Призрак мента

 В ноябре 1982 года, после окончания Ростовского института сельскохозяйственного машиностроения, я поступил на службу в милицию и был направлен участковым инспектором милиции в Промышленный РОВД г.Новочеркасска.  До прохождения специальных сборов, после которых присваивали звание лейтенант милиции, мне присвоили звание старшина милиции. Жил я в г.Ростове-на-Дону и каждое утро на электропоезде ехал к месту службы, а вечером возвращался домой. В 1982 году впервые в СССР ввели переход на зимнее и летнее время, да ещё и город Ростов-на-Дону перевели в другой часовой пояс. Якобы для экономии электроэнергии. (Из другого часового пояса Ростов-на-Дону вернули уже через один год, а вот  от ежегодных переходов с летнего на зимнее время и обратно отказались только через тридцать лет, поняв всю бесперспективность и глупость этой затеи). Но тогда, благодаря этим новациям, в зимнее время, утром часов этак до 9-30 было ещё темно. И вот где то в конце ноября в одно «прекрасное»,  очень темное,  холодное ноябрьское утро я как обычно  сел  на «семичасовую» электричку на станции «Сельмаш» и через несколько минут спокойно заснул, как делал это всегда, благо за окном была просто жуткая темень.  Всё как обычно. И меня всегда  какая-то неведомая сила буквально перед остановкой «Хотунок» будила, и я, проснувшись,  быстро выходил. Но в этот раз меня эта чертова сила разбудила немного раньше. И ещё толком не проснувшись, услышав: «Осторожно, двери закрываются», я подскочил как будто ужаленный и пулей вылетел из вагона на остановку. Двери закрылись, и электричка уехала. «Успел», — подумал я. Проснувшись окончательно, посмотрел перед собой, но местность какая-то незнакомая. Огляделся я вокруг и понял, что выщел на одну остановку раньше, чем мне надо. За моей спиной в темноте светилась проходная НЭВЗ (Новочеркасского электровозостроительного завода), а передо мной был сильно заросший парк, слегка запорошенный первым зимним снежком. И ни одного фонаря. Темень, ну хоть «глаз выколи»! Ни черта не видно.
Я примерно понимал, что идти надо влево. Но куда? Парк как лес. Тут, на мое счастье, выглянула луна, и заросшие дорожки между кустами   и деревьями, да еще засыпанные первым снегом,  стали хоть как-то просматриваться. И я не спеша пошел. Иду по парку, а куда — пока не ясно. Фонари все разбиты, ни одной горящей  лампочки. Только луна. Очень красиво, но как-то тревожно. Больше всего в этой ситуации я боялся выглядеть смешным. Начнут в отделе вышучивать. Следопыт ростовский! Заблудился в трех шагах от милиции! Смех. И так в милицейском деле новичок, знаний ни черта, чувствуешь себя недоделанным каким-то, а тут ещё шуточки назревают.
Поэтому я очень обрадовался, когда впереди себя увидел спину идущего человека, который на правом плече нес небольшой картонный ящик, придерживая его рукой! Я устремился к нему, вытянув в его сторону руку, и негромко окликнул: «Эй! Товарищ! Подождите!» Но в ночной тишине это моё обращение прозвучало весьма громко. Мужчина всем корпусом повернулся, и его лицо исказила гримаса какого-то, очень сильного   страха! Я бы даже сказал, животного ужаса! Очевидно, он был так напуган увиденным, что я сам перепугался, даже оглянулся посмотреть, что он такое там увидел, кем или чем он так напуган. Никого сзади не было, и, повернувшись обратно, я с удивлением увидел, что этот  мужик уже бежит от меня сломя голову, перепрыгивая через кусты. Инстинктивно я тоже побежал в его сторону и ещё раз крикнул: «Товарищ! Стой!».  Внезапно этот «товарищ» отшвырнул ящик и вообще помчался как ветер. Миг — и его не стало!
Добежав до брошенного ящика, я остановился и открыл его. Там лежали аккуратно упакованные электроутюги. Десять штук. Несмотря на мою неопытность, я всё понял. Меня обуял дикий хохот. Я несколько минут хохотал как сумасшедший. Эти электрические утюги, видимо, тайком были вынесены из цеха товаров народного потребления завода НЭВЗ. Проще говоря, украдены! У государства. Судя по их количеству, дело тянуло на кражу государственного имущества, что обеспечивало от 3 до 7 лет лишения свободы. И тогда я образно представил, что увидел этот несчастный мужик, повернувшись на мой окрик. Он увидел «Мента». С ярко светящейся в свете луны огромной желтой кокардой и золотыми широкими старшинскими полосками вдоль всего погона, неумолимо приближавшегося к нему с протянутой рукой, чтобы схватить его. А вместе с «ментом» надвигались, как минимум лет пять лишения свободы. Он увидел камеру и тюремную решётку. А за решеткой он явно увидел себя.  Вот что он увидел. Поэтому и рванул как сумасшедший. Меня опять обуял смех.
Отсмеявшись, я огляделся и увидел силуэты домов. Уже светало, и можно было сориентировался, куда идти. Взвалив ящик на плечо, я принес его на работу. Теперь я мог спокойно рассказать об этом событии. Конечно о том, что, выйдя из электрички,  я не сразу нашел дорогу к РОВД, скромненько умолчал. Зато в красках описал лицо мужичка, который на мой оклик обернулся.  Ржали все! Да, это было смешно. Со временем я понял, что это не смешно, а скорее очень грустно. Простой утюг в стране уже был дефицитом, и его купить было нельзя, а можно было только украсть.


Рецензии