Пронька

     Пронька родом из села, а сейчас проживает в городе на окраине, на базарной площади. Безобидный, добрый, готовый всем услужить и помочь; соседи его любят и зовут ласково Пронька. Так повелось с давних, еще детских лет, обращаться просто по имени Пронька. Ему шестьдесят лет и полное имя и фамилия у него Прокопий Иванов. Он не обижается, ну и пусть будет Пронька, ведь не со зла люди к нему так обращаются, а, ласково, отвечая на его доброту.

     Прокопий мужик степенный, женат, имеет семерых детей. Его Мария, подстать мужу, трудолюбива, подельчива и всегда готова прийти на помощь соседям. Живут по-сельски, справно, он срубил избу-пятистенник, семья большая, чтобы всем хватило места. Держат хозяйство: двух добрых коней, кормилицу-корову, пару свиней, уток, курей. Живности полный двор, а без неё никак, семья большая и её кормить нужно.

     Прокопий крепкой породы. Кряжистый, невысокий, с широкими плечами откинутыми назад и длинными мозолистыми руками. Верхняя часть туловища как-бы проседала, придавливая ноги, которые при этом  выдавались коленями вперед. Ходил как утка, переваливаясь из стороны в сторону, с прямой спиной на полусогнутых  ногах. Волос не носил, голову брил, были небольшие усики. Лицо маленькое, на котором выделялись глаза: добрые и с грустинкою. Одевался просто, по-рабочему: штаны, заправленые в сапоги, косоворотка, пиджак и картуз. Для праздников и выходов в церковь было всё тоже самое, но пошитое из хорошего материала и белая рубаха.

     Прокопий мастеровой человек. Всё может. Избу поставить - пожалуйста, сапожничать - делать нечего, но более всего он известен как печник. В округе все печки прошли через его руки: что-то сам делал, а что-то переделывал после других. Слава о нем прошла по городу и его завалили работой. Он не отказывался. Вместе с Марией ходят по дворам и правят печи. О чудо печнике узнало городское партийное начальство и предложило делать ремонт кабинетов. С тех пор каждый год Прокопий с Марией работали по ремонту кабинетов в горкоме. Работал Прокопий и на молокозаводе, и хлебопекарном, и других предприятиях. Рассчитывались с ними продуктами, иногда деньгами. Прокопий был рад, в его большой семье все сгодится.

     Зимой, когда работы не было, Прокопий не сидел без дела. Выезжал в соседнюю Оренбургскую область, богатую мануфактурой,  пуховыми шалями, скупался. Всё купленное продавал с наваром. Каждая заработанная копейка помогала содержать большую семью, да еще Прокопий помогал сестре Матрёне, оставшейся без мужа, у которой было пятеро детей. Заботу о них он взял на себя. Много народа на попечении у него и всех надо одеть, обуть и накормить, вот и крутился Прокопий весь год без устали.

     Однажды возвращался с товаром из Оренбурга зимой. Дорога шла лесом, добрые кони легко катили сани. Снег выбивался из под копыт коней и саней, клубился и ветром поднимался к верху, и было такое чувство, что сани, запряжённые парой гнедых летят по воздуху. Дух захватывало от такой езды. Прокопий любил быструю езду зимой, не сдерживал коней, а они неслись быстро, подчиняясь настроению хозяина. День клонился к вечеру, в лесу сумерки наступили быстро, обеспокоеные кони понесли резвее, чувствуя опасность. И вдруг они сорвались и понеслись галопом, сзади нагоняла стая волков. Прокопий уцепился крепко руками за переднюю перекладину, главное удержаться и не выволиться из саней. Он полностью доверился своим коням,  верил, что вынесут родимые и они вынесли, волки стали отставать, путаясь в снегу, а затем и вовсе прекратили погоню. Заехал в деревню и заночевал у знакомого селянина, не рискуя ехать ночью.

     Не меньшею опасность представляли дорожные разбойники, промышляющие на дорогах и нападающие на одинокие повозки. Горе тому  путнику,  который попадался им.  Его грабили и убивали. Пришлось несколько раз встретиться с ними и Прокопию. Был такой случай. Проехал, как-то, село во второй половине дня и останавливался не стал, поехал дальше.  Ехал себе неторопливо, времени было достаточно, чтобы успеть к ночи в село, где и собирался заночевать и дал отдохнуть коням. Вдруг заслышал звон колокольчика сзади, обернулся, нагоняет его повозка с двумя мужиками при ружьях. Почувствовал не доброе Прокопий и шуганул коней, они родимые сходу пошли в отрыв. Догоняющая повозка тоже прибавила ходу и началась гонка, в которой надо победить, иначе смерть. И опять положился Прокопий на своих коней и они не подвели. Мужики стали стрелять, но пули уже не долетали. Гонка продолжалась еще некоторое время, а потом разбойники отступились. И снова кони спасли Прокопия.

     У Прокопия большой огороженный двор, во дворе ему вырыли колодец. В базарный день  он пускал на  постой  во двор крестьян с повозками и разрешал поить коней  из колодца. Всё это ему тоже приносило небольшой доход.

     Так и жил Прокопий, целыми днями в труде и заботе о большом семействе, но нашлись завистники. А как им не быть, коли у соседа хорошо живется, а им плохо? И пошли строчить доносы, мол такой, сякой, разбогател, надо бы его раскулачить. Письма дошли туда куда надо, а там те кому надо быстро приняли решение раскулачить, и расстрелять Прокопия, как вредного советской власти человека. Дело быстро сделалось, решение приняли в один день, не разбираясь. Семью выселить из избы, Прокопия арестовать.

     Старшая дочь работала в горкоме машинисткой в приёмной, она случайно увидела этот приказ, подорвалась со стула в кабинет секретаря.
- Что же вы делаете, собираетесь расстрелять моего отца, у него на иждевении столько детей, и вы оставите их без кормильца - она зарыдала и бросила на стол приказ о расстреле.

     Секретарь горкома прочитал приказ и написал записку, Прокопия Иванова не расстреливать, приказ на него отменяется.
- Сейчас всё зависит от тебя, успеешь, отец будет жив.
Она схватила записку, выскочила на улицу, побежала, крича вперёд.
- Не расстреливайте Иванова!
Успела. На тюремном дворе стояли осуждённые, уже приготовленные к расстрелу.
Начальник команды, прочитал записку.
- Иванов выйти из строя. Свободен. Благодари дочь, она спасла тебе жизнь.

     Дом всё же забрали, семья перебралась в небольшой домик, который купили распродав часть хозяйства.

     Стало жить сложнее. Прокопий продолжал ремонтировать печи, во дворе осталась корова и мелкая живность. Правда старшие дети пошли на свой хлеб уже полегче. А тут война, сыновья ушли на фронт, оставив на отца своих жен и детей. Опять пришлось Прокопию впрягаться и кормить семейство. Весной, летом, осенью он на речке бреднем ловил рыбу вместе со своей старухой. Бредень - это длинная сеть, натянутся между двумя жердями, одну жердь тянул Прокопий по грудь в воде, вторую - Мария, у берега по коленки. За день они ловили несколько ведер рыбы. Прокопий разносил по ведру рыбы солдатским вдовам с детьми,  себе оставлял ведро. Так сам кормился и другим помогал выживать.

     С войны вернулись оба сына. Живы и слава богу здоровы. До войны шоферили. На войне тоже при машинах были: один на полуторке подвозил снаряды на передовую, другой был водителем у командира дивизии. На гражданке снова стали шоферить. Жизнь понемногу налаживалась. Хотя, по-началу, было трудно, не хватало продуктов, но помогал своим детям Прокопий, продолжая ловить рыбу и этим все подкармливались. С Прокопием осталась младшая дочь, остальные разошлись по своим избам, кое-кому он помогал их строить.
- Сосед, как будем доживать? - беспокоясь о будущем, обращался Прокопий к соседу Кузьме - силы уже не те, да и здоровье становится хуже, меня вот кашель замучил.
- Да как нибудь - не вразумительно отвечал Кузьма.

     Жизнь внесла свою корректировку в судьбу Прокопия. Случилось несчастье. Во время ловли рыбы он провалился в колодец, который выкопал на берегу реки владелец огорода. Весной, во время разлива колодец заполнился водой, его не было видно, в него и угодил Прокопий. Выбраться уже не смог. Как утопленника, его исследовал паталогоанатом. В заключении написал, что захлебнулся и от этого погиб. Дополнительно в медицинской справке была приписка, что легкие сильно забиты сажей и жить ему оставалось от силы полгода.

     Два года тому назад по делам командирочным ехал я трое суток поездом. Ко мне в купе подсел мужчина моего возраста. Дорога длинная, мы познакомились, за знакомство выпили и закусили домашними припасами, затем разговарились. В начале кто, да где живет, где учился, где работает. Вечер длинный, никого к нам в купе не подселили, мы и проговорили всю ночь.

     Он рассказал мне историю своего деда, которого не видел, так как родился через десять дней после его гибели. Про деда ему рассказывала бабушка. История была мне интересной, я выспрашивал подробности, он, что-то вспоминал, а что-то уже и не помнил.

     Эта история сначала забылась, но потом перебирая бумаги, я нашёл короткие записи по ней и мне захотелось её восстановить. Что и сделал, изменив имя и фамилию своего героя и дополнив его историю.


       март 2019г.


Рецензии