В. Агошков. ОЕВ. 1904г. Пастыри Церкви герои войны

В.Агошков. ОЕВ. Пастыри Церкви — герои войны.

„Впереди шел полковой священник с крестом, раненный двумя пулями"...

Имя этого священника-героя, одушевлявшего 18-го апреля солдат 11-го стрелкового полка на берегах Ялу, известно теперь всей России. Это – о. Стефан Васильевич Щербаковский, уроженец Херсонской епархии и питомец Одесской Духовной Семинарии (окончилъ курс в 1896 г.).

Теперь по газетным сведениям можно довольно подробно восстановить обстоятельства этого геройского подвига... Уже несколько дней бьются русские войска с многочисленным неприятелем – „один против шести" – на берегах р. Ялу. Шаг за шагом отстаивают они свои позиции, бесстрашно глядя на то, как вражья „сила все растет да растет, все на витязей с боем идетъ".

Настало утро последнего дня славного боя. 11-ый полк со всех сторон окружен сильнейшим неприятелем, ряды его сильно поредели – много убито и офицеров, и солдат... 0тец Стефан знает, что предстоит кровавый день, и заранее готовится к смерти. Он пишет духовное завещание, горячо молится, и становится в ряды воинов, в знаменную роту, держа крест в руках... Загремели выстрелы, полилась кровь, послышались стоны... Все ближе и ближе сжимается железное кольцо японских войск, плотно охватившее 11-ый полк...

Уже убит храбрый командир, немного осталось в живых и офицеров, а враг все смелее и смелее надвигается на горсть наших храбрецов... Наступает самая критическая минута боя... В эту именно минуту пред полком, лишившимся командира, является новый вождь – отец Стефан.

Полный отваги и христианского самоотвержения, он обращается къ полку съ призывомъ: „Христос Воскрес! Вперед! Победим врага!" – и бросается вперед, увлекая за собою весь полк. Не страшны ему ни град ружейных пуль, ни картечь, ни острые штыки врага. Его ударяет пуля, одна, за-тем другая, но он продолжает идти вперед, твердо держа крест. А за ним с львиною храбростью идут наши стрелки, прокладывая себе путь среди врагов.

Раненый, с свинцом въ груди,
Не в тылу, не с края,
Шел священник впереди,
Кровью истекая...
Окруженная врагом,
Рать одушевлялась,
И стихийное, как гром,
Вдруг „ура" раздалось...
Вновь „ура" среди солдатъ
Вихрем пролетало...
Цепь прорвалась:
Штык, приклад
Довершают дело.
Все смешалось!
Крики! Вой!
Гул нестройный боя...
Только виден над толпой
Крест в руках героя...

И такой пример героизма полковых священников далеко не единичный. В самом начале на-стоящей войны, 27-го января, в неравном морском бою при Чепульпо, на палубе крейсера „Варяг", подъ градом вражеских снарядов, мужественно стоял священник о. Михаил Руднев, со св. иконою в руках, ободряя моряков. А в еще более тяжелый для России день, 31-го марта, вместе с незабвенным Адмиралом С. 0. Макаровым и сотнями офицеров-моряковъ и матросов, погиб на Петропавловске" и судовой иеромонахъ, о. Алексий.

Прошлые войны также знали священников-героев…

«Военные пастыри, говорил о. протопресвитер А.А. Желобовский, шли против врагов в моменты чрезвычайной опасности, в самые критические минуты упорного боя... Силой своего высокого воодушевления они увлекали ратные дружины!»
Где должен находиться священник во время боя?

– Его место на перевязочном пункте. Он ободряет раненых, напутствует умирающих. Быть в огне зависит от его доброй воли... Подвиг священника Щербаковского не единичен. За время существования военного духовенства более ста священников были награждены наперсными крестами на георгиевской ленте в воздаяние их примерного мужества и самоотвержения. Крест на георгиевской ленте – высшая награда священнику за боевые подвиги. Но, кроме того, архивные исследования указывают на четырех священников, кавалеров офицерского ордена св. Георгия четвертой степени. Первый между ними, по времени, был священник 19 егерского полка Василий Васильковский, герой 1812 года под Витебском. Он был ранен ядром в щеку, но остался в бою и оставил поле сражения лишь тогда, когда пуля контузила его в грудь. Под Малым Ярославцем о. Васильковский был ранен в голову.

Второй георгиевский кавалер – священник Иов Каминский, при переправе через Дунай, в 1829 г., сел в лодку с солдатами и при штурме неприятельской батареи вступил на вал. Он был тяжело ранен пулей в щеку. Третий – протоиерей могилевского полка Иоанн Пятибоков прославился, как герой кровопролитного штурма турецких батарей на Дунае в 1854 г. Когда наши войска дрогнули и смешались, о. Иоанн, возложив на себя эпитрахиль и взяв въ руки крест, выступил перед солдатами, сказав:„С нами Бог, ребята, и да расточатся враги Его…Родимые, не посрамим себя! Сослужим служ-бу во славу святой Церкви, в честь Государя и на утешение нашей матушки России! Ура"!

Взойдя на стены укрепления, герой священник получил две контузии в грудь. Пуля отбила левую сторону креста, бывшего в руках И. Пятибокова, картечь разорвала эпитрахиль. Штурм окончился тогда полной победой наших.

Наконец, четвертым кавалеромъ ордена св. Георгия был иеромонах Иоанникий Соколов, служивший в 45 флотском экипаже и участвовавший в крымской кампании.

„Если, – писал один из священников, – мой полк первым двинется на неприятеля, а с полком – и я. Если же лягу на бранном поле, не оставьте меня в своих молитвах. Знайте тогда, что шел я на смерть, не страшась её, с одним желаниемъ: своими трудами, а если нужно – и жизнью, внести маленькую лепту в ту громадную жертву, какую приносит теперь русское воинство за свою родину...».
С.

(С) Текст подготовил в печать - В.И. Агошков, апрель 2019г


Рецензии