Происшествие в школе

        Этот случай произошёл осенью 1954 года. Только что произошло объединение женских и мужских школ. Учиться мы стали во вторую смену, и главное в женской школе, где были свои традиции, свои методики преподавания, к которым мы были не готовы и, честно говоря, не очень хотели им следовать.

        Преподаватели у нас все были очень пожилые, конечно, мы им не хамили, но и не всегда выполняли их требования. До этого я учился в мужской школе № 59, построенной в начале двадцатого века меценатом Медведевым. Здесь на первом месте были технические предметы: математика, физика, химия, астрономия. К  устным предметам я готовился, как правило, на переменах, благо память была хорошая, а на уроках мы с моим товарищем Борей Брунем во что-нибудь играли. Правда, это не мешало нам учиться без троек. 

        В женскую школу мы с Борей перешли вместе, оказались в одном девятом классе и, конечно, вместе на последней парте. Учебе в то время много, что мешало, во-первых,  это девочки, они очень отвлекали даже во время уроков, и, во-вторых, наша привычка на устных уроках заниматься своими делами.

        А в новой школе на устных уроках требовалось конспектировать сказанное педагогом, а в конце урока он ещё имел плохую привычку вызывать и просил повторить, что мы только что  не слышали. Но обычно, когда играешь в морской бой или в балду не очень запоминаешь, о чём вокруг говорят. Наша педагог по истории Софья Адамовна, была маленькая седая старушка, которая честно хотела нас чему-то научить.

        Правда, в Институте, когда приходилось конспектировать лекции, я всегда добрым словом вспоминал её. А тогда по истории я уже к концу  сентября имел четыре или пять двоек. И каждый раз учительница просила вызвать в школу моих родителей, на что я всегда отвечал, что они очень заняты.

        Моя мама была очень активным человеком, и в старой и в новой школе она избиралась в родительский комитет. И вот в конце октября,  у нас на последнем уроке  была история. Занимались мы на пятом этаже,  и, нас, как маленьких, Софья Адамовна сводила  в раздевалку парами. И вдруг внизу я увидел маму, которая пришла на заседание родительского комитета.

        Увидев меня, она подошла и сказала мне, что оставила на плите щи и жареную картошку. И всё это на глазах моей учительницы. Софья Адамовна сразу обратилась ко мне с вопросом: «Слуцкин, это Ваша мама?» Я моментально среагировал и сказал, что «нет, это моя соседка». Мама, конечно, сразу заявила, что она моя мама, и тут на меня посыпалось с двух сторон.

        С тех пор прошло шестьдесят пять лет, а я, как наяву, вижу эту ужасную картину, и каждый раз мне становится стыдно, что я хоть на несколько секунд отказался от своей мамы.  А Софье Адамовне я благодарен, её методика очень помогла мне в жизни, и, кстати, в аттестате зрелости по истории у меня была отличная оценка.


Рецензии