Незабываемое и неповторимое сегодня...

  Какая чудная картина,
когда вдруг яблоня цветёт...
А у меня - лишь в воспоминаниях доныне -
тот сад оставленных широт,
... где я когда-то в ожиданьи чуда -
встречала каждую весну,
- там,  вышли мы с тобой откуда,
что я так часто помяну...
Чем дальше - тем воспоминанья чаще -
о прошлых прожитых годах,
меня уносят дальше-дальше -
туда, где нет ещё утрат...
Где всё так ярко, как в начале жизни,
где солнце каждый день с утра,
и лЮбящие рядом жИвы, -
И для печали не пришла ещё пора...
 
  Всё это в Умани далёкой ,
о чём с Виталием любили вспоминать...
Но, в прОшлом всё, и более о прошлом -
сегодня уже нЕкому ни - написать, ни - прошептать... 

 И незабываем в памяти навсегда тот сад, в котором начиналась жизнь моя в том далёком тёплом и уютном городке в "Украини мылий", как сказал-бы Шевченко...

  Где до войны 1941 года подрастала в большом саду, куда маленькой девочкой убегала с утра от няниного присмотра. Где каждое дерево было знакомо всеми своими сучками и ветвями, которые так помогали влезать на него и прятаться в его ветвях от зоркого взгляда няньки Сони! Правда , это было до войны. А после возвращения из эвакуации был посажен новый сад, что подрастал и входил в силу плодоношения уже и не без моего участия. Так каждой весной я обмазывала глиной все стволы и затем белила  известью,  как  положено  было. Т.к. в школе я была активным юннатом, под руководством  учительницы по ботанике и биологии в дальнейшем: - Доброй  Памяти  -
 -  Головченко Марии Евтихиевны ...

  В  ту  пору,  я  помню,  мы ходили  в  юннатах  всегда  дружной  троицей:  -  я,  Эличка  Соболева  и  Елисеев,  которого  мы  звали  -  Липисейчиком,  без  всяких  обид,  т.к.  всё  было  искренне  любя.  И  в  ту  пору,   не   достигшие   ещё  пубертатных  проблем,  чувствуя  себя  совершенно одинаковополыми,  а  нашего  Липисейчика - своей  подружкой  в  полном  смысле,  -  как-же  нам  было  хорошо  и  весело!  При  этом,  мы  полностью  себя  отдавали   своему  увлечению  -  ботанике,  работая   целыми   летними    днями   в,   так  называемом,  Зелёном  Хозяйстве  от  СельхозИнститута,  находящегося  здесь-же  в  Софиевке...  Что  и  сейчас  является  Академией СХ, известный  своими  традициями  незаурядного  ВУЗа.
 
  Как-же  хорошо  нам   было   тогда   в   нашем   затянувшемся   Детстве  без  всяких  грядущих  проблем  начинавшегося  взросления!  Поистине  -  время  золорое  беззаботное,  которого,  как   мне   кажется,  сейчас   вообще   не  существует  у  слишком  рано  взрослеющих  детей...  А  имени  Липисейчика  не  помню,  т.к.  в  ту  пору  мы  в  школе  называли   себя   исключительно   по   фамилиям,  как   и  учителя  нас...
    
  И  в  пору  цветения  моего сада,  любуясь невероятной его  красотой, особенно - лунной  ночью,  не  могла  удержаться,  чтоб не петь ему какие-то слова популярной в те годы песни:
            - В белорозовом цвету, сад мой, сад мой любимый...
              Я люблю и берегу, сад мой, сад мой, любимый...   белеющий  побелёнными  стволами  деревьев,  несущих  аккуратно  подстриженные  кроны  пышно  зацвёвших  фруктовых  деревьев ...  в  белорозовом  цвету,  сад  мой,  сад  мой  -  - любимый ...
...  и первые свидания  под  луной  с  соседским  мальчишкой,  и первые робкие слова  признания  чувств - первых,  несмело  рождающихся в сердцах...

    А затем, по мере  роста  моего  сада  -  радость  от  первых урожаев - сбора и заготовок на зиму.  И помнится  то  первое  яблоко  на  молодом  саженце  сорта -
 - "Антоновка 600-грамовая" ...  Что действительно было величиной  с  голову маленького  ребёнка !  И  так  все  школьные  годы,  до  от'езда  в  столицу.
 
  Помню,  приходил  к  нам  в  сад  агроном из села,  который, видя  мой интерес и желание, учил меня обрезке деревьев по всем  правилам  садоводства.  И  видя  мою любовь и заинтересованность, давал мне бесплатные уроки. Учил он меня премудрости обрезки ненужных лишних ветвей, хотя мне иногда казалось, что уж слишком много обрезаем. Но он меня учил, где какие ветки подлежат, всё это было на украинском языке  - на мови, и звучало так:

 - Галка, дывысь, о це - матошна ветка, а це - вовчок - треба зризаты ... и т.д. в таком духе.

 Для меня украинська мова звучит как музыка, как и для всех, кто владеет ею. Пришёл мой агроном однажды ранней весной, принёс какие-то черенки, и говорит:

 - Галка, ходьмо, будем прививку робыть!- 

   Было у нас одно грушевое дерево, которое начало плодоносить мелкими тёрпкими грушками. Конечно, судьба этого дерева была предрешена после первого-же его плодоношения,  и  мы  решили  убратьего  сразу-же  по  весне.  Но мой друг дед-агроном  решил  иначе,  для  чего  он  и  принёс  черенки.  Вместе со мной он обрезал  все  ветки  на  этой  дикой  груше  и  на  оставшиеся  3-4  "матошных вэток",  як  вин казав,  привил  принесенные  черенки.  Всё это с моим участием 
и под его присмотром. Все черенки принялись и начали расти. Прошло 2 или 3 года. Приезжая на лето в родной город, в мой сад, увидела, что черенки на груше дружно зацвели ! И с нетерпением стали ждать плодов. Приходил изредка мой дорогой агроном, проверять мои труды в саду под его руоводством.   Был очень рад, увидев зацвёвшие  черенки, привитые когда-то им вместе со мной.  А рядом росло грушевое деревце  посаженное  тоже несколько лет тому, но никак не зацветающее. О чём я и пожаловалась  моему  другу  садоводу.  Сорт  этого деревца  был - так называемая "лимонка", очень любимая и популярная в тех краях, у нас в Украине. А мой агроном меня  успокоил, что начинает  плодоносить  лимонка  не  ранее  6-7 лет  после посадки.  Значит  надо  ещё  ждать... 

  И стала я ждать осени, глядя на всё увеличивающиеся в размерах груши зелёные на вид и твёрдые, как камень... Поздней осенью, уже в начале октября груши на дичке уже  пожелтели,  оставаясь  тем  не  менее  твердокаменными.  Но  я сделала, как советовал мой агроном: собрать и положить в погреб на картошку, и ждать до нового года. Без всякой надежды положила эти твердокаменные плоды на картошку в темноту погреба.
  А погреб был у нас в сарае глубокий, сухой, весь внутри облицованный кирпичом, с кирпичной лестницей в 3х метровую глубину... 

  И  так  они - эти  плоды, там и лежали, не портясь, желтели, солнечным светом во тьме. И когда настало время перед  новым годом, достали  мы с большим  опасением груши  из  тьмы  погреба. Помыли их и я с опаской откусила, и... чуть не захлебнулась  соком  неповторимого  вкуса !  Это  была  груша  сорта "Бере зимняя Мичурина"!  Если  кто  может-быть  помнит  это  имя  сегодня.  Не обманул мой дорогой Дед агроном. А через пару лет моя бесплодная много лет "лимонка"  одарила нас невероятным  урожаем  своих  неповторимых  на  вкус   плодов,  как  и заверил мой друг - дедушка агроном.  Человек  незабываемый  своим  знанием  и невероятной любовью  к  природе!  Как мне всегда говорила наша домработница  Соня :

 - Галка иды, там до тебе прыйшов "матошна ветка"...

   Есть-ли сейчас такие добрые от Природы и к Природе люди? - в нашем таком агрессивном сегодня...
 


Рецензии
Как Вам, Алла, повезло на хорошего человека.
А вкус тех груш небось помните до сих пор.

Папу перевели из Сталино (ныне Донецк) в городок СнежнОе. И там дали ему половину дома с огромным участком. Вторую половину занимала семья военкома. И мы с папой и мамой посадили там небольшой яблоневый сад. Саженцы в полтора моих детских роста. Были ещё сливы и вишни. Сливы и вишни стали цвести буквально на следующий год. А яблони ну никак не хотели. И вдруг, где-то на третий год, дружно зацвели. Одно деревце росло прямо рядом со столом с лавочками. Как же я переживал за цвет, потом за завязи. И вдруг ударил мороз. Почти все завязи на деревце рядом со столом опали. Но одна осталась. И вот там появилось яблочко. С каждым днём оно все более и более наливалось. В конце концов стало огромным. И однажды папа мне сказал: "Кажется созрело. Залезь на стол, Геналька, сорви." О-о-о. Это была честь для меня. А потом папа разрезал это яблоко на две части. Одну отдал мне, а вторую поделил себе и маме.
Вкуса я не помню, а вот запах... Запомнил на всю жизнь.

Евгений Боуден   10.04.2019 19:45     Заявить о нарушении
Рада,что тронула, Женя! - пробудив ответные воспоминания... И, действительно, в жизни многое бывает однажды, что потом не повторяется, тем более, со сменой мест пребывания... И долго будет сниться -
тот сад,-
посаженый тобой однажды...
Ведь жизнь твоя, как колесница,
Туда не возвратиться дважды... Конечно, не многим в жизни доводиться жить с детства в своём саду, что потом будет помниться до конца дней... И все такие родные и знакомые те - Пепинки,ПапИровни, Белые Наливы и многие другиее,памятные с детства...Помнится и вспоминается до конца жизни. И радует, что ЭТО было в жизни! Как жизнь, Женя? Всех благ желаю! Алла.

Алла Зиливинская   11.04.2019 03:30   Заявить о нарушении