватает
На то, чтоб жену молодую
Обуть и одеть поприличней,
Работу искать стал другую,
Чтоб дома всё было отлично.
Сорвался из школы любимой,
Устроился в школу другую,
Что так перспективой манила,
Зарплату сулила большую.

Тут заново всё начинал он
И с учениками другими.
Тут свой кабинет создавал он
С заботой руками своими.

Пока кабинет создавался
По писку последнему моды,
Пока новый хор создавался,
Еще пролетели два года.


*  *  *
В семье неполадки случились,
Наперекосяк всё летело.
Чего друг от друга добились?
Чего друг от друга хотели?
Всё чаще случались раздоры,
Скандалы всё чаще случались.
И мира в семье из-за споров
Давно уже не получалось.

Их нервы не были из стали.
Чтоб не продолжать эти пытки,
Они на развод подавали…
Его дали с третьей попытки.

*  *  *
Тоскливо тянулись недели,
Грустней становилась картина
И жить иногда не хотелось,
Не видя любимого сына.

Не стал просто так, без заботы
В бутылке топить своё горе.
Ушел с головою в работу,
Готовил программы для хора.

Концертные те выступленья
Народ с удовольствием слушал.
Красивое детское пенье
Теплом разливалось по душам.

Уроки его волновали
Всё меньше теперь с каждым годом.
Он больше теперь отдавался
Прекрасной внеклассной работе.

Всё лучше она получалась –
Был опыт и знания, вроде…
В конце года всё вдруг прервалось –
ВОСЬМОГО учебного года.

Казалось: ого! Целых восемь
Уж лет проработал он в школе,
Но вот уже близится осень
И он по своей доброй воле
И хор свой, и школу оставил,
И музыки класс современный,
Который он сделал на славу,
И город родной, незабвенный.


*  *  *
В далёком краю оказался,
Знакомом ему не по книжкам.
В любви в том краю он признался,
Влюбился, как юный мальчишка!

Любовь его переполняла
И чувства вулканом кипели –
Хотелось же сделать немало!..
Лишь только жена не хотела
На искренность чувств откликаться.
– Потише – за стенкою слышно! –
Всего продолжала бояться.
– Ой, как бы плохого не вышло!

Всё время с оглядками жили
И даже вдвоем за обедом
Негромко о всём говорили –
А как же? Что скажут соседи?!
Не дал Бог детей… И в работу
Они с головой погрузились,
А в летние дни девяностых
На даче упорно трудились.

Посеяли всё понемножку.
Себя было трудно заставить
Заняться посадкой картошки,
Чтоб было на стол что поставить.
А после учебного года
Не отдых на море удачный
Их ждал, а в любую погоду
Покорно трудились на даче.

*  *  *
А что же о музыке это
Не вспомнил никто тут, однако?
За годом год, лето за летом
Она покрывается мраком.

Казалось, просвета не будет
И творчество остановилось.
Казалось, он ноты забудет –
И это чуть было не сбылось.

Погряз он в уроков рутине,
В борьбе с дисциплиной не сдался.
И хор – его гордость – отныне
Ненужным теперь оказался.
Громада бумажной работы…
Вот в кучу её, да и сжечь бы!
А музы? В загон без заботы!
О них даже не было речи!

*  *  *
Ненужность свою сознавая,
Смешную зарплату имея,
Работу иную желает
Найти – он работать умеет!

Уходит из школы. В охрану
Завода моторов приходит.
Ему тридцать три… А не рано
Работу такую находит?
Такая работа, наверно,
Лентяям, конечно, подходит,
А, может быть, пенсионерам?
Он понял: с ума тихо сходит…
И вместе с работой в охране,
Чтоб вовсе уж не разлениться,
На курсы ходил утром ранним –
На токаря стал он учиться.

*  *  *
Промчались учебы недели.
На практику в цех посылали.
Под звуки осенней капели
Детали, что сделал, блистали.
Учился прилежно, как надо,
Работать на совесть старался
И Третий разряд, как награда,
Ему через месяц достался.

Классической музыки звуков
Не слышал на этом этапе.
Его музыкальные руки
Покрылись уж сетью царапин.

Спецовка, прожженная стружкой,
Пропитана потом рубаха.
Тут мыслить особенно нужно,
Но творчеством здесь и не пахло.

Хормейстером был, каких мало,
И можно считать их по пальцам,
Но музыка не удержала,
Стал токарем – вечным скитальцем
Заводов, цехов, фабрик разных,
Где длинным рублем их заманят,
Но денег ни чистых, ни грязных
Там нет! И их снова обманут!

Задерживать стали зарплаты
Иной раз уже на полгода,
А за возмущенье расплатой
Было увольненье народа.

Без денег за труд свой батрацкий
Народ умирал очень просто.
Так шла половина дурацких
Тех самых «лихих девяностых».

4

Однажды декабрьским денечком
Стоял на посту проходной он.
От скуки смотрел в одну точку.
– Ну, здравствуй! – сказал кто-то тоном
Знакомым ему без сомненья.
Ах, да! Тут директор стояла
Из школы, которая пеньем
Его хора так восхищалась.

– Какая судьба привела вас?
– К начальству пришла я по делу.
Но дело потом, увидав вас,
Спросить вот о чем я хотела:
У нас Новый год скоро в школе,
Без музыки вдруг мы остались,
Ушли и Надежда, и Оля,
А Галя играть отказалась…
Смогли б вы спасти этот праздник?
У вас ведь проблем с этим нету!
Другие болтать лишь горазды…
А я заплачу вам за это!

Он думал не долго – «шабашка»
Совпала с его выходными,
А лишние деньги в кармашке
Казаться могли золотыми.
Ведь, хоть он исправно трудился,
Зарплаты не видел полгода.
Его кошелек запылился,
Пустым был он пред Новым годом.
Как будто язык кто-то дёрнул –
Слова так внезапно слетели.
– Возьмёте назад? – взгляд упёртый,
Глаза директрисы горели.
– Да, запросто! – вздох облегченья
Слетел у обоих – так вышло!
– Напишете мне заявленье,
Приму вас назад без фраз лишних!

*  *  *
Опять всё меняется в жизни…
Большие грядут измененья.
Душа его больше не киснет –
Он в школу вернулся с волненьем.

А тот перерыв, что случился,
Как сон был ему – он очнулся,
Почувствовал: остепенился
И не пожалел, что вернулся.

*  *  *
В тиши кабинета в раздумьях
Он выводы сложные делал
О людях дурных и разумных,
О клавишах черных и белых.
Была, например, одна дама,
Что по ГОРОНО семенила.
Она вдруг без шума и гама
По школам хоры отменила.

Сказала, что в городе этом
Хорами все школы забиты.
Ей премию дали за это,
Хоры же остались забыты.
Как дальше, вдруг стало не ясно,
По школам вести обученье?
И как же «толкать теперь в массы»
Красивое детское пенье?

А та ГОРОНОшная дама,
Что Шишкою все обзывали,
В Центр творчества новенький самый
Детишек уже зазывала.

И штат педагогов отличных
Работать туда пригласила.
И, выпив грамм двести «Столичной»,
Такой план она огласила:
– Работать по-новому будем!
Мы к новым пойдем достиженьям!
И радостно будет всем людям!
Поднимем мы всем настроенье!

И педколлектив тихо охнул…
Он думал, что лозунги эти
Исчезли с ушедшей эпохой,
А тут перемен не заметил.

И скоро вдруг всем стало ясно:
По-новому им не работать,
И ждут изменений напрасно,
А Шишке уж очень охота
Лишь только собой любоваться
И всем указания делать,
И властью своей упиваться,
И смешивать «Красное» с «Белым».
Такое дурацкое дело
Не стали терпеть педагоги –
Они ведь работать хотели,
А тут лишь скандалы да склоки.

И стали тогда увольнять их
По глупому Шишки веленью,
И стали тогда заменять их
Послушным младым поколеньем
Без опыта, знаний, амбиций,
Готовые лишь к исполненью,
А о сохраненье традиций
Писали Приказы, Решенья…
Работу бумажную эту
Они с упоеньем писали,
Но кучи бумажного бреда
Работать другим лишь мешали.

*  *  *
В раздумьях не долго, не быстро
Пришел он к такому итогу:
Искать надо будет солистов
И к песням эстрадным готовить.

Себя перестраивать надо:
Составив концерта программу,
Бумаги и ручки не надо,
А надо писать фонограммы.

Тут знания аранжировки
Заняли не главное место,
Но без электронной сноровки
Вести разговор неуместно.
Компьютеры первые эти –
Ну, очень уж все примитивны,
А вот синтезатор, поверьте,
Был в музыке той эффективней.
Имел он для памяти треки,
Что раньше дорожками звались,
И звуки из «библиотеки»
Довольно удобно писались.

Чем более «крут» синтезатор,
Тем звуки его натуральней.
Записывать в нем фонограммы
Ведь можно профессионально.

Но в школе той техники нету –
Была она в Доме культуры
И за фонограммы за эти
Платить нужно было «натурой»:

Вином, самогоном иль водкой –
Не так это было и важно.
Товар этот был очень ходкий,
Коль не было денег бумажных.

Чтоб не обдирали, как липку,
Он все фонограммы сам делал.
Оплачивал он их со скидкой,
А делал он всех их умело.

*  *  *
Своя фонотека копилась
И дал он тогда объявленье,
Что студия в школе открылась,
Да с музыкою современной.

Три дня объявленье висело.
Никто в классе не появлялся.
В четвертый день кто-то несмело
В его кабинет постучался.

– Войдите! – сказал он негромко, –
И дверь потихоньку открылась.
Вошли две красивых девчонки,
В восьмом классе обе учились.

– Мы там объявленье читали, –
Сказала одна и зарделась. –
В себе сомневаться не стали…
А петь нам давно уж хотелось.

– Послушайте нас и скажите, –
Вторая девчонка сказала, –
И если чего – нас возьмите
И пользы всем будет немало.

Чтоб нервное снять напряженье,
Он шуткой его уничтожил.
Прослушал их робкое пенье
И после того подытожил:
– В порядке ваш голос. Так что же?
Готовы к нелегкой работе?
– Фактически – да, но, похоже,
Морально – еще на подходе.

Ему их понравилась шутка.
Назначив для них расписанье,
Еще поболтали минутку,
Сказали потом: «До свиданья!»

*  *  *
Приподнятое настроенье,
Энергии тратят немало.
Девчонки старались без лени,
Силёнок на все им хватало.

Таким вот своим поведеньем
Своих «заразили» подружек.
И вскоре в день светлый весенний
Просили их тоже послушать.

Прослушал и вывод он сделал,
Что надо концерт подготовить,
Включить их всех в общее дело,
А тут появился и повод.

Восьмое приблизилось марта…
Ему в день холодный весенний
С утра было уж очень жарко,
Мечтал окунуться в бассейне.

Проблем накопилось немало,
Проблемы решать надо эти,
Проблем и со звуком хватало,
Проблемы есть и на кассетах.

*  *  *
Но всё же концерт состоялся,
С достоинством спели девчонки.
Плохим только звук оказался –
Так плохо звучали колонки.

Короче, как в той поговорке:
Хотели, как лучше, а вышло…
Зато, получив опыт горький,
Директору молвил чуть слышно.

– Со звуком вы нам помогите,
Подтянемся мы очень скоро,
Колонки другие купите,
Тогда мы свернем с ними горы.

Услышав такое, без смеха
Директор помочь обещала.
– Сегодня концертным успехом
Вы все положили начало
Хорошему, нужному делу –
В других школах этого нету!
Вы знаете, я захотела
Помочь всем вам с музыкой этой.
Меня только не торопите,
Ведь сделать такое не просто.
Девчонок своих подучите –
Пусть радуют нас новым ростом.

*  *  *
И после таких наставлений
Его жизнь опять завертелась,
Чтоб радовать зрителей пеньем
И чтоб с новой силой хотелось
Работать, учить и учиться,
Себе цели новые ставить,
Творить, сочинять, не лениться –
Тогда можно будет представить,
Что юные эти певицы
И с возрастом петь не устанут.
Вот выпорхнут в жизнь, словно птицы, –
Профессионалами станут.

5

Вернулось к нему вдохновенье,
Что семь лет без устали спало.
От песен, стихов сочиненья
Душа его не уставала.

Директор была не оратор,
Но слов не бросала на ветер,
Купила ему синтезатор
Далёко не худший на свете.

И творчество вновь закипело,
Раскрылись проблем всех решенья –
Теперь применить мог он смело
Фантазий своих воплощенье.

А раньше свои сочиненья
Лишь видел на нотной бумаге.
Добраться же до исполненья
Им было никак – ну, никак им!

Он вспомнил: на курсе последнем
Ему показалося честью,
Когда его произведенья
Играли студенты в оркестре.
Пятнадцать уж лет пролетело
С тех пор. И уж не исполнялись
Его сочиненья и смело
Лишь в книжном шкафу «опылялись».
Теперь, кроме аранжировок,
Он мог, как угодно озвучить
Любую из тех «заготовок»
И более душу не мучить.

Со временем произведенья,
Все, что на кассеты писались,
Подверглись переосмысленьям –
В компьютере все оказались.

С тех пор в оцифрованном звуке
Хранились его сочиненья.
Его музыкальные руки
Творили с большим вдохновеньем.

В любое удобное время
Свои сочинения слушал.
Плохих исполнителей бремя
Его уж не трогало душу.

Пусть он – композитор-любитель!
Но был он довольно счастливым:
Всегда под рукой исполнитель –
«Альянс» из девчонок смазливых:

Три Ани, четыре Светланы,
Две Юли, Наташа, Оксана,
Один Эдуард и Катюша
Ему предложили послушать
С десяток названий приятных,
С десяток – совсем не понятных…
Должно быть у студии новой
Названье – как петь без него им?
И студия стала «Альянсом» –
По-русски «содружеством» звалась.
Для них синтезатор авансом
Директор купить соглашалась.

*  *  *
Имея хорошую базу,
Он, сил не жалея, работал.
Больничный не брал он ни разу.
С «Альянсом» пел и по субботам.

А часто и по воскресеньям
У них выступленья бывали.
Считалось ведь крупным везеньем,
Когда их «на бис» вызывали.

И в творчестве все вокалисты
Свои проявляли уменья:
Мелодии с текстом солистов
Звучали всем на умиленье.
Пусть рифмы их несовершенны,
Но можно из них сделать песни,
А выучить все их, наверно,
Не выйдет никак – хоть ты тресни!

И кто-то придумал афёру
С сценическим киноэкраном:
За ним находились суфлёры,
Певицы же шли первым планом.
И вот уже к киноэкрану,
Что сзади стоит во всю сцену,
Выходит Баранова Аня,
Суфлёром Самсонова Лена.

А он ничего про суфлёров
Не знал и на девочек злился:
Чего, мол, вы все у экрана?..
Но раз кто-то проговорился…
Решение то остроумным
Признал он – смеялся до колик.
Потом проверял текст у «умных»,
Когда выступали не в школе.

По сорок концертов давали
В год вместе солистки «Альянса».
От этого не уставали,
И были у многих ведь шансы
Учиться профессионально –
Уехать в Москву за карьерой,
Судьбу свою сделать вокальной,
Сломать всех сомнений барьеры.

Лишь двое – Наташа и Таня –
В Москве закрепиться пытались.
У Тани всё вышло спонтанно,
Наташке же всё удавалось.
За этих девчонок болея,
Удачами их восхищался,
А тех, что в «Альянсе» лелеял,
Всё лучше готовить старался.


*  *  *
Недолго работал он, вроде,
Но раз как-то взял – оглянулся…
И что? ДВАДЦАТЬ  ДВА прошло года!..
Он их сосчитал, улыбнулся…

Седины – уж не удивленье,
Но сердце еще крепко билось.
Вокальное тут отделенье
У Школы Искусств вдруг открылось.
Сказать «вдруг» – так это полдела.
Давно уж – три года примерно –
С коллегой вдвоём захотели
Создать отделенье. Но скверно
Директор тогда относился
К такой вот хорошей идее.
Но вскоре директор сменился –
И враз разрешилось всё дело!

Детишек певучих набрали
И первые их выступленья
Родителей в зале собрали
И вызвали их умиленье.

Кипела работа и планы
Все дерзкие осуществлялись.
Где силы для этого брал он?
Знакомые лишь удивлялись!

Фактически на три работы
Внимание распределял он.
Стараниями и заботой
Певцов всех своих опекал он.
Заботе они были рады
И к новым высотам шагали.
А конкурсные их награды
Восторги у всех вызывали.

Не стоит лишь только превратно
Идиллии строить такие.
Событий хватало приятных,
Но были они и другими.

Ребята одни приходили
И в классе вокальном остались.
Другие, попробовав силы,
Увы, вскоре с ним распрощались.

Порой в размышленье тяжелом
С ребятами он расставался,
Когда по их глупости в школе
Контакт с ними не получался.
Ну, ладно, еще ведь сумеют
Себя проявить они где-то,
Пускай своё счастье лелеют,
Но только не в пении этом.

*  *  *
Тем временем ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ
Учебный год уж начинался.
Пришли вдруг такие ребята!
Счастливым он вмиг оказался.

В его классе школьном вокальном
Случилась какая-то каша!
Вполне уж профессионально
Запели Алёна и Саша.
Другие же те, что остались,
Поменьше талантливы были,
За ними угнаться пытались,
Но нет – не смогли… И остыли.
С «остывшими» не отказался
Вокалом тогда заниматься.
Пред выбором вдруг оказался
И вынужден был он расстаться
С вокальным своим отделеньем,
Что чьим-то высоким указом
Попало вдруг под сокращенье…

Его сокращали не сразу,
А как-то совсем по-садистски,
И как-то, кусками срезая,
Втихую, приёмчиком низким
К нему новичков не пуская.

Коллеги недоумевали:
– Что? Школа так сильно богата?
Зачем сокращать педагога,
Дающего лауреатов?

– Нет, школа совсем не богата, –
В ответ им директор сказала, –
Но он совместитель! Зарплата
Нужна основным. – Показала
Глазами – одним только взглядом –
На тех основных педагогов,
Что тихо сидели с ним рядом
И ждали вот этих итогов.

Ну, что ж? Коль такое решенье
Задумала та директриса,
Он взял и, забыв о сомненьях,
Решил поскорей удалиться.
Учебный год он доработал,
Написано уж заявленье…
Об учениках всю заботу
Оставил другим с облегченьем.

Директору же для прикола –
Чтоб жизнь не казалась ей краше –
Сказал: «Забираю из школы
Я только Алену и Сашу».

Он знал: лучших взяв вокалистов,
Тем Школу Искусств обезглавит,
А выпуск подобных солистов
Другие теперь пусть возглавят!

*  *  *
Алена и Саша в дуэте
Не хуже, чем порознь, смотрелись.
Талантливые эти дети
Уже не по-детски распелись.

Черпали они вдохновенье
Лишь в репертуаре серьёзном.
Уже не заметно на сцене
Волненье, мандраж и нервозность.

Зато артистизм появлялся,
Осмысленность взглядов и жестов.
И репертуар пополнялся –
Дуэт не топтался на месте.
И Школа Искусств не имела
К нему вообще отношенья,
А средняя школа летела
На конкурсах к новым свершеньям.
Он вспомнил: когда-то с «Альянсом»
На уровне региональном
Они выступали, но шансы
Там были у них минимальны…

Дуэт петь на уровне этом
Считал делом неблагородным:
Они пели на Всероссийском
И даже на Международном!

И громкие эти победы
Пред ними пути открывали:
В училище после беседы
Их тот час обоих приняли.

И после побед не зазнался,
А стал еще лучше и краше
Дуэт, что «Альянсом» назвался –
Всё те же Алёна и Саша.
А как же эстрадное пенье?
В душе его не отвергая,
Давно уж принял он решенье:
Раз музыка это такая,
Что больше его не тревожит,
Он будет, себя презирая,
Кого-то учить и, быть может,
Успеха добьется, играя.
Эстрадного только «Альянса»,
Которого долгие годы
Уж нет и создать не удастся,
Ему возрождать неохота.

Но всё же он вмиг согласился
С названьем, предложенным Сашей,
И сразу «Альянс» возродился,
В другой ипостаси оставшись.

*  *  *
А годы летели так быстро
И дети уже подрастали.
Хорошие эти солисты
Певцами-студентами стали.

А он, на усталость сославшись,
Решил своё дело забросить.
В свой класс не берет, даже если
Об этом его и попросят.

Он знает: певца подготовить –
Лет семь надо бы для начала,
Чтоб смог он карьеру построить
Да так, чтоб душа не скучала.

А нервы уже износились
И сдерживать их всё труднее,
А школьники так изменились,
И стали дурного дурнее…
Уроки даются трудней и трудней,
Хоть опыт огромный и, вроде,
Всё знает давно о работе своей,
Но дети другие приходят!

Меняется время, меняется взгляд
На школу, учёбу, на книжки…
Другие за партой девчонки сидят,
Другие теперь и мальчишки.

Попробуй-ка ты заинтересовать
Отвёрткой, рубанком, стамеской…
Им лучше в смартфонах своих «зависать»,
Друг другу писать эс-эм-эс-ки!

Урок технологии девки уже
Десятой дорогой обходят
И лишь приключения на свои ж…
Желают найти – и находят!

Какой-то у всех потребительский взгляд –
Попробуй их к делу приставить!
Но делать они ничего не хотят,
Лишь только хотят они «хавать».

Толпа потребителей гнусных растёт,
И ширится, словно зараза,
А в школы начальство всё новые шлет
Стандарты, Записки, Приказы.

Не в силах терпеть вот такое,
Собрался сменить он работу.
В сравнительном чтобы покое
Дожить без особой заботы.
И реже всё после уроков,
Хоть в школе он был завсегдатай,
Задерживался. Так наскоком
Год кончился ТРИДЦАТЬ  ДЕВЯТЫЙ.

Останутся только отчёты,
Что требуют завучи снова,
Да с хламом в шкафах свести счёты,
Чтоб не оставлять для другого –
Того, кто на месте вот этом
Захочет вовсю развернуться…
А он отгуляет всё лето,
Чтоб в школу уже не вернуться
Впервые за все ТРИДЦАТЬ  ДЕВЯТЬ,
Спиною чтоб к ней повернуться,
Впервые за все ТРИДЦАТЬ  ДЕВЯТЬ,
Чтоб было на что оглянуться.
Впервые за все ТРИДЦАТЬ  ДЕВЯТЬ,
Почувствовать: жизнь есть другая
И снова за все ТРИДЦАТЬ  ДЕВЯТЬ
Он
новую
жизнь
начинает…



(закончил с Божьей помощью 2 апреля 2019 года)


Рецензии